Плохими дорогами россиянина не удивишь. В Ленобласти с этим всё тоже «хорошо». Из одного райцентра в другой подчас проще доехать через Петербург, чем по более-менее прямому маршруту. Вот так и на линии Приозерск — Каменногорск — Выборг. А почему?
Историю свою эта дорога ведёт явно с тех времён, когда эти территории входили в состав Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи, а возможно и вообще этот маршрут восходит к глубокой древности.
Во времена Советского Союза приграничные с Финляндией Выборгский и Приозерский районы Ленинградской области имели многокилометровые закрытые зоны, куда можно было попасть только по пропускам и где практически всем, включая дороги, распоряжались военные. И трафик автомобильный тогда был, конечно же, другим из-за отсутствия у абсолютного большинства граждан страны средства передвижения, которое и поныне для многих является роскошью.
Упоминание этой дороги как федеральной трассы А-124 можно встретить на просторах Интернета, но это, видимо, какой-то пережиток — такую маркировку вы не найдёте ни в одном перечне Росавтодора, Ленавтодора и других профильных ведомств.
Зато в различных документах фигурирует региональная автодорога 41К-185 Комсомольское — Приозерск. В общем и целом это и есть проходящий через Каменногорск маршрут между двумя расположенными на Карельском перешейке районными центрами Ленобласти.
Дорога начинается близ Ларионово на федеральной автотрассе «Сортавала» (по которой можно доехать до Приозерска), далее следует через Коммунары, Мельниково, Козлово, Бородинское, Каменногорск, Возрождение и соединяется недалеко от Комсомольского с федеральной автотрассой «Подъезд к МАПП Светогорск» (по которой путешественник попадает в Выборг).
Общая протяжённость двухполосной дороги (по одной полосе в каждую сторону) оценивается в 115 километров. Трасса довольно-таки извилистая, но крутых спусков, подъёмов и опасных поворотов здесь нет. Трасса пересекает множество небольших речек, а также реку Вуоксу в Мельниково и Перевозном, а в посёлке Козлово — озеро Любимовское, то есть имеются мосты, находящиеся в разной степени изношенности.
Кстати
Извилистость старинных дорог на территориях, входивших когда-то в состав Финляндии, объясняется тем, что их маршрут прокладывался по границам частных участков с одинаковым по ширине отчуждением земли у владельцев.
Пользователи глобальной Сети оценивают качество дорожного покрытия трассы в 3 балла, отмечая, что на дороге присутствуют неровности, ямы, местами очень разбитые отрезки пути, грунтовый участок от Маслово до Мельниково и только дальше в сторону Приозерска есть асфальтовое покрытие среднего качества.
Отзывы таковы:
«Поберегите подвеску и нервы. Не ездите здесь».
«Будьте готовы к нескольким десяткам километров извилистой гравийки с приличным количеством грузовиков в обе стороны и соответствующим облакам пыли от них».
«Вот уже несколько лет тут нет дороги. На участке от посёлка Коммунары (близ Приозерска) до Каменногорска нет асфальта, (и заправок, кстати, тоже), просто едете и убиваете подвеску на скорости 15 км/ч».
Ремонтные работы на различных участках трассы производятся регулярно. Например, в региональной адресной программе на 2021 год значится, что АО ПО «Возрождение» приводит в порядок участок с 41-го по 46-й километр, а ООО «Техносфера» должно завершить капитальный ремонт на участке с 56-го по 59-й километр в районе Мельниково.
Кстати
В октябре прошлого года пресс-служба губернатора Ленобласти бодро сообщала, что при ремонте трассы Комсомольское — Приозерск у посёлка Бородинское применяется технология холодной регенерации основания гравийных участков дорог, это должно «окончательно решить вопрос с образованием пыли после проезда транспорта».
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по заказу «Ленавтодора» на трассе «обновляется почти 30 километров от Боровинки через Михалёво до Козлово».
Работы разделены на три этапа: восстановление асфальтового отрезка, ремонт гравийного покрытия и проведение холодного ресайклинга в Бородинском.
Причём «дорожники Ленинградской области уделяют особое внимание трассе Комсомольское — Приозерск», поскольку эта магистраль «является основным путём для машин и автобусов, курсирующих между населёнными пунктами Выборгского и Приозерского районов».
Тогда же в октябре прошлого года «Ленавтодор» заключил контракт на капремонт трёхкилометрового участка этой дороги от Мельниково до границы Выборгского района, где «грунтовка» должна превратиться в асфальтированную дорогу. Работы займут около двух лет.
Пока что, судя по отзывам автомобилистов, эти победные реляции их не впечатлили после путешествия из Приозерска в Выборг через Каменногорск…
Напомним, что в середине апреля, то есть в начале сезона активных дорожных работ, «Родина на Неве» обобщила планы федеральных и региональных ведомств на сей счёт.
Росавтодор анонсировал масштабные работы на автотрассе Р-21 «Кола», которые, впрочем, на этой дороге ведутся уже несколько лет. Сейчас планируют привести в порядок 50-километровый участок в Лодейнопольском районе.
Ленавтодор, помимо адресной программы, собирается выполнить в этом сезоне часть ремонтных работ, запланированных на будущий год. В Выборгском районе — подъезд к Пушному и участок дороги на Смирново от развязки с трассой «Скандинавия» до поворота на Пальцево. Во Всеволожском — семь километров трассы до Борисовой Гривы. В Ломоносовском районе — ремонт дороги Анташи — Красное Село от Дятлиц до Ропши. В Лужском районе — участки дороги Толмачёво — Нарва в Осьмино и трассы Павлово — Луга от Волкино до Заручья. В Тосненском районе — два подъезда к станции Рябово, Вокзальная улица, подъезд к Тосно, участок от поворота на М-10 «Россия» до Никольского.
Все последние годы муниципальные образования получают субсидии из областного бюджета на проведение капремонта дорог. В общей сложности в течение трёх лет регион направит на эти цели 2,1 миллиарда рублей: 453 в 2021-м, 938 — в 2022-м и 762 миллиона рублей — в 2023 году.
Распределение средств происходит на конкурсной основе: муниципальтеты сами определяют объекты ремонта, после чего предоставляют пакет документов в дорожный комитет Ленобласти, комиссия оценивает заявки на основе утверждённого положения о выделении субсидий.
Этот порядок действует с 2012 года. За девять лет так отремонтировано более 500 километров местных дорог (общая протяжённость муниципальных трасс в регионе превышает 11 тысяч километров).
А пока, знакомясь с городами Ленинградской области, из Приозерска до Каменногорска проехал депутат Государственной думы Алексей Журавлёв. Дорога его впечатлила. «По этой дороге будто бы кучно отработала артиллерия! А власти то и дело рассказывают о больших деньгах, вложенных в ремонт дороги… Поразительно!» — заявил Журавлёв на пресс-конференции, на которой он подвёл итоги поездки по Ленинградской области.
Игорь Теплов