Из фотомодели в военные корреспонденты: великие потрясения Ли Миллер

Miller_Lee
Режиссёр Эллен Кёрас сняла фильм о Ли Миллер

Ли Миллер (1907-1977) – американская модель, художница и бесстрашный фотокорреспондент. Живя в Париже в 1920-1930-е годы, она вошла в мир местной богемы. Она была музой и любовницей фотографа-сюрреалиста Ман Рэя, страстью художника Пабло Пикассо и женой британского живописца Роланда Пенроуза. Но в историю она вошла как бесстрашный военный фотокорреспондент.

Кстати, она могла бы и не войти в историю, точнее, о ней знали бы лишь исследователи истории фотографии, если бы не её сын Энтони. После смерти матери он на чердаке дома обнаружил сделанные её фотографии и издал их в виде книги под названием «Война Ли Миллер».

Что заставило Ли Миллер спрятать свои работы от чужих глаз? Мощный посттравматический синдром, которым она страдала после Второй мировой войны. Она спрятала то, напоминало ей об её ужасах.

Само превращение женщины из богемной львицы в военного корреспондента, конечно, удивляет. Но оно произошло. И это превращение, конечно же, интересно понять. Именно эту попытку предприняла режиссёр Эллен Кёрас, снимая фильм о Ли Миллер, который в оригинале называется “Lee”, а в России он получил название «Великая». Картина вышла на экраны 21 ноября 2024 года.

Ли Миллер проделала путь из фотомоделей в военные корреспонденты

В главной роли Кейт Уинслет. Наверное, выбор актрисы во многом определил то, что в картине рассказывается только предвоенная и военная части жизни Ли Миллер. Всё же было бы странно, если бы Уинслет в возрасте далеко за сорок изображала бы 20-летнюю Миллер на подиумах Нью-Йорка.

Фильм основан на книге «Жизнь Ли Миллер», написанной сыном фотографа Энтони Пенроузом (в исполнении Джоша О’Коннора). Собственно, он и построен как интервью, которое она даёт сыну незадолго до своей смерти. Постаревшая, измученная воспоминаниями военная корреспондентка рассказывает историю своей жизни. Страшные образы, запечатлённые на её фотографиях, становятся ключом к пониманию её переживаний: сложные, порой болезненные отношения с мужчинами, отчаянная борьба за независимость и неутолимая жажда запечатлеть правду войны…

В начале фильма Миллер уведомляет, что была музой. И всё. Была и была. Мы попадаем в компанию Миллер конца 30-х. Это богема. Художники и поэты живут предчувствием надвигающейся катастрофы. Ли знакомится со своим будущем мужем – британским живописцем Роландом Пенроузом. Переезжает в Лондон, где её и застаёт начало мировой войны.

Ли Миллер не хочет просто прятаться от бомб и сводить концы с концами в трудное военное время. Она, жаждая действия, становится корреспондентом легендарного модного журнала “Vogue”. Ли Миллер запечатлевает ужасы войны по нарастающей: разбомбленный Лондон, суровые будни солдат после высадки на французском атлантическом берегу, разрушенный город-крепость Сен-Мало на западе Франции, первое применение напалма, измученные работники полевых госпиталей, умирающие узники нацистских концлагерей… И наконец – ванна Гитлера в его мюнхенской квартире. Она принимает её: в левом углу – портрет Гитлера, а в правом – женский бюст, на который Ли бросает взгляд. Снимки пронизаны болью и страданием. Это мощные документы эпохи.

Музыкальное сопровождение многократно усиливает эмоциональное воздействие каждой сцены и позволяет глубже прочувствовать душевные терзания Ли Миллер.

«Великая» – это не просто портрет выдающейся женщины, это глубокое размышление о роли искусства в переломные моменты истории, о журналистской смелости и о том, как личные драмы переплетаются с общественными потрясениями.

Дарина Адамец

Вам будет интересно