На фоне мировых новостей о наступившей в России «демографической зиме», ведущей к старению населения и его убыли, а также указов Президента Путина о необходимости нарастить средний коэффициент рождаемости в России до отметки в 1,6 ребёнка на женщину, отечественные селебрити продолжают яро пропагандировать бездетность.
Так, на днях на известном сайте появилась вакансия личного помощника для актрисы Ирины Горбачёвой. На эту должность разыскивается москвичка 23-37 лет, с обязательным условием — отсутствием… нет, не вредных привычек, — детей (!), которые, впрочем, как будто уравнены. Этот критерий числится третьим по важности в обширном списке требований, а мотивируется такая «дискриминация» тем, что «важны мобильность и возможность оперативной реакции по срочным задачам». Как говорится, спасибо, что объяснили, на каком основании нарушаете ТК РФ.
Между тем, всем образованным россиянам сегодня известно, что страна находится в очередной демографической яме, хуже которой были лишь показатели 1999 года, по которым принято измерять демографическое дно, ставшее, в свою очередь, отголоском Великой Отечественной войны и распада Советского Союза. Под занавес XX века в стране родились 1,215 миллиона младенцев против 1,265 — в 2023 году.
Очевидно, что причины нынешнего падения рождаемости лежат в плоскости сразу нескольких проблем: экономической, социальной и ментальной. И ментальная часть — это как раз то, что формируется при наличии или отсутствии позитивных примеров в обществе.
Не секрет, что сегодня институт семьи и брака в России переживает кризис. Так, по последним подсчётам, в России велик процент неполных семей, в результате чего каждый третий ребёнок воспитывается одним родителем, а молодые семьи всё чаще откладывают рождение детей из-за материальных и психологических проблем. Учёные выяснили, что чаще всего решиться на материнство женщинам мешает страх остаться невостребованной в обществе, а, значит, не обеспеченной и неустроенной. Именно поэтому первый младенец всё чаще появляется в браке под занавес лучшего репродуктивного возраста — только в 26 лет. Говорить о рождении последующих малышей в 30+ становится всё сложнее.
А теперь вернемся к требованиям, выдвигаемым работодателями, как гарантами соблюдения трудового законодательства, и которым, казалось бы, не нужно напоминать о социальной ответственности за нанимаемых сотрудников. Так вот, сегодня всё реже в трудовых коллективах хотят видеть как женщин с детьми, так и семейных мужчин. С одной стороны, это объясняется тем, что бездетные сотрудники проще относятся к индексации зарплат, так как дома их не ждут голодные рты, а также такой персонал можно беспощадно эксплуатировать в режиме 24/7, не делая скидку на необходимость проводить время с семьёй, в домашних заботах.
Больше того, популярен миф, что одинокие сотрудники — это самые «увлечённые» работники, так как дома их ничто не держит, только телевизор, и «даже собаку они не могут завести, так как её выгуливать некому». И вот на таких неустроенных в личном плане людях наш бизнес растёт, выжимая все соки, не отдавая ничего взамен. А после увольнения у «отработавших своё» остаются отнюдь не дружба работодателя, а одиночество и тусклый взгляд в потолок. О скоротечности жизни не стоит забывать ярым карьеристам, как и бизнесу — о том, что «одиночки», как правило, менее дисциплинированы и более непоседливы, их мотивация ниже, так как им не нужно содержать детей и платить высокую ипотеку.
И тем более показательно, что пренебрежительное отношение к сотрудникам, детям, семьям и решениям Президента открыто демонстрируют медийные личности, инфлюенсеры и весь остальной инфобиз. Свою популярность данная категория использует, к сожалению, отнюдь не во благо обществу, прекрасно осознавая, что транслируемая ролевая модель будет перениматься многими незрелыми умами. Это ли не подрывная деятельность в границах государства? Как говорится, с такими «друзьями» и врагов не надо.
Сегодня всё чаще говорят о том, что производимый медийный контент должен ориентироваться на улучшение демографической ситуации, и образы семей с детьми, наконец, должны перестать ассоциироваться со сплошным негативом. Однако пока до представителей шоу-бизнеса в целом не дойдёт, какая степень ответственности лежит на каждом из них персонально, а также пока они не перестанут намеренно транслировать свои «весьма ценные» взгляды на действительность, все попытки государства повлиять на рождаемость будут тщетны.