105 лет назад в России была создана первая в мире эскадра бомбардировщиков
23 декабря 1914 года император Николай II подписал указ о формировании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Таким образом, был создан первый в мире авиаотряд бомбардировщиков. Его успешные действия во время Первой мировой войны прославят русское оружие и придадут мощный стимул дальнейшему развитию отечественной бомбардировочной авиации.
Игорь Сикорский и его воздушные богатыри
Отцом русской бомбардировочной авиации по праву считается талантливый российский авиаконструктор Игорь Сикорский, в 1910 году (в возрасте 21 года) лично поднявший в воздух первый самолёт собственного изобретения «С-2», а с 1912 года по 1917 годы работавший главным конструктором воздухоплавательного отделения Русско-Балтийского завода в Санкт-Петербурге.
Здесь под его руководством был создан первый в мире тяжёлый аэроплан «Русский Витязь». Снабжённый четырьмя моторами и весивший две тонны, гигант с размахом крыльев 27 метров мог поднять в воздух груз весом в одну тонну, в то время как ни один из существовавших на тот момент в мире самолётов не мог взлететь с грузом тяжелее 300 килограмм.
Свой первый полёт он выполнил в мае 1913 года, а уже в августе установил мировой рекорд по продолжительности непрерывного нахождения в воздухе — 1 час 54 минуты. Совершив около 70 полётов, «Русский Витязь» стал жертвой курьёзного случая: в сентябре 1913 года от пролетавшего над ним аэроплана отлетела часть двигателя и серьёзно повредила гиганта. Сикорский решил не восстанавливать его, а создать новый тяжёлый самолёт, которому предстоит стать легендарным «Ильёй Муромцем».
Профессиональная репутация молодого 24-летнего инженера на тот момент уже была настолько высока, что император Николай II распорядился выделить из казны на его проект 75 тысяч рублей, а Военное министерство заказало ему сразу 10 самолётов нового типа.
Поразительно, но уже в октябре 1913 года, спустя всего месяц после происшествия с «Русским витязем», самолёт был готов, и в декабре совершил свой первый полёт. Выглядевший ещё более внушительнее своего предшественника, четырёхмоторный «Илья Муромец» весил три тонны и имел размах крыльев в 30 метров. Его длина составляла 19 метров, и он мог находиться в воздухе без дозаправки более шесть часов, развивать скорость до 130 километров в час и подниматься на высоту до двухкилометров. Что касается грузоподъёмности, то самолёт мог перевозить более двух тонн.
При этом было сделано всё, чтобы обеспечить членам экипажа максимальный комфорт. Так, впервые в истории авиации позади кабины пилота был оборудован отдельный салон с плетёными креслами и откидными столами. Салон освещался электрическими лампочками и отапливался. Отдельная дверь из него вела… в ванную комнату и туалет. Словом, на тот момент это было чудом техники,словно сошедшим со страниц фантастических романов Жюль Верна.
До начала Первой мировой войны «Ильи Муромцы» успели совершить несколько десятков успешных полётов. Особенно впечатляла современников их отменная управляемость, позволявшая огромной машине без всякого риска пролетать над землей на высоте всего 400 метров.
Не обошлось и без новых мировых рекордов. Так, 12 февраля 1914 года «Илья Муромец» совершил успешный перелёт из Петербурга в Киев, выполнив лишь одну промежуточную посадку. При этом на борту лайнера, управляемом лично Игорем Сикорским, находилось 16 пассажиров и пес по кличке Шкалик, их общий вес составлял 1290 килограмм. Таким образом, было установлено сразу два мировых рекорда — по продолжительности полёта (шесть с половиной часов)и грузоподъёмности.
А в мае 1914 года свой первый взлёт с поверхности воды совершил «Илья Муромец», переделанный Сикорским по заказу Военного ведомства в самолёт-амфибию. Снабжённый поплавками и четырьмя сверхмощными двигателями он стал первым в мире гидропланом.
Авиаторы в доспехах
К началу Первой мировой войны в распоряжении Военного ведомства находилось 10 самолётов «Илья Муромец». Их сразу же распределили по десяти эскадрильям, каждая из которых включала один бомбардировщик и несколько лёгких аэропланов. Поначалу военные не понимали всего потенциала тяжёлых аэропланов и пытались использовать их только для разведки, однако вскоре был сделан вывод о неэффективности такой тактики, и 23 декабря 1914 года император Николай II утверждает предложение Военного ведомства о формировании отдельного бомбардировочного подразделения — Эскадры воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец» — первого в истории авиасоединения тяжёлых бомбардировщиков.
Теперь эти самолёты решили использовать по назначению — для нанесения ударов по позициям противника и его тылам. Для этого «Ильи Муромцы» снабдили бомбами крупного калибра, а для защиты от истребителей — несколькими пулемётами. Впрочем, не обошлось и без курьёзов.
Так, первое время на «муромцах» устанавливали 37-миллиметровую пушку Гочкиса «для стрельбы по цеппелинам». Однако выяснилось, что стрелять, а тем более попадать в цель из неё во время полёта практически невозможно. Вдобавок отдача сотрясала воздушный корабль и мешала его управлению. Ещё одним вредным «ноу-хау» стало бронирование бомбардировщиков, корпус которого опоясали стальной броней, что резко снизило его технические характеристики, лишив лёгкости маневрирования и снизив потолок высоты.
Но и это ещё не всё. В броню попытались заковать… даже авиаторов. Интересное свидетельство об этом мы нашли в книге «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского», изданной в 1930 году в Белграде и написанной бывшим начальником медицинской службы ЭВК Константином Финне:
«До чего доходила тогда неосведомленность в вопросах боевой авиации, показывает присылка Путиловским заводом для испытания настоящих рыцарских доспехов из прекрасной, хорошо закалённой двухмиллиметровой стали. Закованный в эти доспехи лётчик мог двигаться в них лишь с большим трудом. Само собою разумеется, от всего этого вскоре отказались и как орудия с “Муромца”, так и эти доспехи загромождали лишь склад того сравнительно небольшого имущества, которым располагали сформированные для боевой работы отряды аэропланов “Илья Муромец”».
В итоге оказалось, что семи пулемётов, установленных на «Илье Муромце», вполне достаточно для его полноценной защиты от воздушного нападения, а бомбовая нагрузка позволяет нанести эффективный урон любым наземным целям.
Бомбардировка и разведка
Первый бомбардировочный боевой вылет «Ильи Муромца» состоялся 14 (27) февраля 1915 года. Самолёт под командованием капитана Георгия Горшкова (кстати, первого в мире лётчика-бомбардировщика и первого военного лётчика-инструктора в Российской империи — прим. авт.), взлетев с лётного поля в польском местечке Яблонна, неподалёку от Варшавы, совершил налёт на австрийскую железнодорожную станцию Вилленберг, в результате чего были разрушены железнодорожные пути, здание станции, а также стоявшие на путях воинские эшелоны. Погибло несколько десятков австрийских солдат. При этом члены экипажа «Ильи Муромца» произвели аэрофотосъёмку результатов бомбардировки.
Спустя месяц самолёт Горшкова выполнил глубокий разведывательный рейд по тылам противника по маршруту Яблонна-Вилленберг-Найденбург-Зольдау-Лаутенбург-Страсбург-Торн-Плоцк-Млава-Яблонна протяжённостью более 600 километров. В итоге русское командование получило в своё распоряжение подробные фотоснимки вражеских позиций и военных объектов.
Комендант крепости Ново-Георгиевск генерал-лейтенант Николай Бобырь так оценивал действия Эскадры воздушных кораблей в своем донесении в штаб Северо-Западного фронта:
«Полёты показали крупное преимущество воздушного корабля “Илья Муромец” по сравнению с самолетами других образцов.
Разведка с “И. М.” ведётся с особой тщательностью вследствие, как удобства наблюдения, так и возможности фотографировать, что вместе с тем придаёт разведке большую достоверность.
Разведка может вестись также с большим спокойствием и уверенностью, так как высота полётов (при последних полётах свыше трёх верст, притом сравнительно легко набираемая и легко сохраняемая) делает “Илью Муромца” почти неуязвимым даже для устроенных с целью поражения воздушных приборов — пушек.
Одновременно со всем изложенным, имея грозное вооружение и, неся большие запасы бомб, “Илья Муромец” является грозным наступательным орудием, причём удобство обращения с вооружением — полное, а меткость метания бомб, как на полетах в Яблонне, так и при боевых разведках — получилась более чем удовлетворительная.
Взятые у Прасныша немецкие лётчики показали, что им известно о существовании у нас больших самолётов, и что в Германии сильно ощущается недостаток таковых.
Вообще полагаю, что воздушные корабли “Ильи Муромцы” окажутся весьма хорошими для боевой работы, когда окончательно обучится полётам их личный состав, что ведётся весьма усердно. Если даже не признавать сейчас этих воздушных кораблей вполне совершёнными, то всё же сделан громадный шаг вперёд в деле завоевания воздуха, проложен путь к дальнейшему улучшению, и честь этого успеха, к большой нашей гордости, принадлежит и всегда будет принадлежать России».
Всего за годы Первой мировой войны самолеты Эскадры воздушных кораблей (число которых к концу войны достигло 60-ти) совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб, и причинив противнику большой урон в живой силе и технике. Кроме того, пулемётным огнём с русских бомбардировщиков было уничтожено 12 вражеских истребителей.
С нашей стороны, в результате воздушного боя, была потеряна всего одна машина, одновременно атакованная 12 (25) сентября двадцатью (!) немецкими истребителями. Все члены экипажа «Ильи Муромца» погибли и были похоронены противником с воинскими почестями.
Ещё два самолёта были сбиты зенитками, причём один из них дотянул до своего аэродрома, но был списан из-за тяжёлых повреждений.
Таким образом, русские бомбардировщики продемонстрировали свои превосходные лётные и боевые качества, по которым они превосходили практически все имевшиеся у участников войны самолёты подобного класса.
Финал
Увы, после выхода России (уже советской) из войны, «Ильи Муромцы» оказались не востребованы. База ЭВК, находившаяся осенью 1917 года в Виннице, попала под контроль гайдамаков, а затем — немцев. Имущество эскадры было разграблено, с самолётов сняли вооружение и навигационные приборы. Часть бомбардировщиков попросту сожгли.
В марте 1918 года в Петрограде из находившихся там нескольких бомбардировщиков сформировали отдельное подразделение в составе Красного военно-воздушного флота. Но из-за отсутствия военных авиаторов и обученного обслуживающего персонала, а также дефицита запчастей, ни один из самолётов так и не принял участия в военных действиях.
В 1921 году шесть остававшихся в строю самолётов-гигантов попытались использовать для обслуживания почтово-пассажирской линии Москва-Харьков. Однако из-за сильного износа их двигателей через полтора года линия была закрыта, а «Ильи Муромцы» — списаны.
Их знаменитый создатель Игорь Сикорский, предупреждённый знакомым, работавшим в ЧК о том, что в ближайшие дни его собираются арестовать и расстрелять, в феврале 1918 года бежал из Петрограда в Лондон, а затем в Париж, откуда позднее эмигрировал в США. Здесь он основал собственную авиастроительную фирму и получил мировое признание как выдающийся авиаконструктор, создав, в частности, первый в мире вертолёт.
Капитан Горшков, выполнивший первый боевой полёт на «Илье Муромце», в 1918 году стал одним из руководителей петлюровской Украинской народной республики, а затем гетманской Украины. После взятия Киева большевиками он попытался пробраться на Дон, где действовала Добровольческая армия генерала Деникина, однако в Одессе его арестовали чекисты, которые его отправили в Москву, где в августе 1919 года его расстреляли.
Однако «Ильи Муромцы» сослужили отличную службу нашей Родине, и проложили путь для формирования в России мощной бомбардировочной авиации, остающейся одной из сильнейших в мире по сей день.
Игорь ЧЕРЕВКО