«Идоменей» со счастливым концом

idonemeo

Если вы хотите узнать, с чего начинается опера, вам надо в среду, 25 июня, прийти в Концертный зал Мариинского театра, где будет дана первая «взрослая» опера Вольфганга Амадея Моцарта «Идоменей, царь критский».

Конечно, это произведение – далеко не первая опера в мире. Но это одна из немногих опер-сериа, которые дожили до нашего времени и исполняются в театрах. Судьба «Идоменея» была непростой. «Успешная премьера в 1781 году, немногочисленные постановки в XIX веке… и неутешительный вердикт знатоков, вынесенный в начале XX столетия, – музыка гениальная, но традиционный жанр итальянской оперы-сериа безнадежно устарел. Лишь во второй половине прошлого века началось возрождение “Идоменея”, и к нашему времени он вернулся на сцены театров», – рассказывает музыковед, доктор искусствоведения Лариса Кириллина.

Что касается оперы-сериа, это направление в опере родилось задолго до того, как начал творить Моцарт – в Неаполе в конце XVII века. Самые известные его мастера – Алессандро Скарлатти, Георг-Фридрих Гендель, Никола Порпора, Кристоф Виллибальд Глюк, Антонио Сальери. В опере-сериа обыгрывается героико-мифологический или легендарно-исторический сюжет с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладают речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые будто состязаются друг с другом в вокальном мастерстве.

Для Моцарта опера-сериа – старый жанр. А поэтому он попытался влить в ветхие мехи новое вино. «В ряде случаев он вынужден был уступить требованиям певцов, выросших на опере-сериа. Всё же композитор трактовал традиционные формы и приёмы по-своему, ставя их на службу новым выразительным задачам», – объясняет советский музыковед Абрам Гозенпуд. «Музыка в моей опере – для людей любого рода, за исключением длинноухих» – так с гордостью писал Вольфганг Амадей Моцарт своему отцу Леопольду по поводу «Идоменея».

24-летний Моцарт в своей первой «взрослой» опере, написанной по заказу баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора на либретто Джамбаттиста Вереско, вслед за многими его предшественниками на ниве оперы-сериа обращается к античному мифу о критском царе Идоменее. У берегов Крита мощная буря разбила корабль, на котором возвращался домой один из победителей Трои царь Идоменей. Чудом спасенный, он дает клятву богу морей Посейдону (Нептуну) – принести в жертву первое живое существо, которое встретит на берегу. И этим существом оказывается его собственный сын…

«Моцарт передаёт кипение и борьбу чувств, столкновение любви и долга, напряжение действия, используя все средства оперной выразительности, не пренебрегая колоратурными украшениями», – отмечает Абрам Гозенпуд. Однако, поскольку Моцарт писал оперу для карнавала, то он придумал ей другой конец, нежели в мифе – счастливый: все выжили, любящие сердца обвенчались.

В Мариинском театре «Идоменей, царь Критский» идёт в постановке режиссёра Александры Взятышевой.

Начало спектакля в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно