Репертуар Мариинского театра интересен, помимо много чего прочего, ещё и тем, что в нём немало уникальных опер. Оперы, написанные во второй половине ХХ века, уникальны уже только временем своего появления – когда оперное искусство могло превратиться в нечто вроде музея, в искусство прошлого. А в репертуаре Мариинского театра новейших опер несколько: здесь и произведения британца Бенджамина Бриттена, и Родиона Щедрина, и Леонида Клиничева, а также опера «Идиот» Мечислава Вайнберга, очередной показ которой состоится 23 июня.

Мечислав (Моисей) Вайнберг – композитор очень многоплановый. Широкой публике он известен не столько серьёзной музыкой, сколько произведениями «лёгкого жанра». Он долго и плодотворно работал в сфере искусства кино – писал музыку для фильмов, например, для таких известных, как «Укротительница тигров» (1954), «Летят журавли» (1957), «Последние залпы» (1960), «Гиперболоид инженера Гарина» (1965), «Афоня» (1975), и мультфильмов («Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух» и многие другие). Тем не менее Вайнберг – очень серьёзный композитор: 22 симфонии, концерты для струнных инструментов, два балета, семь опер. Плюс серьёзное произведение в лёгком жанре – оперетта «Золотое платье» (1980).
«Идиот» – последняя опера Мечислава Вайнберга. Завершил он её в 1986-м и, несмотря на то, что умер он через 10 лет, полноценной постановки её он не дождался. Мировая премьера «Идиота» прошла 9 мая 2013 года на сцене Мангеймского оперного театра под руководством Томаса Зандерлинга – немецкого дирижёра, долго работавшего в России и получившего российское гражданство. Во многом благодаря усилиям Зандерлинга мир и узнал об операх Вайнберга.
«Музыка “неизвестного советского композитора” стала настоящим откровением для Европы, поспешившей назвать его третьим после Шостаковича и Прокофьева», – отмечают на сайте Мариинского театра, где премьера «Идиота» прошла 6 июля 2016 года в постановке режиссёра Алексея Степанюка, не боящегося перекладывать на язык драматургии сложные музыкальные тексты.
А музыка оперы «Идиот» сложна.
Известно, что Мечислав Вайнберг находился под влиянием Дмитрия Шостаковича, с которым познакомился во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Ташкенте. «Младший современник Шостаковича и старший современник Шнитке» – так охарактеризован Вайнберг на сайте Мариинского театра. Дмитрий Шостакович считал Вайнберга своим другом, иначе вряд ли бы он, рискуя навлечь на себя недовольство власти, ходатайствовал о его освобождении. (Вайнберг, будучи зятем режиссёра Московского государственного еврейского театра Соломона Михоэлса, подозреваемого в участии в «сионистском заговоре» против Сталина и погибшего при странных обстоятельствах в Минске в январе 1948 года, едва не стал жертвой последней волны репрессий.)
«Вайнберг принадлежит к системе музыкальной планеты по имени Шостакович. Их объединяло время, интерес к полифонии, драматургической конфликтности в музыке. При этом стиль композитора Вайнберга имеет особый, уникальный тембр, полный тепла и лирики – здесь явные фольклорные корни (славянские и еврейские). А любовь к песенности, к вокалу – это то, что точно отличает творчество Вайнберга от творчества Шостаковича», – написала в рецензии на оперу «Идиот» критик-любитель Людмила Жигулёва, известная как Мила Тонбо. «Четыре части романа Достоевского превратились в четыре часа музыки с интенсивным симфоническим развитием, запоминающимися мелодиями, системой лейтмотивов», – читаем мы на сайте Мариинского театра.
Творчество Достоевского уже больше ста лет привлекает оперных композиторов. Вспомним «Игрока» Сергея Прокофьева (1916) и «Из Мёртвого дома» Леоша Яначека (1930). Кстати, большинство опер по произведениям Достоевского написано во второй половине ХХ века, а некоторые и в начале XXI, например, «Братья Карамазовы» Александра Смелкова (2008), которая тоже была поставлена в Мариинском театре.
Либретто оперы «Идиот» Вайнберг писал в соавторстве с известным музыковедом Александром Медведевым, с которым его познакомил Дмитрий Шостакович. Начали они сотрудничество с оперы «Пассажирки». «Масштаб романа Достоевского диктует авторам формат “большой оперы”. Её первоначальный объём – четыре действия, десять картин и более трех часов музыки (208 минут “чистого” звучания!) – едва ли соразмерен современной оперной реальности (то есть едва ли по силам современному зрителю). Как следствие, когда дело доходит до постановки на сцене, опера неизбежно подвергается сокращениям», – объясняет издание «Музыкальное обозрение».
«В увлечении Вайнбергом и, в частности, его “Идиотом” отечество следует за новейшей западной модой. Очищенный (по прошествии времени) от слишком плотных ассоциаций с музыкальным языком Шостаковича, язык Вайнберга предстает эдаким оперным мейнстримом: уже точно классика, без навязшего в зубах XIX века, но ещё без всяких кивков в сторону поп-музыки вроде джаза с минимализмом. Всё очень серьёзно, всё тщательно и жирно оркестровано, всё речитативно рассказано подробнейшим образом. Четыре часа школьно-программного Достоевского в его самой душераздирающей музыкальной квинтэссенции – дорогой продукт для любого приличного оперного театра с претензией на интеллектуальность», – писала после премьеры «Идиота» в Мариинском театре арт-обозреватель Ольга Комок в «Деловом Петербурге».
С её точки зрения, постановщик Алексей Степанюк, считая, что оперу «Идиот» «необязательно смотреть», отделывается сценическим минимализмом: «Рисованная брусчатка под ногами, несколько экранов на колесиках с самыми депрессивно-художественными видами петербургских подворотен, подвешенные на верёвках ангел с Петропавловки, кусок Александрийского столпа и полкупола Казанского собора. Плюс склад стульев, из которых строится то поезд, то гостиная, то дача. Вот, собственно, и вся постановка». Модные авторы часто излишне критично и иронично оценивают творчество Алексея Степанюка. То они его упрекают в излишнем минимализме, то, наоборот, в «помпезности со стразами».
А вот зрительский непредвзятый отзыв о его «Идиоте» Милы Тонбо: «На сцене – Петербург. Странный город, у которого своя власть над людьми и временем. Город, который задаёт эстетику спектакля – лаконичную, стильную, выверенную. Петербургскую. Декорации минимальны, но достаточны».
Познакомиться с «Идиотом» Мечислава Вайнберга в постановке Алексея Степанюка можно 23 июня в Концертном зале Мариинского театра. Начало спектакля в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания