Несмотря на чудовищное состояние некоторых исторических зданий, Выборг не лишается своего обаяния. Сильное впечатление город оказал и на петербургскую художницу Екатерину Мохову, приехавшую в Выборг выполнить коммерческий заказ, который в итоге превратился в местный арт-объект. Речь идёт о граффити с эффектом дополненной реальности, нарисованном на опоясывающем аварийный дом Говинга заборе.
О судьбе памятника архитектуры регионального значения – доме книготорговца Говинга – «Родина на Неве» подробно писала в материале «Ценители архитектуры прощаются с домом Говинга в Выборге». Пятиэтажное здание, выполненное в стиле северного модерна, рушится на глазах. Во избежание потенциальной трагедии дом оградили строительным забором, занявшим часть Крепостной улицы. В итоге улица в исторической части города утратила вид, а у пешеходов возникали сложности в выборе маршрута передвижения.
Проблемы в связи с этим на тот момент появились и у малого бизнеса – подходы к некоторым кафе и магазинам оказались затруднены. Тогда и возникла идея создать на безликом заборе, перекрывающем перспективу, картину в формате дополненной реальности, интегрированную с картой обхода тупика. Как рассказала «Родине на Неве» художница Екатерина Мохова, которую пригласили реализовать задумку, идея принадлежит выборгской предпринимательнице, а эскиз возник уже в голове самой художницы, когда она впервые приехала в Выборг.
Это должно быть что-то тёплое, семейное, и самая главная задача была – попробовать сделать дополненную реальность, продолжение улицы.
«Концепция картины принадлежит мне, при этом я отталкивалась от пожеланий заказчицы. Она сказала, что это должно быть что-то тёплое, семейное, и самая главная задача была – попробовать сделать дополненную реальность, продолжение улицы. Я не была в Выборге до этого момента, и не знала, что было за этим забором», – рассказала художница. Чтобы проникнуться темой, она изучила, в том числе, исторические фото дома Говинга, и, конечно, прогулялась по Выборгу. Во время прогулок Екатерина обратила внимание на то, как бережно местные жители относятся к историческому наследию, хотя город в целом находится не в лучшем состоянии.
«Выборг – ни с чем не сравнимый, очень красивый город, и люди в нём стараются сохранять атмосферу. Местный малый бизнес на самом деле озабочен тем, чтобы его объекты, фасады, вписывалось в общую композицию. Люди, которые живут в старом городе, пытаются обустроить красоту, которая увядает. Выборг мне очень понравился, будучи первый раз там, я удивилась, насколько это европеизированный город, очень аккуратный. И очень-очень жаль, что не находится возможности заняться его обустройством, облагораживанием», – поделилась мнением собеседница издания.
Екатерина Мохова – художница из Москвы, которая год назад перебралась в Петербург. Она занимается росписью стен, фасадов, рисует большие холсты – «тянет на монументализм». При этом работает она только кистями и красками, никаких аэрографов или баллончиков в её арсенале нет.
Выборг – ни с чем не сравнимый, очень красивый город, и люди в нём стараются сохранять атмосферу.
Рисунок на рифлёной поверхности забора художница создавала три дня. Энтузиазм подогревало осознание того, что картина – не только указывает путь к коммерческому объекту, но и привлекает к тому, что скрыто за забором – дому Говинга, части исторического наследия города, и дальнейшей перспективе.
«Эта работа преследовала несколько целей. Во-первых, люди, ориентируясь по карте, могут дойти до определённой точки. Во-вторых, картина дала понять, что за забором ещё что-то есть. Люди раньше просто упирались в забор, не видели, куда дальше идти. При мне туристы приходили туда, упирались в тупик и шли обратно, а ведь дальше – целая красота, много интересных зданий. Эта дополненная реальность подсказывает, что улица продолжается, она как бы призывает людей пройти дальше», – рассказала Екатерина. Также она считает, что подобные арт-объекты привлекают внимание к проблеме и, возможно, поспособствуют её решению – восстановлению здания и возращению жителям города и туристам возможности передвигаться по всей длине улицы.
Препятствий во время работы, ни со стороны администрации, ни со стороны коммунальщиков девушка не встретила. Зато местные жители подходили нередко. В начале работы рисунок ещё не был очевидным, и люди беспокоились, не происходит ли тут какое-то хулиганство. Выяснив, что к чему, оставались поговорить, делились переживаниями о судьбе города. В итоге всё вышло, как было задумано, картину презентовали жителям на день города.
Позже какие-то ребята подхватили инициативу с граффити и с другой стороны забора нарисовали что-то подобное.
«При мне, когда картина уже была доделана, люди начали фотографироваться. Даже семья одна – очень мило было – сфотографировалась наподобие картинки, которая там изображена. А позже какие-то ребята подхватили инициативу с граффити и с другой стороны забора нарисовали что-то подобное. Приятно, что люди поняли, что это лучше, чем то, что было», – говорит художница.
За несколько дней, проведённых в Выборге, Екатерина прониклась его атмосферой. Наравне с местными жителями она сожалеет о состоянии, в котором находится город и надеется, что власти займутся его восстановлением и облагораживаем: «Выборг нуждается в этом, он очень грустит, это очень красивый город и нужно им заняться».
Юлия Медведева