В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка, посвящённая одной из самых выдающихся женщин России XIX века великой княгине Елене Павловне. Как и императрица Екатерина Великая, эта дама — урождённая немецкая принцесса.
Выставка называется «В этом имени целая эпоха. Великая княгиня Елена Павловна в России». В нынешнем году исполнилось 200 лет с момента её приезда в нашу страну, которая стала для неё родной, и 150 лет со дня кончины этой замечательной женщины.
Поскольку более-менее широкой публике она известна ныне только по картине кисти Карла Брюллова «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», экспонируемой в Русском музее, кратко расскажем биографию героини выставки в Павловске.
Вюртембергская принцесса Фредерика Шарлотта Мария (1806-1873) родилась в Штутгарте в семье младшего сына короля этого небольшого немецкого государства Фридриха I принца Пауля Карла Фридриха Августа и принцессы Шарлотты Саксен-Гильдбурггаузенской. Отношения с занявшим престол старшим братом у отца нашей героини были крайне сложными, поэтому его семейство поселилось в Париже.
Принцесса Шарлотта и её сестра Паулина были отданы на воспитание в частный пансион. Там же учились родственницы замечательного учёного-естествоиспытателя Жоржа Кювье (1769-1832). Это знакомство и общение с основателем сравнительной анатомии и палеонтологии (их переписка продолжалась много лет) оказали огромное влияние на юную Вюртембергскую принцессу.
В салоне Кювье, посещать который «повадилось» немецкое королевское семейство, Шарлотта (дома её назвали Лотти) имела возможность пообщаться со многими выдающимися учёными, писателями и художниками того времени. Среди её возможных собеседников могли быть Эжен Делакруа, Проспер Мериме, Мари-Анри Бейль (Стендаль), Александр фон Гумбольдт, Андре-Мари Ампер и многие другие. В общем, у юной девушки случилось вот такое «университетское» образование.
В 1822 году, в 15-летнем возрасте, принцессу приметила вдовствующая российская императрица Мария Фёдоровна (вторая супруга Павла I, тоже представительница Вюртембергского дома). Шарлотту решили выдать замуж за младшего сына убитого царя — великого князя Михаила Павловича (1798-1849), который был старше юной невесты на восемь лет.
В декабре 1823 года в Большой церкви Зимнего дворца был Шарлотта приняла православие с именем Елены Павловны и состоялось обручение. Венчание новобрачных совершилось в феврале 1824-го. С этого момента начинается российский период жизни этой замечательной женщины. Поскольку именно ему и посвящена экспозиция в Библиотеке Росси Павловского дворца, «пройдёмся» по нему конспективно (чтобы посещение выставки и рассказ экскурсовода не стали бессмысленными).
«На счету» Елены Павловны за полвека её жизни и деятельности в России — покровительство Карлу Брюллову, Ивану Айвазовскому, Антону Рубинштейну (поддержка учреждения Русского музыкального общества и Консерватории, которая первоначально функционировала в её Михайловском дворце, один из первых учеников — Пётр Ильич Чайковский).
Интересно, что суровый император Николай I называл её le savant de famille («ум нашей семьи»).
Великая княгиня опекала ряд медицинских учреждений. При её непосредственном участии создан Клинический институт для подготовки и повышения квалификации врачей (ныне это Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования).
В период Крымской войны 1853-1856 годов Елена Павловна стала одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия, деятельность которой финансировала. Тогда же она обратилась с воззванием ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. Великая княгиня сама в больницах и лазаретах ухаживала за ранеными и своими руками делала им перевязки.
Напомним, что «Родина на Неве» уже рассказывала об истории другой российской общины сестёр милосердия — Свято-Троицкой. Её правила и установления типичны для того времени, то есть дают представление и о Крестовоздвиженской общине.
В Михайловском дворце Елена Павловна организовала своеобразный «кружок», где в неформальной обстановке (с участием императора Александра II и лиц, которые по этикетно-сословным причинам не были допущены к придворным мероприятиям) обсуждались вопросы внутренней и внешней политики. В том числе — осуществление отмены крепостного права…
Кстати
После пожалования придворного чина камер-юнкера, что Александр Сергеевич Пушкин воспринимал как оскорбление, поэт отправился к Елене Павловне представляться в этом «качестве». В письме к жене по этому поводу он пишет: «Я поехал к Её высочеству на Каменный остров в том приятном расположении духа, в котором ты меня привыкла видеть, когда надеваю свой великолепный мундир. Но она была так мила, что я забыл и свою несчастную роль и досаду».
Организаторы нынешней выставки в Павловском дворце цитируют свою героиню, которая утверждала, «что положение русской Великой Княгини не есть преимущество, не есть право наслаждаться тем, чего другие не имеют, а трудная и великая должность перед престолом и государством, для исполнения которой нет пределов в усилиях и любви к России».
В экспозиции, развёрнутой в Библиотеке Росси, представлены живописные и фотографические портреты великой княгини, графические и скульптурные произведения, личные документы. Кроме вещей из собрания музея-заповедника «Павловск», на выставке представлены экспонаты из Эрмитажа, Русского музея, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского дома) и Государственного архива Российской Федерации.
Музейные работники отмечают, что когда после смерти вдовы Павла I Марии Фёдоровны в 1828 году Павловск перешёл во владение великого князя Михаила Павловича, по инициативе его супруги был составлен каталог картин дворца, а на правом берегу Славянки по её желанию была проложена дорожка, которая поныне называется Еленинской.
Среди экспонатов выставки есть листы из альбома «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей», где на изображении фасада Зимнего дворца юная великая княгиня отметила окна комнат, где после свадьбы с великим князем великим князем Михаилом Павловичем жила молодая чета до переезда в ещё строившийся Михайловский дворец (теперь это главный корпус Русского музея)…
В общем, для посетителей зимнего Павловска есть возможность познакомиться с биографией замечательной женщины и российской историей XIX века.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта ГМЗ «Павловск» и справочных ресурсов Интернета