«Хованщина»: опера-памятник в Мариинском

Khovanshina_2

350-летие со дня рождения Петра Великого можно отметить по-разному. Например, сходить в Мариинский театр на оперу Модеста Мусоргского «Хованщина».

«Хованщина» как бы рассказывает о воцарении Петра. Именно – как бы рассказывает. В сети встречаются такие трактовки: «Воссоздавая эпизоды борьбы старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, Модест Петрович Мусоргский связал её с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники». Не хочется обижать Ростовский государственный музыкальный театр, на канале которого размещена эта рецензия, но Пётр во время Хованщины если и имел какие-то стремления, то только детские. Хованщина, первый стрелецкий бунт или – вторая русская смута, произошла в мае 1682 года, а Пётр родился всего за десять лет до этого – 30 мая (9 июня) 1672-го.

Мусоргский, который сам написал либретто своей оперы без всякой литературной основы, смешал несколько историй: стрелецкий бунт в мае 1682 года, в результате которого царевна Софья стала правительницей России при малолетних царях, единокровных братьях Иване V  и Петре I, отстранение Софьи от власти в августе-сентябре 1689 года, крушение боярина Василия Голицына в сентябре 1690-го и второй стрелецкий бунт 1698 года. Вот во время второго стрелецкого бунта Пётр мог быть таким, каким его показывает Мусоргский.

Если же Мусоргский действительно информацию для либретто «черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века», как уверяют нас некоторые комментаторы, то, значит, он намеренно смешал несколько сюжетов в один. Взял из каждого самые яркие страницы: крушение воеводы Ивана Хованского, трагедию боярина Василия Голицына, умнейшего человека, который мог европеизировать Россию, не прибегая к тем крайностям, что сопровождали реформы Петра, самосожжения старообрядцев.

Так или иначе, историю мы учим не по операм. Опера ­– музыкально-драматургическое произведение. Композиторам важно насытить образы музыкой, создать музыкальные характеры. И Мусоргский блестяще справляется с этой задачей. Известно, что он изучал русский фольклор, русское хоровое пение, и музыкальная достоверность «Хованщины» не подлежит сомнению.   

В наше время всё чаще классические оперы переносят в другое время, как правило, в более позднее. Представить же перенос «Хованщины», например, в ХХ век невозможно. Точнее, кто-нибудь, какой-нибудь режиссёр-оригинал с лёгкостью бы справился с такой задачей, но что бы из этого вышло – другой вопрос. Те, кто видел, как толстый пожилой мужчина в шапке-ушанке, сидя на картонном чемодане, исполняет арию Неморино, готовы воспринимать самые смелые творческие решения. Но всё же…

В «Хованщине» очень важен синтез сценических образов, декораций, музыки, голосов. Как отмечается критик Иосиф Райскин, «в репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки “Хованщины” на мариинской сцене в ноябре 1911 года (режиссёр и исполнитель роли Досифея – Фёдор Шаляпин, дирижер – Альберт Коутс, художник – Константин Коровин)». Получается, что «Хованщина» в Мариинском – это опера-памятник, сохранность которого бережно поддерживают режиссёры нашего времени, в том числе художник сцены Вячеслав Окунев (он сумел даже напомнить о нарышкинском барокко) и художник по костюмам Татьяна Ногинова. Благодаря им тоже мы, как на машине времени, попадаем в трагический русский XVII век с его бунтами, заговорами, войнами и самосожжениями.

Дмитрий Жвания

Спектакль пройдёт 9 июня на второй сцене Мариинского театра. Начало в 19 часов

Об истории оперы «Хованщина» читайте здесь:

Вам будет интересно