Мариинский театр в феврале 2024 года выдал две премьеры – и обе про еретиков: «Пуритане» и «Гугеноты». Про еретиков с православной и католической точек зрения, конечно же. Как отмечают критики, эти оперы – две вершины зрелого бельканто, мировые премьеры которых прошли с разницей в год в Париже (в 1835 и 1836 годах соответственно, в Итальянской и Парижской операх). Те, кто ещё не познакомился с премьерами в феврали или в начале марта, могут это сделать в апреле.
Постановка с духом эпохи
«Гугеноты» вернулись в Мариинский театр через более чем 70 лет (последняя постановка была в 1951-м). Творения Джакомо Мейербера сейчас ставят нечасто, но в XIX веке его оперы были очень популярны. «Что такое были “Гугеноты” Мейербера для культурного европейца второй четверти XIX века? Сериал, киноблокбастер и мюзикл в одном флаконе, называемом grand opera — самый модный тогда жанр. Те, кто мог себе позволить, были готовы потратить на оперу весь длинный тёмный вечер», — объясняет критик Владимир Дудин.
Либретто «Гугенотов» написал Эжен Скриб по мотивам произведения Проспера Мериме «Хроника времен Карла IX». На фоне борьбы между католиками и протестантами разворачивается история любви главных героев оперы — дочери одного из предводителей католической партии Валентины и гугенота Рауля (в религиозном смысле — французская версия пуритан). Рихард Вагнер назвал либретто Мейербера «чудовищным попурри, исторически-романтической, священно-фривольной, таинственно-бронзовой, сентиментально-надувательской мешаниной». Однако даже он признал, что четвертое действие «Гугенотов» всегда глубоко его волновало. В конце четвёртого действия католики учиняют резню гугенотов. Рауль устремляется на помощь своим, Валентина падает без чувств. Но перед этим влюблённые исполняют длинный дуэт, который так и взволновал Вагнера.
«Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развёрнутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силён; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать» — это оценка современного музыковеда Христины Батюшиной.
Генри У. Саймон сообщает, что к «Гугенотам» в прошлом «относились вполне серьёзно, и постановщикам оперы во многих городах, где уважалась католическая вера, приходилось маскировать религиозный конфликт, о котором в опере идёт речь». Так, в Вене её действие перенесли в Италию и назвали «Гвельфы и гибеллины», в Мюнхене и Флоренции — сюжет произведения развивался в Англии (как и в опере Беллини) и называлась опера «Англикане и пуритане».
«Впервые в России “Гугеноты” были исполнены немецкой труппой в Одессе в 1843 г., — рассказывает музыковед Абрам Гозенпуд. — На русскую сцену они долго не могли попасть. Царская цензура запрещала показ заговоров, тем более носящих религиозный характер. Популярность оперы, шедшей во всей Европе, вынудила руководство императорских театров допустить её в урезанном виде — правда, лишь в исполнении итальянской труппы, спектакли которой посещались в основном публикой из привилегированных сословий. Действие (как и венской опере — прим. ред.) было перенесено в Италию, а гугеноты и католики соответственно превращены в гвельфов (представителей интересов Римского Папы) и гибеллинов (сторонников германского императора). Перекроенная опера была поставлена в Большом театре Петербурга с участием Джулии Гризи, Дж. Марио и А.[нтонио] Тамбурини (премьера — 31 января 1850 г.)».
Горячим поклонником «Гугенотов» был Пётр Ильич Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Свои впечатления он выразил так: «“Гугеноты” — одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с её удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с её превосходными хорами, с её полной новизны и оригинальных приёмов инструментовкой, с её порывисто-страстными мелодиями, с её искусной музыкальной характеристикой… религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов».
Сегодня в Мариинском театре «Гугенотов» поставил известный музыкальный режиссёр Константин Балакин. «Режиссёр заявил в буклете, что в его спектакле “нет исторического воспроизведения событий”, однако явно лукавил: количество разномастных исторических костюмов зашкаливало, гигантские позднеренессансные шпалеры с разными многофигурными сюжетами претендовали на “дух эпохи”, да и в программке исторические лица шли списком. Дурная бесконечность складок занавеса-маркизы как символ закулисных интриг, в которых можно задохнуться, выглядела ещё одной смыслообразующей визуальной идеей. В духе историзма пытались существовать на сцене и персонажи, рассыпаясь в галантных поклонах и куртуазно жестикулируя», — делится своими впечатлениями критик Дудин. Сверить их со своими можно уже 5 апреля.
Спектакль пройдёт на новой сцене. Начало в 19 часов.
Эта опера должна вызывать слёзы
«Пуритане» — опера итальянского гения Винченцо Беллини. Человек, который написал арию “Casta Diva” (звучит в опере «Норма»), иной характеристики не заслуживает — гений! Беллини ушёл из жизни в 33 года, но за свою недолгую жизнь этот уроженец небольшого сицилийского города Катания успел создать несколько опер-шедевров. «Пуритане» — его последнее творение.
Сюжет оперы разворачивается в Британии во время гражданской войны — в 40-е годы XVII века. «Прочтение краткого содержания “Пуритан” вызывает в памяти известный афоризм Беллини: “Хорошая музыкальная драма — это нечто такое, что не имеет здравого смысла”, — отмечает критик Христина Батюшина. — “Пуритане” — отличная музыкальная драма, в которой сюжет предоставляет композитору сильнейшие по своему эмоциональному накалу ситуации. Музыка “Пуритан” не только не уступает предыдущим шедеврам Беллини, но и оказывается на шаг впереди, во многом соприкасаясь с новым жанром французской большой оперы. Здесь есть не только дивные вокальные красоты, но и роскошный дифференцированный оркестр, мощные хоровые сцены, сквозная драматургия сцен. “Пуритане” — одна из самых сложных для исполнения опер за всю историю жанра».
На новой сцене Мариинского театра «Пуритане» впервые прозвучали 16 июня 2023 года. Именно — прозвучали, так как это было концертное исполнение оперы. И вот в минувшем феврале её сыграли. Спектакль постановил Владислав Фурманов – известный режиссёр кино и драматического театра. «Пуритане» — его первый опыт в опере. Профессиональные критики оценили его довольно сурово.
«Режиссёр Владислав Фурманов вместе с командой художников — Галиной Филатовой (по декорациям и костюмам), Антоном Николаевым (по свету), Александрой Агринской (по видео) — выбрали путь схематизма и упрощения, сославшись на феномен пуританства, и отказались от какого бы то ни было многоцветья в пользу буквально серо-буро-малиновой гаммы. В том же духе были и неброские костюмы, вроде бы и дельные, но унылые и подошедшие бы к примерно любой иной опере», — читаем мы в рецензии на постановку, написанной Владимиром Дудиным для издания «Коммерсант».
По мнению критика, «судя по цветовой гамме, а также азартной работе с разными уровнями сцены (благодаря плунжерам), новая постановочная команда по-ученически освоила оперную режиссуру в основном на материале условного чёрно-красно-белого “Трубадура” Пьера Луиджи Пицци, разбавив эти впечатления эстетикой мариинского спектакля “Лючия ди Ламмермур” в постановке Андреа де Роза».
Критик Мария Бабалова считает, что постановщики «Пуритан» создали «среду обитания, в которую можно вписать абсолютно любую “большую оперу”, где доминируют километровые шлейфы и накидки, преувеличенные парики и костюмы во псевдороскошной (к сожалению, не комплементарной для артистов) стилистике с вампучным (безвкусным — прим. ред.) оттенком». С её точки зрения, постановщики, «развлекая публику бесконечной игрой с разными уровнями сцены», остаются «на одном уровне режиссерского мастерства и вдохновения».
К этим оценкам можно добавить, что художницам по декорациям и по видео, Галине Филатовой и Александре Агринской, не удалось выдержать сценографию в едином стиле. Если в первом акте она весьма скромная, чёрно-белая, то во втором спектакль разворачивается на фоне постоянной смены видеопроекций.
А ещё критики с иронией отметили, что постановка Владислава Фурманова «щедра на несложные намёки»: «спектакль открывается сценой мобилизационного забривания в “круглоголовые” (как называли пуритан за их прически «под горшок») с раздачей алебард, а в качестве свадебного подарка Эльвире преподносят пушку с букетом цветов».
Может быть, команда постановщиков, прочтя критические отзывы, которые оставили эксперты после премьеры, внесут в спектакль некоторые коррективы. Однако главное в опере – это музыка и пение. «Эта опера должна вызывать слёзы, ужасать людей и заставлять умирать от пения», – писал Беллини о своём последнем детище. «В “Пуританах”, в отличие от других опер Беллини (например, “Нормы” или даже “Сомнамбулы”) не найти “проходных” номеров: каждая ария, каждый дуэт, ансамбль – воплощение настоящей красоты», — настаивает Мария Бабалова. И, наверное, с ней следует согласиться.
Так или иначе, «Пуритане» вновь появятся на новой сцене Мариинского театра 22 апреля. Начало спектакля в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания