Петербургские хрущёвки фактически приговорили к сносу. Как и прогнозировала «Родина на Неве», законопроект о комплексном развитии территорий, напрямую касающийся судьбы типовой панельной застройки 1957–1970 годов, был принят в рекордные сроки. На обсуждение будущего значительного количества горожан у депутатов ушла всего неделя. В соотношении 3 к 1 парламентарии проголосовали за резонансную инициативу «реновации 2.0», проигнорировав большую часть предложенных поправок.
Документ, который теперь осталось только скрепить подписью губернатора, подразумевает, что комплексное развитие территорий обязательно будет проводиться в районах типовой панельной застройки 1957-1970 годов. Границы территории комплексного развития будет определять городское правительство.
Речь идёт о сносе целых кварталов хрущёвок и возведении на их месте современной застройки. Собственникам сносимых домов будет предоставлено альтернативное жильё или денежная компенсация, однако законом не предусмотрено, что жильё дадут в старом квартале и даже районе, а компенсировать стоимость квадратных метров будут не по рыночной, а по кадастровой стоимости.
Как говорится в официальном отчёте Заксобрания, законом «также вводятся положения о плане мероприятий по развитию, порядке принятия решения, в том числе общим собранием жильцов многоквартирных домов, защите имущественных прав жителей». Что это значит, уже было описано в предыдущем материале: жителей дома спросят, согласны ли они на включение в программу. Но принимать решение будут на основании мнения большинства: если две трети собственников проголосуют «за», оставшейся трети останется подчиниться. Наравне с собственниками право голоса имеют пользователи жилыми помещениями по договору соцнайма.
Первое чтение законопроекта прошло 23 июня, а второе и третье — в один день, 29 июня. Ко второму чтению парламентарии, преимущественно оппозиция от разных фракций, подготовили 25 поправок. Львиная доля из них не получила нужного количества голосов поддержки и была в итоге отвергнута. Самое существенное — не прошла поправка, согласно которой предлагалось переселять людей в квартиры равнозначной площади и с тем же количеством комнат в пределах района или муниципалитета. Это значит, что выселить бывших владельцев хрущёвок смогут в любую часть Петербурга, в том числе за пределы КАД.
Идею компенсировать стоимость жилья по рыночной, а по кадастровой стоимости, чтобы люди могли купить альтернативное жильё в той локации, где сами пожелают, тоже не удалось реализовать. Парадокс нового типа реновации — при принятии решения о судьбе дома не будет учитываться степень его износа. То есть вполне крепкое здание, с приемлемым состоянием коммуникаций, может пойти под снос. Предложение сносить здания только со степенью износа выше 70% не прошло.
Интересно, что одна из поправок от оппозиции подразумевала расширить диапазон дат построек зданий, включаемых в программу и начинать отчёт не с 57-го, а с 46-го года (они же старше, и их «реновация» логичнее), но почему-то не прошла и она. Реально ветхие дома расселения не достойны, или их локации не интересны застройщикам? Представитель Смольного в ЗакСе Константин Сухенко заявил, что нет смысла расширять критерии — предыдущие «были определены вполне осознанно».
Смягчить поправками удалось лишь норму, регламентирующую время для размышлений жителей. В первоначальной версии людям отводилось 60 дней, чтобы определиться — согласны они на реновацию или нет. В новой редакции срок вырос до 90 дней, хотя вообще-то ряд фракций запрашивал 120. Хочется верить, что увеличение срока позволит, как минимум, не остаться людям в неведении о судьбе дома — в городе нередки случаи, когда о важном событии граждан предупреждают день в день, не оставляя пространства для манёвра, а то и постфактум. От поддельных голосований и разного рода махинаций это, конечно, не защитит, но, возможно, появится время отреагировать.
Из плюсов нового документа: очередники получат право первоочередного получения жилья в момент реновации. А очередников объективно много.
Для жёсткого подхода к комплексному развитию территорий у городского правительства есть несколько оснований, основное из которых — наличие установленного федеральным законом обязательства строить новое жильё в определённых объёмах, и цифры это значительные. В Петербурге есть проблемы с пятнами под стартовую застройку для переселения жителей, и есть негативный опыт первой пробы реновации. Она провалилась в том числе из-за проблемы «последнего жильца», который или отказывался покидать уже на 99% расселённый дом, или заламывал непомерную цену на свои квадратные метры. Таким образом снос дома становился невозможным. К слову, старая и новая «реновации» не пересекаются, и те, кто был включён в старую программу остаётся в рамках её правил.
Настроение с темой комплексного развития территорий выразила депутат Марина Шишкина, которая голосовала против закона:
«Это не просто переезд. Стоит вопрос не только, куда переезжать, но и зачем? Почему я должна переезжать, если мой пятиэтажный хрущёвский дом вполне крепкий, находится в хорошем месте, а где-то стоят дома, которые в первую очередь требуют расселения и реновации?». «Реновация — это не депортация, и смысл реновации — не только в необходимости благоустройства города, но и в улучшении жилищных условий горожан», — добавила она.
Депутатский корпус пообещал следить за реализацией программы и «остро реагировать» на проблемы граждан, если они будут возникать. Однако, главное сделано — судьбоносный документ уже принят, и теперь придётся иметь дело с последствиями принятого решения.
Юлия Медведева