Перейти к содержимому
Главная страница Грамотная миграционная политика

Грамотная миграционная политика

Грамотная реализация миграционной политики требует решения трёх важнейших задач одновременно: первая — экономическая: по обеспечению экономики Российской Федерации востребованными трудовыми ресурсами; вторая —правоохранительная: мигранты не должны заниматься на территории России криминальной и террористической деятельностью; третья задача — общественно-политическая.

Председатель Комитета по поддержке занятости и производительности труда Ленинградской областной ТПП Валерий Шинкаренко

Трудовая миграция не должна вызывать раздражение в обществе, а сами мигранты должны быть защищены от криминальных структур, организующих им нелегальную трудовую деятельность. И при этом при всём надо сохранять добрососедские отношения со странами исхода, которые имеют важное геополитическое значение в Центральной Азии.

Поэтому и постановление правительства о реализации пилотного проекта по привлечению граждан Узбекистана для временной работы на российских стройках (№1694) будут исполнять 11 федеральных министерств и ведомств плюс правительство Москвы, ФГУП ПВС МВД и крупнейшие работодатели.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации обеспечивает защиту прав работодателей, в первую очередь тех, которые осознают требование времени по выведению трудовой миграции в полном объёме из тени, соблюдению трудового законодательства, наличию в своём штате специалистов по миграции.

К сожалению, по нашим оценкам, таких работодателей не более 10 процентов. Мы в Санкт-Петербургском агломерации ведём активную работу с крупнейшими работодателями по разъяснению алгоритма организованного набора трудовых мигрантов, обучению специалистов, проводим в рамках петербургского Форума труда конкурс, премию учредили для специалистов по трудовой миграции. Создаём инструменты организационно-правового сопровождения миграционных потоков.

При этом делаем акцент на том, что необходимо повышать производительность труда, создавать новые высокооплачиваемые рабочие места прежде всего для граждан России и только затем привлекать на свои предприятия иностранных рабочих. Проводим всё время с работодателями такую разъяснительную работу, показываем программы повышения производительности труда, пытаемся подключить их к этому и только потом, если предприятие активно участвует в этих программах по производительности труда, мы предлагаем подключиться к организованному набору иностранной рабочей силы.

Мы считаем, что Торгово-промышленной палате Российской Федерации необходимо активно подключаться к обсуждению нового закона о миграции, который будет внесён на рассмотрение Государственной думы и который разработан Министерством внутренних дел. И в этом законе надо максимально защитить российский рынок труда и российских работодателей.

Я также призываю не переоценивать возможности цифровизации процессов трудовой миграции. Казалось бы, я сам несколько лет занимаюсь этими проблемами, активно прорабатываю варианты их решения, но я одновременно вижу все риски, которые могут возникнуть. Если мы завысим ожидания от цифровизации, мы не сможем достичь результата. Прежде всего нужно разработать адекватные алгоритмы миграционных процессов, в том числе организованного набора, а уже эти алгоритмы грамотно цифровизировать. Как мы видим, сейчас только 10 процентов трудовых мигрантов осуществляют трудовую деятельность легально, платят все налоги. Таким образом, надо сделать печальный вывод о том, что на сегодняшний день алгоритмы не работают. То есть вначале надо сделать грамотный алгоритм.

Для этого мы предлагаем внести в новый закон положение о необходимости прописывать в патенте иностранного гражданина организацию, куда он приезжает работать, что позволит избежать невыполнения работником его обязательств по трудовому договору. В случае увольнения сотрудника работодатель имеет возможность подать заявление об аннулировании патента. У мигранта должны быть не только права, но и обязанности в рамках организованного набора. Это положение уже содержится в постановлении правительства №1694. То есть в том проекте, который сегодня начал осуществляться. После отработки этого пилотного проекта надо добиться включение этой нормы и в новый закон о миграции.

Также поддерживаем предложение Владимира Волоха (члена Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям) о повышении роли Торгово-промышленной палаты как оператора миграционных процессов в целом и оргнабора в частности.

Также необходимо заключение международных договоров между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и нашими коллегами в странах исхода. Тем более, что Торгово-промышленная палата — единственное объединение работодателей, которая ведёт активную международную деятельность по своему статусу. Я знаю, что такое соглашение готовится с Торгово-промышленной палатой республики Узбекистан и было бы неплохо, если бы наши таджикские коллеги подключились к этой работе и не отставали бы от других стран исхода Центральной Азии. Предлагаем такое же соглашение заключить с Таджикистаном.

Поделиться ссылкой: