Готика загадочной «врачихи по женским болезням»

Gotika_VO

За две недели июля с десяток старинных строений на Васильевском острове попали в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Сегодня расскажем об одном из них — доме Еремеевой. Владелица нескольких доходных домов фигурирует в документах как врач.

Вид на «готический» дом (фото 1960-х)

Здание расположено на 5-й линии (дом №46) недалеко от станции метро «Василеостровская». Теперь оно распоряжением председателя петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры включено в единый госреестр в качестве объекта наследия регионального значения.

Краснокирпичное здание построено в 1903-1905 годах в стиле неоготики. Владелицей дома значится Антонина Александровна (в некоторых источниках — Алексеевна) Еремеева. Известно о ней очень немного. В качестве девичьей фамилии указывается Бирюкович. Есть информация, что в первом браке — жена некоего штабс-капитана Климовича.

Кстати

В справочниках «Весь Петербург» она фигурирует как врач, который лечит «внутренние, женские и детские болезни», принимает пациентов ежедневно и даже в праздничные дни в течение двух часов. Возникают вопросы, на которые пока нет ответа.

Во-первых, непонятна специализация (возможные варианты — гинекология, родовспоможение, педиатрия, психиатрия). Во-вторых, приём страждущих лишь два часа в день подразумевает, что дама занималась медициной как-то не очень постоянно и профессионально, а факультативно. Ни в каких справочниках не фигурирует, то есть её врачебное образование тоже сомнительно. Может, речь идёт о модных уже тогда психотерапевтических «экзерсисах»?

Такой дом вряд ли можно построить на доходы от медицинской практики

Как бы то ни было, но эти занятия не подразумевают получение значительных доходов, которые позволили бы Бирюкович-Климович-Еремеевой стать крупной петербургской домовладелицей. А ей принадлежало несколько крупных «объектов жилой недвижимости». Большинство — на Васильевском острове.

Причём в основном «записанные» на неё доходные дома построены по проектам её второго (так получается) супруга — архитектора Михаила Еремеева.

Михаил Фёдорович Еремеев (1864-1914) окончил Императорскую Академию художеств в 1891 году, член Петербургского общества архитекторов с 1894-го. Проектировал здания в стилистике поздней эклектики и модерна. В столице Российской империи построил более трёх десятков зданий. Отметим среди них часовню церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на углу Малого проспекта и 8-й линии Васильевского острова, доходные дома на Мытнинской улице и 15-й линии В.О. (модерн), здание с башенками напротив Цирка Чинизелли между набережной Фонтанки и Караванной улицы (эклектика, надстройка дома, сооружённого по проекту Леонтия Бенуа).

Ещё один доходный дом, построенный Еремеевым «для жены», находится на Большом проспекте Васильевского острова

Несколько раньше «готического» в 1902-1905-м архитектор построил «для жены» доходный дом на Большом проспекте Васильевского острова, 82. Тоже краснокирпичный, с башенкой на углу и «финтифлюшками» на крыше он получился тяжеловесным и довольно угрюмым. Правда в перечень охраняемых он попал ещё в советские времена, поскольку на его фасаде красуется мемориальная доска. Текст гласит: «В этом доме в бывшем рабочем клубе в июне 1906 года выступал В. И. Ленин на собрании социал-демократической организации Балтийского завода». Событие случилось в арендованном у хозяина чайной зале, расположенном на втором этаже.

Кстати

На «готическом» доме тоже установлена мемориальная доска, посвящённая событиям января 1905 года, когда здесь была сооружена баррикада. Дело в том, что в доме напротив (4-я линия Васильевского острова, 35) располагалось районное отделение Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт‑Петербурга, созданного священником Георгием Гапоном. Собравшиеся здесь 9 января 1905-го его приверженцы направились в сторону центра города, чтобы принять участие в общем шествии к Зимнему дворцу. Но возле Академии художеств на Университетской набережной их разогнали казаки и полиция. После этого у дома №35 по 4-й линии состоялся митинг, тут же была воздвигнута баррикада, преграждающая путь «силовикам».

Вот такая мемориальная доска установлена на фасаде «готического» дома

Судьба Антонины Еремеевой после 1917 года неизвестна (архитектор ушёл из жизни до революционных событий — в 1914-м). А сын зодчего (судя по всему, от первого брака) Михаил Михайлович Еремеев (1891-1964) в 1918-м из голодного Петрограда перебрался на родину жены в Покровск (ныне город Энгельс Саратовской области). Работал в сфере юстиции, закончив карьеру в конце 1950-х помощником прокурора, принимал участие в составлении конституции АССР Немцев Поволжья, которая просуществовала в составе РСФСР до августа 1941 года. В Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева Михаил Еремеев-младший передал ряд работ выдающихся русских художников начала ХХ века — Александра Бенуа, Василия Сварога, Дмитрия Митрохина, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Николая Ремизова, Иосифа Шарлеманя и др.

Рисунок Александра Бенуа «Поздравление» поступил в саратовский музей из семьи Еремеевых

Шестиэтажный «готический» дом на 5-й линии Васильевского острова и поныне остаётся жилым. Его общая площадь составляет 6753,6 квадратных метра, квартиры в нём имеются и отдельные и коммунальные, в них проживают более 200 человек (по данным на 2015 год — 233). 

«Лицевой фасад здания сохранил архитектурное и декоративно-художественное решения начала XX века. Сохранились башни с шатровыми завершениями, треугольные фронтоны в завершении фасада, башенки-пинакли, декоративные карнизы, оформления оконных проёмов. В некоторых помещениях сохранилась подлинная отделка интерьеров», — сообщает пресс-релиз КГИОП.

В этом же тексте отмечается, что «шпили и башни дома перекликаются с расположенным рядом лютеранским собором св. Михаила и являются акцентами в силуэте застройки Васильевского острова».

Портрет Павла Брюллова кисти Ивана Крамского

Среди именитых жильцов этого дома — Павел Александрович Брюллов (1840-1914), живописец, академик и член Совета Императорской Академии художеств, член правления Товарищества передвижных художественных выставок, хранитель художественного отдела Русского музея Императора Александра III. Это сын знаменитого петербургского архитектора Александра Павловича Брюллова и племянник всем известного художника Карла Павловича Брюллова.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с сайта КГИОП и www.citywalls.ru

Вам будет интересно