За две недели июля с десяток старинных строений на Васильевском острове попали в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Сегодня расскажем об одном из них — доме Еремеевой. Владелица нескольких доходных домов фигурирует в документах как врач.

Здание расположено на 5-й линии (дом №46) недалеко от станции метро «Василеостровская». Теперь оно распоряжением председателя петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры включено в единый госреестр в качестве объекта наследия регионального значения.
Краснокирпичное здание построено в 1903-1905 годах в стиле неоготики. Владелицей дома значится Антонина Александровна (в некоторых источниках — Алексеевна) Еремеева. Известно о ней очень немного. В качестве девичьей фамилии указывается Бирюкович. Есть информация, что в первом браке — жена некоего штабс-капитана Климовича.
Кстати
В справочниках «Весь Петербург» она фигурирует как врач, который лечит «внутренние, женские и детские болезни», принимает пациентов ежедневно и даже в праздничные дни в течение двух часов. Возникают вопросы, на которые пока нет ответа.
Во-первых, непонятна специализация (возможные варианты — гинекология, родовспоможение, педиатрия, психиатрия). Во-вторых, приём страждущих лишь два часа в день подразумевает, что дама занималась медициной как-то не очень постоянно и профессионально, а факультативно. Ни в каких справочниках не фигурирует, то есть её врачебное образование тоже сомнительно. Может, речь идёт о модных уже тогда психотерапевтических «экзерсисах»?

Как бы то ни было, но эти занятия не подразумевают получение значительных доходов, которые позволили бы Бирюкович-Климович-Еремеевой стать крупной петербургской домовладелицей. А ей принадлежало несколько крупных «объектов жилой недвижимости». Большинство — на Васильевском острове.
Причём в основном «записанные» на неё доходные дома построены по проектам её второго (так получается) супруга — архитектора Михаила Еремеева.
Михаил Фёдорович Еремеев (1864-1914) окончил Императорскую Академию художеств в 1891 году, член Петербургского общества архитекторов с 1894-го. Проектировал здания в стилистике поздней эклектики и модерна. В столице Российской империи построил более трёх десятков зданий. Отметим среди них часовню церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на углу Малого проспекта и 8-й линии Васильевского острова, доходные дома на Мытнинской улице и 15-й линии В.О. (модерн), здание с башенками напротив Цирка Чинизелли между набережной Фонтанки и Караванной улицы (эклектика, надстройка дома, сооружённого по проекту Леонтия Бенуа).

Несколько раньше «готического» в 1902-1905-м архитектор построил «для жены» доходный дом на Большом проспекте Васильевского острова, 82. Тоже краснокирпичный, с башенкой на углу и «финтифлюшками» на крыше он получился тяжеловесным и довольно угрюмым. Правда в перечень охраняемых он попал ещё в советские времена, поскольку на его фасаде красуется мемориальная доска. Текст гласит: «В этом доме в бывшем рабочем клубе в июне 1906 года выступал В. И. Ленин на собрании социал-демократической организации Балтийского завода». Событие случилось в арендованном у хозяина чайной зале, расположенном на втором этаже.
Кстати
На «готическом» доме тоже установлена мемориальная доска, посвящённая событиям января 1905 года, когда здесь была сооружена баррикада. Дело в том, что в доме напротив (4-я линия Васильевского острова, 35) располагалось районное отделение Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт‑Петербурга, созданного священником Георгием Гапоном. Собравшиеся здесь 9 января 1905-го его приверженцы направились в сторону центра города, чтобы принять участие в общем шествии к Зимнему дворцу. Но возле Академии художеств на Университетской набережной их разогнали казаки и полиция. После этого у дома №35 по 4-й линии состоялся митинг, тут же была воздвигнута баррикада, преграждающая путь «силовикам».

Судьба Антонины Еремеевой после 1917 года неизвестна (архитектор ушёл из жизни до революционных событий — в 1914-м). А сын зодчего (судя по всему, от первого брака) Михаил Михайлович Еремеев (1891-1964) в 1918-м из голодного Петрограда перебрался на родину жены в Покровск (ныне город Энгельс Саратовской области). Работал в сфере юстиции, закончив карьеру в конце 1950-х помощником прокурора, принимал участие в составлении конституции АССР Немцев Поволжья, которая просуществовала в составе РСФСР до августа 1941 года. В Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева Михаил Еремеев-младший передал ряд работ выдающихся русских художников начала ХХ века — Александра Бенуа, Василия Сварога, Дмитрия Митрохина, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Николая Ремизова, Иосифа Шарлеманя и др.

Шестиэтажный «готический» дом на 5-й линии Васильевского острова и поныне остаётся жилым. Его общая площадь составляет 6753,6 квадратных метра, квартиры в нём имеются и отдельные и коммунальные, в них проживают более 200 человек (по данным на 2015 год — 233).
«Лицевой фасад здания сохранил архитектурное и декоративно-художественное решения начала XX века. Сохранились башни с шатровыми завершениями, треугольные фронтоны в завершении фасада, башенки-пинакли, декоративные карнизы, оформления оконных проёмов. В некоторых помещениях сохранилась подлинная отделка интерьеров», — сообщает пресс-релиз КГИОП.
В этом же тексте отмечается, что «шпили и башни дома перекликаются с расположенным рядом лютеранским собором св. Михаила и являются акцентами в силуэте застройки Васильевского острова».

Среди именитых жильцов этого дома — Павел Александрович Брюллов (1840-1914), живописец, академик и член Совета Императорской Академии художеств, член правления Товарищества передвижных художественных выставок, хранитель художественного отдела Русского музея Императора Александра III. Это сын знаменитого петербургского архитектора Александра Павловича Брюллова и племянник всем известного художника Карла Павловича Брюллова.
Игорь Теплов
Использованы фотографии с сайта КГИОП и www.citywalls.ru