Городские электрички свяжут концы петербургской агломерации

Gor_Electrocki_6

Санкт-Петербургский железнодорожный узел ждут большие изменения.

Разработанные маршруты городских электричек в Петербурге

В ходе обсуждения комплексного плана развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти до 2024 года на заседании соответствующего Координационного совета заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин заявил: «Ключевой вопрос — это создание единой интеллектуальной транспортной системы, которая должна быть взаимосвязана между двумя субъектами (федерации — прим. ред.). Благодаря такой системе можно добиться увеличения пропускной способности уже существующей транспортной инфраструктуры на 10-15%».

Одной из «ключевых точек роста для развития агломерации» должен стать железнодорожный транспорт, добавил вице-премьер.

Напомним, что в конце прошлого года петербургское Законодательное собрание приняло внесенную губернатором Северной столицы Александром Бегловым поправку в проект закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», включавшую в себя расходы на проектные решения «по организации кольцевого железнодорожного движения в Санкт-Петербургском транспортном узле».

Согласно поправке, в 2021 году на эти цели должно быть потрачено 55,7 миллиона рублей, в 2022-м — 100 миллионов рублей. То есть можно говорить, что в текущем году начнётся и в следующем продолжится реализация одобренной в минувшем апреле Александром Бегловым «Концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле». В разработке этого документа участвовали специалисты различных организаций, включая, конечно, ОАО «Российские железные дороги».

Схема выноса грузового железнодорожного движения из Санкт-Петербурга

Что представляет собой сама концепция? Сначала остановимся на одном из главных её элементов, это — организация двух маршрутов городских электричек. Первый: Белоостров – Сестрорецк – Ланская – Кушелевка – Пискарёвка – Полюстрово – Ладожский вокзал – Финляндский железнодорожный мост – Волковская – Цветочная – Броневая – Дачное – Ульянка – Лигово – Ораниенбаум. Второй: Токсово – Девяткино – Ручьи – Ладожский вокзал – Финляндский железнодорожный мост – Цветочная – Броневая – Шоссейная – Гатчина-Варшавская. Запустить такие электрички предполагается к 2030 году. Именно на финансирование первого этапа этого направления концепции и будут направлены средства, обозначенные в губернаторской поправке.

Преимущества городского железнодорожного транспорта очевидны: высокая скорость, комфорт, чёткое расписание. По предварительным данным, интервал движения поездов не будет превышать десяти минут. Предполагается также строительство девяти транспортно-пересадочных узлов, которые свяжут городские электрички со станциями метрополитена и остановками наземного транспорта.

Надо сказать, что при разработке движения внутригородских электричек учитывался московский опыт. Напомним, что в столице Московское центральное кольцо (МЦК) — окружная железная дорога, связанная пересадочными узлами с метрополитеном, функционирует уже больше четырёх лет. Однако у Северной столицы есть свои особенности, главная из них — Финский залив. Именно поэтому от идеи кольца решили отказаться.

«По нашим прогнозам, в 2030 году услугами городских электричек ежедневно будут пользоваться до 300 тысяч человек. И это существенно улучшит транспортную ситуацию в Петербурге, — считает директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA (Центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования) Владимир Валдин.

Другой вопрос, который очень волнует петербуржцев и гостей Северной столицы, — организация сообщения с аэропортом Пулково.

«Для доставки пассажиров в аэропорт на первом этапе предусмотрено запустить движение электропоезда, который будет следовать от Балтийского вокзала через Броневую и Шоссейную в Пулково и прибывать там на подземный терминал, — говорит заместитель главного инженера АО «Ленгипротранс» Сергей Иванов. — Маршрут будет запущен к 2024 году. А не позднее 2030 года Пулково будет соединено транзитным железнодорожным сообщением с Лигово.

Очень важной задачей представляется вывод за пределы города грузового транзитного движения: в противном случае практически невозможно наладить движение городских электричек. Для этого планируется построить два грузовых обхода: Северо-Восточный (Орехово – Павлово-на-Неве, двухпутный) протяжённостью 85 километров и Юго-Западный (Владимирская – Бронка, однопутный) протяжённостью 74 километра. Остановимся на Юго-западном обходе, который, подчеркнём, подходит к быстро развивающемуся порту Бронка.

Сегодня в этот порт грузы попадают по железной дороге, которая проложена вдоль южного берега Финского залива, мимо всемирно известных архитектурных ансамблей Петергофа и Стрельны, а также жилых домов. По мнению специалистов, вызванные движением тяжёлых поездов вибрации угрожают зданиям, а отдыху местных жителей мешает шум.

Согласно выполненным АО «Ленгипротранс»  предпроектным проработкам, новая ветка, в частности, пройдёт через пять муниципалитетов Ломоносовского района. Это вызывает ряд проблем. Среди них — находящиеся здесь в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения; вблизи трассы располагаются сооружения по выводу подземных вод на поверхность, которые снабжают питьевой водой Кронштадт и часть Ломоносова. Пока неясно, как будут решаться эти проблемы.

Известно, что в 2027 году планируется сдать в эксплуатацию высокоскоростную магистраль (ВСМ), которая соединит две российские столицы — Петербург и Москву. Об этом проекте, также связанном с концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, наш сайт уже рассказывал.

Ещё одной частью концепции является некоторое изменение функционала Московского вокзала. Изначально предполагалось, что после завершения строительства ВСМ он станет обслуживать исключительно высокоскоростные составы, а также знаменитый поезд «Красная стрела». А все остальные поезда, включая пригородные электрички, будут прибывать и отправляться в путь с транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Волковская», который ещё предстоит построить. Однако после долгих обсуждений было решено, что ТПУ «Волковская» будет принимать только пригородные электропоезда московского направления. Все поезда дальнего следования останутся на Московском вокзале.

А теперь числа, на которые ориентировались в своих проектах разработчики Концепции. Согласно прогнозам специалистов московского Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), к 2030 году численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области превысит 8,5 миллиона человек (сегодня – 7,1 миллиона). Объёмы пригородных пассажирских перевозок на Санкт-Петербургском узле вырастут в 1,8 раза относительно уровня 2018 года и составят 142,4 миллиона человек в год, при этом объём грузов в адрес морских терминалов Октябрьской железной дороги и Санкт-Петербурга увеличатся в 1,4 раза (также по сравнению с 2018 годом) — до 261 миллионов тонн в год.

По имеющейся информации, до 2030 года на реализацию концепции будет израсходовано ориентировочно 600 миллиардов  рублей. Большая часть этой суммы — примерно 55% — предназначается пассажирскому сегменту. А сами затраты распределятся следующим образом: федеральный бюджет — 40%, региональные — городской и областной — 30%, инвестиционная программа ОАО «РЖД» — 30%.

Андрей Вронский

Вам будет интересно