Глупость или беспредел: российские картины застряли в границах Евросоюза

kartina

Неопределённость в вопросе возврата принадлежащих российским музеям предметов искусства продолжается. Финскую границу по-прежнему не могут пересечь картины, скульптуры и антиквариат из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи и других музеев. Финская таможня не смогла определиться, что видит перед собой — защищённые международными законами музейные ценности или подсанкционные предметы роскоши. Пока экспонатам определили статус «улик», а финны пытаются выбраться из юридической ловушки антироссийского законотворчества Евросоюза.  

Российские картины застряли на финской границе

В начале апреля финские таможенники задержали на пограничном пункте «Ваалимаа» три фургона с экспонатами из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, Пушкинского музея и музеев-заповедников «Царское Село», «Павловск» и «Гатчина», которые возвращались в Россию после выставок в Италии. Одна из них — выставка «Гран-тур. Миф, видение и чувство Италии» — проходила в Галерее Пьяцца Скала в Милане. Вторая выставка под названием «Форма бесконечности» была организована в Музее современного искусства в Удине. Финны не пропустили ценный груз со ссылкой на санкции Евросоюза.

Недавно введённые против России санкции ЕС затрагивают экспорт предметов роскоши, куда входят предметы искусства и антиквариат, но ограничения не могут касаться собственности иностранных государственных музеев. Как бы то ни было, первоначальное сообщение финской таможни, которое приводят СМИ, было довольно резким: «Таможня Ваалимаа задержала три партии грузов, содержащих товары, находящиеся под санкциями ЕС. Таможня начала предварительное расследование по делам о правонарушениях с отягчающими обстоятельствами. <…> Таможенные органы подозревают, что груз подпадает под действие санкций. Таможня конфисковала груз».

В России инцидент восприняли крайне негативно, особенно в свете неопределённости с другими застрявшими в ЕС предметами искусства из российских музейных коллекций. Спикер Госдумы Вячеслав Володин эмоционально высказался по этому поводу: «Что касается арестованных картин ­— вернут и ещё выплатят неустойку». В МИД Финляндии в свою очередь проинформировали, что уточняют информацию по задержанию и ведут консультации с Еврокомиссией. Пока же экспонаты изъяли в качестве улик и «поместили в безопасное хранилище».

«Это временная ситуация, право собственности на экспонаты не изменилось, они по-прежнему принадлежат российским музеям», — попытались смягчить ситуацию в Финляндии.

Есть ощущение, что Финляндия впала в ступор в ситуации, когда налицо, с одной стороны, нарушение международных обязательств по возврату музейных ценностей, а с другой — экстраординарные юридические новеллы Евросоюза. Глава МИД Финляндии Пекка Хаависто в общении с журналистами высказался , что задержанные картины надо вернуть России, а у Финляндии «нет никаких причин удерживать какие-либо музейные экспонаты или держать их в хранилище».

«Санкции против России были введены такими быстрыми темпами, что не были учтены различные ситуации. Я надеюсь, что этот вопрос может быть решен быстро», — попытался оправдаться министр.

Произведения искусства, представляющие ценность в качестве культурного наследия, такие как картины и скульптуры, принадлежат музеям, из которых они были первоначально заимствованы. Однако в нынешних условиях европейской агрессивной политики в отношении России гарантии, похоже, утрачивают ценность. Это видно и по ситуации с российскими картинами во Франции.

В Париже проходила выставка «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства», и экспонатам пора возвращаться на родину. Но под разными предлогами возврат пока не осуществляется. То звучат странные предложения активистов задержать картины, то вовсе продать их и направить вырученные средства на поддержку Украины. Официальная версия проблем с возвратом — логистические проблемы с перевозкой, которая уже невозможна по воздуху. По земле же перемещение картин якобы сопряжено с большими рисками и требует дорогой страховки. А ведь в открытии выставки участвовал президент Франции и, можно сказать, являлся гарантом безопасного пребывания коллекции на территории своей страны и возвращения её в Россию.

Член Русского Географического общества и член Всемирного клуба петербуржцев, Владимир Дервенёв, имеющий опыт организации международных выставок,  в общении с «Родиной на Неве» назвал действия финнов глупостью, а политику Евросоюза — беспределом.

«Со стороны Финляндии это — большая глупость. И, конечно, это полный беспредел, что Европа пытается украсть народное достояние России — что эта выставка, что выставка, которая задержана в Париже. Я уже не говорю про золото скифов из крымских музеев. То, что до сих пор в Голландии находится скифское золото, которое принадлежит крымским музеям, это абсолютный нонсенс. Это собственность музеев, но никак не собственность министерства культуры Украины, как это пытаются представить. Музейные экспонаты превращаются в политические мишени», — высказался Владимир Дервенёв.

«Тот факт, что французы задержали выставку, которая была в Париже, имеет абсолютно политический мотив. Я думаю, это Макрону ещё очень сильно аукнется — у него через неделю выборы. Французы очень внимательно относятся к вопросам культуры. И если они в политике, в войне могут повестись на что-то, то к вопросу культуры, и к вопросу собственности на эту культуру французы очень внимательны. С финнами что — лесорубы сели в лужу, и насколько я знаю, уже в самой Финляндии готовят документы на то, чтобы эти фуры прошли дальше, и готовы в качестве примирения заплатить неустойку», — продолжил собеседник издания.

Он добавил, что в конечном счёте проиграют европейцы, к ним никто не будет возить музейные ценности на выставки: если никто не может дать гарантии, что собственность не будет возвращена владельцу, то кто из владельцев захочет выставку туда посылать?

Примерно в те же выражения, кстати, употребил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. Давая комментарий о картинах из Эрмитажа, он высказал уверенность, что их вернут. А вот международный музейный обмен на фоне скандалов может затормозиться: «Музейщики люди крайне острожные. К вопросу выставок они относятся серьёзно. Но сильно мы не пострадаем от этого, а потеряют только они. Нам есть, что показать, мы несильно пострадаем из-за текущих ограничений. Надеемся, что коллеги просто опасаются делать шаги, которые могут быть восприняты как нарушение санкционного режима. Рассчитываем на то, что ситуация разрешится в ближайшее время».

Владимир Дервенёв предлагает не питать иллюзий относительно перспектив российско-европейского взаимодействия в сфере культуры, науки, образования, спорта. И если вспомнить хотя бы часть прецедентов, с такой позицией трудно не согласиться. Маэстро Гергиев был снят с должности главного дирижера Мюнхенского оркестра, Баварская государственная опера прекратила работать с оперной певицей Анной Нетребко, и даже «Русские танцовщицы» с картины французского художника Эдгара Дега были переименованы в Лондоне в «Украинских танцовщиц». А министр культуры и национального наследия Польши Пётр Глиньский на заседании Совета ЕС по вопросам образования, молодёжи, культуры и спорта и вовсе провозгласил: «из общественного пространства культура российская должна исчезнуть».

«Такие люди имеют природную ненависть к России, и всё это будет продолжаться», — резюмировал Владимир Дервенёв.

UPD: по обновлённым сведениям, российские музейные ценности в ближайшие дни всё-таки обещают вернуть на родину. Еврокомиссия решила, что экспонаты, участвовавшие в выставках на территории ЕС и принадлежащие российским музеям, не попадают под санкции и могут быть возвращены владельцам.

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: