Кадровый дефицит в МВД становится катастрофическим
Недавно прошедший День сотрудника органов внутренних дел заставляет вспомнить об очень серьёзной проблеме российской правоохранительной системы – кадровом дефиците, который уже достигает катастрофических показателей.
В любом государстве правоохранительные органы, занимающиеся охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, – один из ключевых инструментов власти и важнейших винтиков всей политической системы. Роль полиции в жизни государства в ещё большей степени повышается на фоне вооружённых конфликтов, войн, политической нестабильности.
Сейчас Россия проводит специальную военную операцию, постоянно сталкиваясь с диверсиями и терактами. Жертвами покушений становятся её знаковые фигуры. Враги нашей страны пытаются спровоцировать массовые беспорядки, разжечь межнациональную рознь, и все эти действия требуют оперативного и жёсткого ответа. Значительная роль в обеспечении этого ответа принадлежит правоохранительной системе – полиции и отчасти Росгвардии (Федеральная служба войск национальной гвардии). И здесь начинается самое интересное – в российской полиции сейчас очень большие проблемы с комплектованием личным составом.
Не хватает более 100 тысяч патрульных и участковых
В октябре 2023 года начальник финансово-экономического департамента Министерства внутренних дел России Ирина Кальбфляйш заявила, что российская полиция испытывает нехватку 100 тысяч сотрудников – при общей численности в 700 тысяч сотрудников. На самом деле, это ещё очень скромные цифры. В августе 2023 года министр внутренних дел генерал полиции Владимир Колокольцев признал, что некомплект органов МВД является «критическим». Он сказал о нехватке 90 тысяч сотрудников, но на местах ситуация может быть куда хуже.
Например, один из Telegram-каналов, освещающих «жизнь и быт» правоохранителей на юге России, пишет о 40 процентах некомплекта органов внутренних дел в южных регионах. Глава финансово-экономического департамента МВД в своёесл время обращала внимание, что сложнее всего ситуация как раз в строевых подразделениях полиции. И в этом – главная проблема.
Лицо полиции – это именно строевые подразделения. Они же и «руки», и «ноги» системы правопорядка. Строевые подразделения – это взводы, роты, батальоны и полки патрульно-постовой службы полиции в муниципальных образованиях и на транспорте, дорожно-патрульная служба ГИБДД. Большие проблемы с комплектованием – у службы участковых уполномоченных полиции, подразделений по делам несовершеннолетних.
То есть, если попросту, «на земле» работать становится некому. Например, нехватка личного состава в роте ППС, обслуживающей конкретный район большого города, влечёт за собой сокращение количества патрульных экипажей. Меньше патрульных – больше пьяных, «закладчиков», уличных драк и, кстати, тех же агентов противника, пытающихся то военкомат поджечь, то релейные шкафы на железной дороге.
Главные причины кадрового дефицита в полиции
Но с чем связан некомплект полицейских? Хотя на днях Россия отметила очередной День сотрудника органов внутренних дел, в действительности государство не столь и жалует стражей порядка. Сама глава финансово-экономического департамента МВД не скрывает – одна из главных причин кадрового дефицита заключается в невысоких зарплатах полицейских.
Сотрудникам МВД давно не повышали зарплату, из-за чего она выглядит неконкурентоспособной даже по сравнению с вакансиями, не требующими не то, что риска, но и наличия какой-либо профессии, соответствия определённым критериям. Сложилась такая ситуация, когда в регионах младший начальствующий состав подразделений полиции – те самые сержанты ППС – получают меньше, чем кассиры супермаркетов, не говоря уже о грузчиках или водителях такси.
При всём уважении к труду перечисленных рабочих профессий, надо понимать, что на сложную и опасную службу в полиции, особенно на рядовых и сержантских должностях, люди идут не очень охотно и материальная мотивация играет существенную роль. Но о какой мотивации идёт речь, если сотрудник получает 30 тысяч рублей в месяц, а в супермаркете продавец получает 40-45 тысяч рублей, и это при значимо меньших требованиях, интенсивности работы, отсутствии необходимости рисковать, сдавать физическую подготовку, и так далее.
Пока зарплата полицейским не будет повышена и доведена до конкурентоспособной, ни о каком решении проблемы кадрового дефицита не может быть и речи. Деньги на это в казне найтись должны, поскольку общественный порядок, да ещё во время спецоперации, очень важен. И людей, которые его поддерживают, надо стимулировать.
Вторая причина – явное несоответствие реальной кадровой политики ведомства существующим проблемам с кадрами. Например, многие люди отмечают, что при таком колоссальном дефиците кадров в полицию очень сложно устроиться. Кандидатов срезают на медицинских комиссиях, даже если они имеют нормальное состояние здоровья, недавно отслужили в армии. Могут отказывать в приёме на службу и без ясного объяснения причин.
Тем же, кто уже служит в органах, часто не по душе отношение начальства к личному составу. В итоге опытные и не очень сотрудники начинают увольняться. Один из наших собеседников рассказывал, что средний срок работы пришедшего новобранца – до трёх лет. Затем молодой сотрудник снимает форму и уходит «в народное хозяйство», где может зарабатывать больше, а жить спокойнее.
Сложившаяся ситуация угрожает национальной безопасности нашей страны и нуждается в скорейшем решении. В условиях спецоперации, да ещё и попыток Запада и Украины дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране, государство должно искать выходы и укреплять систему правопорядка. Конечно, следует активнее привлекать общественность к выполнению функций по патрулированию, охране важных объектов – дружины, формирования территориальной обороны должны действовать как минимум в приграничных и многонациональных регионах России.
Кроме того, хотя бы на время специальной военной операции стоило бы активизировать возвращение на службу бывших сотрудников, людей с опытом работы, которые в своё время по разным причинам были вынуждены уволиться из системы. Понятно, что «оборотней в погонах» надо отсеивать, но бывшим сотрудникам, не совершавшим преступлений, дорога в «систему» должна быть открыта.
Собственно, какие-то шаги государство предпринимать пытается, но весьма неуклюжие. Так, повысили возраст приёма на службу младшего начальствующего состава (рядовые, сержанты, старшины, прапорщики) – до 50 лет, среднего начальствующего состава (лейтенанты и капитаны) до 55 лет. Но такая мера эффективна лишь для возвращения «ветеранов» или привлечения бывших военных.
Много ли желающих будет года в 53 начать полицейскую карьеру со звания лейтенанта? Или в 48 лет стать рядовым полицейского полка патрульно-постовой службы? Не за счет поднятия возрастных рамок, а за счет улучшения условий службы надо набирать новых «шараповых» в нашу правоохранительную систему. Возможно, пополнить ее смогут возвращающиеся со спецоперации военнослужащие, но для этого надо дождаться победы в спецоперации.
Игорь Майский