Перейти к содержимому
Главная страница Гатчинский дворец вступает в лето «во всеоружии»

Гатчинский дворец вступает в лето «во всеоружии»

Сегодня для публики открыт после многолетней реставрации Арсенальный зал Гатчинского дворца-музея. Это самое большое помещение императорской резиденции, которое, тем не менее, сравнивали с уютной английской дачей.

В Арсенальном зале находились охотничьи трофеи российских императоров

Реставрационные работы в зале начались в 2011-м и продлились 8 лет, ещё 2 года понадобилось музейщикам для создания здесь экспозиции максимально приближённой к подлинной обстановке времён императора Александра III, для которого Гатчинский дворец был родным и любимым семейным домом.

Хотя свой вид и предназначение зал обрёл раньше — в царствование Николая I. Именно «под занавес» его правления в 1850-х годах Гатчинский дворец подвергся значительной реконструкции. Оба квадратных корпуса («каре»), примыкающие к основному зданию дворца, были разобраны до фундаментов и отстроены заново с повышением этажности. В результате в Арсенальном каре образовалось более 200 комнат, самой большой из которых и стал зал, расположившийся на первом этаже.

Кстати

Руководил перестройкой дворца и оформлением его интерьеров (в том числе и Арсенального зала) архитектор Роман Кузьмин. Среди его построек, сохранившихся до нашего времени, — кафедральный собор Святого Апостола Павла в Гатчине и знаменитый собор Александра Невского на улице Дарю в Париже.

Огромный зал разделён на отдельные зоны (как теперь говорят интерьерные дизайнеры) массивными пилонами, поддерживающими своды. То есть перед нами внушительных размеров студия, где есть и столовая, и бильярд, и детская катальная горка, и качели в форме лодки, и сцена для домашних театральных постановок и концертов, и орган, и многочисленные охотничьи трофеи российских самодержцев.

Благодаря этому разнообразию зон и значительной площади зал на протяжении многих лет был средоточием как светской, так и семейной жизни императорской фамилии. Музыкальное сопровождение раутов обеспечивал придворный оркестр, учреждённый Александром III.

В огромной «студии» была и «обеденная зона»

Леди Рэндольф Черчилль (матушка будущего премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля), посетившая Россию в 1889 году, сравнивала Арсенальный зал Гатчинского дворца со старинной английской дачей, наполненной уютной мебелью, безделушками и игрушками. Собственно по этой причине такие интерьеры императорских резиденций и считались в советское время образцами безвкусицы, мещанства и «вырождения аристократии».

Примерно так выглядела леди Черчилль, когда посетила Гатчинский дворец

Кстати

На стенах зала, помимо крупных живописных полотен, были развешены акварели Михая Зичи, запечатлевшие различные события из жизни императорской семьи. На некоторых из них Александр III, как в фотоальбоме, лично подписывал, кто именно изображён художником.

В годы Великой Отечественной войны, как и весь дворец, Арсенальный зал значительно пострадал от обстрелов и пожара. Значительную часть раритетов, которые здесь располагались, удалось эвакуировать. В частности, были вывезены три полотна кисти Адольфа Шарлеманя, которые посвящены походам русской армии под командованием Александра Суворова (за картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен большой золотой медали Императорской Академии художеств). Сейчас эти живописные произведения вернулись в Арсенальный зал.

Отправились в эвакуацию и рисунки Зичи (сейчас находятся в фондах музеев-заповедников Павловска и Петергофа), анималистические скульптуры (достались ГМЗ «Царское Село»), образцы мебели, которые позволили воссоздать обстановку зала.

Кстати

Адольф Шарлемань в середине 1860-х годов по заказу Экспедиции изготовления государственных бумаг создал рисунки игральных карт, которые известны как «атласные» и воспроизводятся до сих пор. Он же нарисовал так называемый «Малый герб Российской Империи» — двуглавый орёл, вписанный в круг.

Малый герб Российской Империи

Интерьер и обстановка Арсенального зала восстанавливались по довоенным фотографиям и акварелям Эдуарда Гау. Для воссоздания интерьера сюда на временное хранение переданы родные для Гатчины экспонаты, оказавшиеся волею судеб в других дворцово-парковых музеях заповедниках. Это скульптуры и охотничьи трофеи, копии рисунков Михая Зичи из Павловска, Царского Села, Петергофа, петербургского Зоологического музея и Эрмитажа.

Например, 1 февраля нынешнего года из музея-заповедника «Царское Село» в Гатчинский дворец переданы на временное хранение бронзовые скульптуры «Лисинский медведь», «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками» из исторической коллекции Арсенального зала, выполненные выдающимися скульпторами-анималистами второй половины XIX века Николаем Либерихом и Пьером-Жюлем Мэном.

Напомним, что во время Второй мировой войны Гатчина была оккупирована фашистами, которые при отступлении сожгли дворец. После ремонта в 1950-1959 годах здесь располагалось Военно-Морское училище, а затем — НИИ «Электронстандарт», который покинул здание только в 1976 году. Только тогда — существенно позже, чем в Петергофе, Царском Селе, Павловске и Ораниенбауме — тут начались реставрационные работы.

В 1960 году Гатчинский замок более чем на 10 лет даже был снят с учёта как памятник архитектуры. Воссоздавать дворец не планировалось, вывезенные из него в эвакуацию предметы искусства были переданы в 24 различных музея Советского Союза. Далеко не все из них ещё вернулись во дворец, который когда-то называли в Петербурге «пригородным Эрмитажем».

«Бегущий охотник с собаками» из исторической коллекции Арсенального зала

Гатчинский государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник находится на территории Ленинградской области (на днях Гатчина даже официально стала столицей 47-го региона России), но подведомствен администрации Санкт-Петербурга.

С 2015 по 2020 год на реставрацию интерьеров и фасадов Гатчинского дворца из бюджета Петербурга было выделено 874,7 миллиона рублей. В 2021-м финансирование работ составит сумму в 145,1 миллиона рублей. Уже выполнены или же находятся в стадии завершения работы по воссозданию интерьеров домовой Троицкой церкви, Арсенального зала и Чесменской галереи.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2