Сегодня для публики открыт после многолетней реставрации Арсенальный зал Гатчинского дворца-музея. Это самое большое помещение императорской резиденции, которое, тем не менее, сравнивали с уютной английской дачей.

Реставрационные работы в зале начались в 2011-м и продлились 8 лет, ещё 2 года понадобилось музейщикам для создания здесь экспозиции максимально приближённой к подлинной обстановке времён императора Александра III, для которого Гатчинский дворец был родным и любимым семейным домом.
Хотя свой вид и предназначение зал обрёл раньше — в царствование Николая I. Именно «под занавес» его правления в 1850-х годах Гатчинский дворец подвергся значительной реконструкции. Оба квадратных корпуса («каре»), примыкающие к основному зданию дворца, были разобраны до фундаментов и отстроены заново с повышением этажности. В результате в Арсенальном каре образовалось более 200 комнат, самой большой из которых и стал зал, расположившийся на первом этаже.
Кстати
Руководил перестройкой дворца и оформлением его интерьеров (в том числе и Арсенального зала) архитектор Роман Кузьмин. Среди его построек, сохранившихся до нашего времени, — кафедральный собор Святого Апостола Павла в Гатчине и знаменитый собор Александра Невского на улице Дарю в Париже.
Огромный зал разделён на отдельные зоны (как теперь говорят интерьерные дизайнеры) массивными пилонами, поддерживающими своды. То есть перед нами внушительных размеров студия, где есть и столовая, и бильярд, и детская катальная горка, и качели в форме лодки, и сцена для домашних театральных постановок и концертов, и орган, и многочисленные охотничьи трофеи российских самодержцев.
Благодаря этому разнообразию зон и значительной площади зал на протяжении многих лет был средоточием как светской, так и семейной жизни императорской фамилии. Музыкальное сопровождение раутов обеспечивал придворный оркестр, учреждённый Александром III.

Леди Рэндольф Черчилль (матушка будущего премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля), посетившая Россию в 1889 году, сравнивала Арсенальный зал Гатчинского дворца со старинной английской дачей, наполненной уютной мебелью, безделушками и игрушками. Собственно по этой причине такие интерьеры императорских резиденций и считались в советское время образцами безвкусицы, мещанства и «вырождения аристократии».

Кстати
На стенах зала, помимо крупных живописных полотен, были развешены акварели Михая Зичи, запечатлевшие различные события из жизни императорской семьи. На некоторых из них Александр III, как в фотоальбоме, лично подписывал, кто именно изображён художником.
В годы Великой Отечественной войны, как и весь дворец, Арсенальный зал значительно пострадал от обстрелов и пожара. Значительную часть раритетов, которые здесь располагались, удалось эвакуировать. В частности, были вывезены три полотна кисти Адольфа Шарлеманя, которые посвящены походам русской армии под командованием Александра Суворова (за картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен большой золотой медали Императорской Академии художеств). Сейчас эти живописные произведения вернулись в Арсенальный зал.
Отправились в эвакуацию и рисунки Зичи (сейчас находятся в фондах музеев-заповедников Павловска и Петергофа), анималистические скульптуры (достались ГМЗ «Царское Село»), образцы мебели, которые позволили воссоздать обстановку зала.
Кстати
Адольф Шарлемань в середине 1860-х годов по заказу Экспедиции изготовления государственных бумаг создал рисунки игральных карт, которые известны как «атласные» и воспроизводятся до сих пор. Он же нарисовал так называемый «Малый герб Российской Империи» — двуглавый орёл, вписанный в круг.

Интерьер и обстановка Арсенального зала восстанавливались по довоенным фотографиям и акварелям Эдуарда Гау. Для воссоздания интерьера сюда на временное хранение переданы родные для Гатчины экспонаты, оказавшиеся волею судеб в других дворцово-парковых музеях заповедниках. Это скульптуры и охотничьи трофеи, копии рисунков Михая Зичи из Павловска, Царского Села, Петергофа, петербургского Зоологического музея и Эрмитажа.
Например, 1 февраля нынешнего года из музея-заповедника «Царское Село» в Гатчинский дворец переданы на временное хранение бронзовые скульптуры «Лисинский медведь», «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками» из исторической коллекции Арсенального зала, выполненные выдающимися скульпторами-анималистами второй половины XIX века Николаем Либерихом и Пьером-Жюлем Мэном.
Напомним, что во время Второй мировой войны Гатчина была оккупирована фашистами, которые при отступлении сожгли дворец. После ремонта в 1950-1959 годах здесь располагалось Военно-Морское училище, а затем — НИИ «Электронстандарт», который покинул здание только в 1976 году. Только тогда — существенно позже, чем в Петергофе, Царском Селе, Павловске и Ораниенбауме — тут начались реставрационные работы.
В 1960 году Гатчинский замок более чем на 10 лет даже был снят с учёта как памятник архитектуры. Воссоздавать дворец не планировалось, вывезенные из него в эвакуацию предметы искусства были переданы в 24 различных музея Советского Союза. Далеко не все из них ещё вернулись во дворец, который когда-то называли в Петербурге «пригородным Эрмитажем».

Гатчинский государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник находится на территории Ленинградской области (на днях Гатчина даже официально стала столицей 47-го региона России), но подведомствен администрации Санкт-Петербурга.
С 2015 по 2020 год на реставрацию интерьеров и фасадов Гатчинского дворца из бюджета Петербурга было выделено 874,7 миллиона рублей. В 2021-м финансирование работ составит сумму в 145,1 миллиона рублей. Уже выполнены или же находятся в стадии завершения работы по воссозданию интерьеров домовой Троицкой церкви, Арсенального зала и Чесменской галереи.
Игорь Теплов