Перейти к содержимому
Главная страница Галерея в анфиладе для Петра Великого

Галерея в анфиладе для Петра Великого

Государственный Эрмитаж открыл для посетителей ещё два зала своей экспозиции «Галерея Петра Великого». Событие приурочено к 350-летию первого российского императора. Что нового?

Предметами мебели, представленными в экспозиции, Пётр I лично не пользовался

Экспозиция под названием «Галерея Петра Великого» размещается на втором этаже Зимнего дворца в комнатах, которые после восстановления императорской резиденции, «капитально» сгоревшей в 1837 году, занимали младшие сыновья Николая I Михаил и Николай. Позднее эта одна из так называемых «запасных половин» (третья) использовалась для постоянного и временного проживания разных членов царской семьи и её гостей.

Экспозиция, посвящённая русской культуре первой половины XVIII века, располагалась здесь и раньше, но теперь для неё придумано красивое название «Галерея Петра Великого», хотя на самом деле — это анфилада из примерно десятка залов, не все из которых будут посвящены «царю-плотнику».

Когда-то (например, в 1970-е) эрмитажная экспозиция, посвящённая эпохе Петра I, была намного шире, многообразнее и сосредоточена вместе в залах Зимнего дворца, но потом произошло её «размывание». Значительная часть предметов отправилась в Меншиковский дворец, который в начале 1980-х стал филиалом главного музея страны.

Кстати

Позднее в структуре здания Эрмитажного театра были обнаружены сохранившиеся части Зимнего дворца Петра I, там создана экспозиция, куда тоже отправилась часть мемориальных экспонатов и подлинных предметов обстановки интерьеров. Туда же переехала и знаменитая «восковая персона» императора, созданная по посмертным слепкам, которые сделал с лица, кистей рук и ступней ног почившего царя скульптор Карло Бартоломео Растрелли.

Знаменитая “восковая персона” экспонируется в Эрмитаже, но не в “Галерее Петра Великого”

В результате такого рассредоточения экспонатов для нынешней «Галереи Петра Великого» их осталось не так уж много. Итак, в двух вновь открытых залах можно увидеть следующее.

В 159-м зале (по нумерации помещений, принятой в Эрмитаже) представлены так называемые аугсбургские кабинеты середины XVII века, которые использовались для хранения мелких раритетов, гардеробный шкаф, тоже изготовленный в Германии в те же или более поздние времена, и расписной стол, «по преданию доставленный императору Петру I из Архангельска». То есть, как честно сообщает Эрмитаж, тут экспонируются «предметы мебели, быта, элементы оформления интерьера, характерные для петровского времени». Ничего из личных вещей императора, то есть мемориальных предметов, тут нет.

В зале №160 экспонируются станки из знаменитой токарни Петра I, на которых (в том числе и с участием императора) создавались цилиндрические рельефы, медали и так называемые гильоширные декоры (орнаменты из многочисленных фигурных линий). Тут же можно увидеть использовавшиеся в этой работе резцы и другие инструменты. Ими при работе на этих станках пользовался в том числе и Петр Великий. Изготовленные им лично и его подмастерьями предметы тоже представлены в экспозиции.

Станки из личной токарни Петра Великого

Открывая эти два зала, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский по поводу «Галереи Петра Великого» заявил:

«Это целый рассказ и о нем, и о той памяти, которая сохраняется в веках, здесь пересекаются Пётр реальный и культ Петра, то огромное символическое значение, которое он имеет для нас, для нашей страны. Вся эта экспозиция — это про то, как сохранялась память… Здесь на выставке множество замечательных экспонатов: вещи, принадлежавшие Петру, вещи, помнящие о нём. Они производят впечатление, вызывают восторги, в частности, благодаря тому, что они очень хорошо выставлены, с хорошим светом».

Первые три зала «Галереи Петра Великого» в Эрмитаже были открыты для посетителей в середине января нынешнего года.

В зале №156 (Ротонда Зимнего дворца) представлено полотно «Полтавское сражение», написанное Луи Караваком по заказу Петра I. «Это один из наиболее ранних образцов батальной композиции в новой для России европейской традиции». Здесь же давно экспонируется модель Триумфального столпа, посвящённого победам в Северной войне. Тут же теперь находится бронзовый бюст первого российского императора, созданный всё тем же Карло Бартоломео Растрелли — отцом архитектора, который спроектировал сохранившийся поныне Зимний дворец. Кроме того, в Ротонде можно также увидеть захваченное в Полтавском сражении седло шведского короля Карла XII и трофейное оружие.

Один из уникальных экспонатов – походная аптечка Петра I

В зале №157 представлены живописные произведения русских и иностранных художников петровского времени и уникальный восковой бюст работы всё того же Карло Бартоломео Растрелли, документально точно фиксирующий облик Петра I по сделанным посмертным слепкам.

В зале №158 представлены костюмы и мундиры императора, его трости, печати и предметы, сделанные им лично. В частности, тут экспонируется паникадило (храмовая люстра), собственноручно вырезанное из слоновой кости Петром I и мастерами его токарни. Представлен здесь и шёлковый плат с надписью «Виват Отец Отечества Пётр Великий Император Всероссийский», украшавший зал заседания Сената 2 ноября 1721 года в Сенате, когда Петру I были присвоены эти титулы.

Кстати

После смерти Петра I в 1725 году принадлежавшая ему коллекция редкостей и многие его личные вещи были перемещены в Кунсткамеру. Впоследствии сюда же поступили раритеты сподвижников императора и другие экспонаты той эпохи. В конце XVIII века это собрание получило название «Кабинет Петра Великого». Экспонаты зала №158 происходят из этой коллекции, а также из «Галереи Петра I» («Петровская галерея»), созданной в 1848-1849 годах по приказу Николая I в Эрмитаже.

Напомним, что в примыкающей к Ротонде Арапской столовой Эрмитаж в течение этого года демонстрирует временные выставки, посвящённые 350-летию со дня рождения Петра Великого.

Сейчас тут представлена экспозиция под названием «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке». Тут можно увидеть изделия из фарфора и шёлка, ювелирные украшения и заводные механические игрушки начала XVIII века (между прочим, отреставрированные мастерами Эрмитажа и ныне действующие), полученные первым российским императором в дар или же купленные по его распоряжению.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2