В петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения намедни прошло очень интересное мероприятие – Третий международный общественно-научный форум «Балканский диалог 2025: Россия – Черногория».
Форум был приурочен к знаменательным датам: к 80-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над гитлеровской Германией, советско-югославскому братству по оружию, ко дню памяти видного государственного и церковного деятеля, просветителя Черногории Василия Петровича Негоша, завязавшего русско-черногорские духовные связи, умершего 10 марта 1766 года в Санкт-Петербурге и погребённого в Александро-Невской лавре.
Как сказал на пленарном заседании Балканского форума временный поверенный в делах посольства Черногории в России Александр Обрадович, «великий епископ Василий был не только духовным лидером, но и государственным деятелем, посвятившим свою жизнь борьбе за свободу Черногории и укреплению связей со Святой Русью». По мнению господина Обрадовича, Россию и Черногорию «связывает нечто более сильное, чем текущая политика, нечто более прочное, чем документы и соглашения», а именно – «нас связывает общая вера, общее чувство справедливости и чести», а также «история, в которой русские цари помогали маленькой, но гордой Черногории». Сегодня, «во времена новых испытаний», как заверил черногорский дипломат,» наша любовь и наше братство остаются непоколебимыми».
Правовед, священник Черноморско-Приморской митрополии Сербской православной церкви Павле Божович остановился на понимании владыкой Василием Петровичем Негошем черногорской государственности. Если вкратце, то «черногорская государственность является продолжением государственно-правовых традиций древнего сербского царства, адаптированных к суровым условиям турецкой оккупации». По мнению Василия Петровича, «Черногория, без сомнения, погибла бы если бы не имела столько природных крепостей и не осталась свободной от сербской земли».
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Владимир Владимирович Блохин рассказал об историческом значении освободительной миссии Красной Армии во время Второй мировой войны. Эта миссия, как отметил учёный, начала подвергаться сомнению одной из основательниц т.н. тоталитарной теории Ханной Арендт, которая доказывала, что после окончания Второй мировой войны «последовала большевизация Восточной Европы, то есть распространение тоталитарного правления на её территорию». «Русские правители в неимоверной спешке воспроизвели здесь все стадии Октябрьской революции вплоть до установления тоталитарной диктатуры», – писала она. Доказывая, что в результате победы СССР в Великой Отечественной войне «один вид тоталитаризма сметил другой», такие люди, как Арендт, наущали не делать принципиального различия между нацистской Германией, которая уничтожала целые этносы и народы, и Советским Союзом, где господствовала коммунистическая идеология.
Теорию Арендт сегодня развивают многие, в том числе американо-британская журналистка и публицистка (а заодно жена нынешнего министра иностранных дел Польши Родослава Сикорского, которого недавно Илон Маск назвал «маленьким человечком») Энн Эпплбаум. В книге «Железный занавес: Подавление Восточной Европы», изданной в 2015-м в России усилиями Института «Открытое общество» (ныне – нежелательная в России организация), само наступление Красной Армии на Запад она подаёт как нечто апокалиптическое: «Взрывы авиабомб гремели всю ночь, а орудийные залпы раздавались весь день. Повсюду в Восточной Европе свист падающих бомб, треск пулемётов, скрежет танков, пылающие здания свидетельствовали о приближении Красной армии. По мере того как линия фронта приближалась, ходуном ходила земля, содрогались стены, плакали дети». «В годы войны восточноевропейские страны получили “ударную дозу” сталинского и гитлеровского идеологического безумия» – это пассаж из книги госпожи Эпплбаум.
Эпплбаум не брезгует ссылаться на расистские записи, которые оставили некоторые свидетели победного шествия Красной Армии. Так, венгерский прозаик Шандор Мораи так испугался красноармейцев, что посчитал, что они принадлежат «принципиально иной человеческой расе, чьи рефлексы и позывы непонятны». А по воспоминаниям Джона Лукача в частях Красной Армии, которые заняли Будапешт, преобладали «смуглые и круглые монгольские лица с узкими глазами, холодными и враждебными». И этот обыкновенный расизм без комментариев используется Эпплбаум для доказательства того, что люди Восточной Европы не воспринимали бойцов Красной Армии как освободителей. Каждое лыко в строку!
Коснулся профессор Блохин и такой «запретной в СССР темы», как изнасилование красноармейцами немок. Первым её поднял на щит не кто иной, как доктор Геббельс. А затем её подхватили многие антисоветские публицисты и псевдоисторики. Так, британский историк Энтони Бивор в книге «Падение Берлина» утверждает, что «русские солдаты насиловали всех немок от 8 до 80 лет» и вообще «это была армия насильников». И эта книга тоже издана в России! Как отмечают серьёзные историки, например, научный руководитель Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Олег Ржешевский, документы по проблеме, изнасилования немок красноармейцами «доступны, большинство из них опубликованы, но в книге Бивора они отсутствуют, а такие указания на источники, как “берлинцы помнят…”, ссылки на “опыт изнасилованных немецких женщин” – может быть подходят любителям интимного чтива, но неприемлемы для научного исследования». Кстати, и другая книга Бивора, «Сталинград», по оценке немецкого историка Йохена Хелльбека, «пропитана пропагандистскими стереотипами, сформированными ещё во времена нацистской Германии». В принципе Бивор и не скрывает того, что его цель – развеять миф о Красной Армии как об армии освободительнице. Его книги и статьи за редким исключением высоко оцениваются западными рецензентами, видимо, столь же «объективными», как и сам Бивор.
От себя добавим, что миф о красноармейских «монгольских ордах», которые насиловали «миллионы немок», поддерживает и западный кинематограф. Так, в 2008-м на экраны вышел фильм немецкого режиссёра Макса Фэрбербёка «Безымянная – одна женщина в Берлине», снятый по воспоминаниям некой Марты Хиллерс. В этой картине, которая, как писали западные рецензенты «показал ужас происходившего», к сожалению, снялись и российские актёры, причём не самые безымянные, например, Евгений Сидихин.
Всё реже на Западе, с горечью подчеркнул профессор Блохин, обращаются к документам. Например, к приказам по Красной Армии не использовать тяжёлое орудия при штурме Вены, чтобы избежать разрушений её архитектуры. Против нас работает гигантская пропагандистская машина, призванная убедить людей, что мир ничем не обязан Красной Армии, что советский народ не совершил никакого подвига, даже наоборот, мы должны каяться за то, что оккупировали и терроризировали народы Восточной Европы. Поэтому наши интеллектуалы, в том числе историки, по мнению профессора Блохина, должны мобилизоваться, доказывая порой истины, которые кажутся прописными, ибо яд лжи проник и в Россию: книги Ханны Аренд, Энн Эпплбаум, Энтони Бивара и других пропагандистов русофобии под личиной историков и журналистов, переведены на русский язык и свободно продаются в наших книжных магазинах.
Большое значение в формировании образа играет кинематограф. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Аркадий Юрьевич Русаков рассказал о советских и югославских фильмах, где в центре повествования – борьба наших народов против нацистской Германии. По его мнению, надо чаще показывать такие фильмы, как в «Горах Югославии» (1946) режиссёра Абрама Роома, «Козара» (1962) и «Битва при Неретве» (1969) режиссёра Велько Булайича, «Проверено: мин нет» (1965) режиссёров Юрия Лысенко и Здравко Велимировича, «Операция “Белград”» (1968) режиссёра Живорада Митровича, «Пятое наступление» (1973) Бранимира Степановича, «Единственная дорога» (1974) Владимира Павловича. Это картины о советско-югославском боевом братстве. Некоторые сюжеты ещё предстоит раскрыть языком кинематографа, считает Аркадий Юрьевич. Например, в кино (в сериале Юрия Озерова «Солдаты свободы») лишь пунктирно рассказано, как советские лётчики вывезли лидера коммунистических партизан Югославии Иосифа Броз Тито из гор Боснии в начале июня 1944 года, когда немцы и из подручные хорватские усташи проводили операцию «Ход конём». А об этом можно было снять полноценный фильм.
В балканских странах, как рассказали участники форума из Греции, Республики Сербской, Черногории, помнят о роли Красной Армии в освобождении мира от нацизма и фашизма. Не забывают в них о вкладе их героев в это святое дело. Однако в Болгарии в последние годы оживились русофобские силы, которые восхваляют местных коллаборационистов и совершают вандальные атаки на памятники советским воинам.
Прошедший Балканский форум – очередное доказательство провала попыток изолировать Россию от остального мира. Однако, как отметил на форуме политолог Дмитрий Солонников, опровергнуть сейчас ложь о Советском Союзе и России, которая сейчас распространяется Западом во всём мире, весьма непросто. Сейчас можно рассчитывать во основном на межличностные контакты сторонников правды, которые завязываются в том числе на Балканском форуме, который получил статус постоянного международного ежегодного мероприятия в университете авиаприборостроения.
Дмитрий Жвания