Перейти к содержимому
Главная страница Фарфор для последнего императора

Фарфор для последнего императора

Семья петербургских искусствоведов и коллекционеров Зверевых передала в Царскосельский музей-заповедник уникальные изделия из фарфора, которые предполагается экспонировать в покоях Николая II и его семьи в Александровском дворце.

Музейные экспозиции Александровского дворца постепенно пополняются новыми экспонатами

Речь идёт о 63 предметах из собранной в течение десятилетий семейной коллекции. Это образцы русского, датского и английского фарфора, в том числе и анималистического, то есть мастерски выполненных фигурок животных.

Большинство из подаренных Зверевыми изделий второй половины XIX — начала ХХ века музейщики намерены разместить в недавно отреставрированных личных покоях Николая II и его семьи в Александровском дворце. Эти комнаты, в основном, оформлены в стиле модерн, который предполагал использование в интерьере множества художественных «безделушек», для чего здесь размещались специальные полки вдоль стен, этажерки, шкафчики и витрины.

Естественно, что после активных распродаж произведений искусства на рубеже 20-30-х годов ХХ века и Великой Отечественной войны, в ходе которой императорские дворцы сильно пострадали, таких «безделушек» в музейных коллекциях осталось сравнительно немного. Среди подаренных предметов довольно много изделий датских фарфоровых мануфактур, что особенно важно для интерьеров Александровского дворца.

Изделия датской Королевской фарфоровой мануфактуры из коллекции Зверевых

Кстати

Помимо широкой популярности очень стильного датского фарфора в Европе эпохи модерна, большому количеству таких изделий во дворцах российской императорской фамилии поспособствовало то обстоятельство, что супруга Александра III и, соответственно, матушка Николая II Мария Фёдоровна происходила из датского королевского дома. Какое-то количество предметов, наверное, она привезла с собой «в качестве приданого», плюс родственные визиты, взаимные подарки, новые покупки.

Среди переданных сейчас Зверевыми предметов есть несколько изделий датской Королевской фарфоровой мануфактуры и завода Bing & Grøndahl, основанного в 1853 году и расположенного в Копенгагене (объединились в одно предприятие в 1987 году). Очень интересны произведения анималистической пластики, среди которых, например, композиция «Белый медведь с тюленем», изготовленная в 20-х годах ХХ века по модели 1909 года скульптора Кнуда Куна.

Фигура обезьяны украшает шкатулку (единственный известный экземпляр с сохранившейся нижней частью) выполненую по модели известного скульптора Христина Томсена (работал на датской Королевской фарфоровой мануфактуре с 1889 по 1921 год).

На заводе Bing & Grøndahl изготовлена, в частности, переданная заповеднику «Царское Село» фигурка кролика. Она выполнена по модели Енса Петера Даль-Енсена, который работал на этом предприятии с 1897 по 1917 год, специализируясь на анималистике.

Фарфоровая анималистика всегда пользовалась успехом у обеспеченной публики

Кстати

Среди подаренных Зверевыми фарфоровых ваз, произведённых в Дании, особый интерес представляет, по мнению экспертов, цилиндрический сосуд для цветов с изображением маков синего цвета. Изделие произведено Королевской мануфактурой по модели Дженни Мейер, которая работала здесь в 1892–1927 годах. Ваза, роспись которой выполнена в единственном экземпляре в 1902 году, специально маркирована.

Небольшие вазы в форме цветочного горшка с росписью изготовлены на заводе Bing & Grøndahl, в том числе и художницей Ингеборгой Нильсен, которая работала здесь в 1900-1911 годах. На дне сосуда имеется подпись автора NJ.

Шведские вазы с изображением исторических замков

Пять ваз с изображением дворцов замков и дворцов изготовлены на шведском заводе Rörstrands в начале ХХ века. На них представлены замки в Грипсхольме, Торупе, Боргхольме, Кальмаре и дворец в Тулльгарне. Росписи выполнены Нильсом Лундстремом и Карлом Линдстремом (работали на этом предприятии на рубеже XIX-ХХ веков).

По мнению музейщиков, из переданных в Царское Село Зверевыми фарфоровых изделий английского производства особый интерес представляет декоративная тарелка с изображениями петербургских достопримечательностей — Исаакиевского собора, Медного всадника, Академии художеств, Адмиралтейства и Зимнего дворца. Она изготовлена в 1866 году на заводе Ashworth Brothers специально для экспорта в Россию.

Англичане везли на российский рынок “скромную” деколь (переводные картинки)

Кстати

Сестра императрицы Марии Фёдоровны Александра Датская была замужем за королём Великобритании Эдуардом VII и матушкой Георга V. Так что «оборот» английских предметов декоративно-прикладного искусства между монаршими дворцами Лондона и Санкт-Петербурга тоже был очень активен. Правда, изделия фабрик «Туманного Альбиона» хуже вписывались в стилистику модерна.

Из подаренных Царскому Селу произведений русского фарфора внимания заслуживает чашка с блюдцем, на которых изображён Соловецкий монастырь. Это изделие завода товарищества Матвея Кузнецова в Вербилках (Дмитровский уезд Московской губернии). Такие изделия производились здесь в период с 1892 по 1917 год.

Даже в парадном кабинете Николая II в Александровском дворце есть полочки для красивых безделушек

Коллекционер и искусствовед Сергей Зверев отметил, что его семья давно дружит с Царскосельским дворцово-парковым музеем-заповедником и с восхищением следит «за его успехами в огромной работе по восполнению утраченного во время постреволюционных распродаж и Великой Отечественной войны».

Он подчеркнул, что для него и его близких «большая честь, что музей такого уровня принимает нашу коллекцию в своё собрание», поскольку семья передаёт уникальные предметы «в руки людей, которые относятся к ним с особым трепетом».

Напомним, что в августе нынешнего года в Александровском дворце Царского Села открыты воссозданные 13 комнат личных покоев последнего российского императора и его семьи.

Александровский дворец в Царском Селе заложен в 1792 году по повелению императрицы Екатерины II. Он был задуман как свадебный подарок великому князю Александру Павловичу — любимому внуку государыни, будущему царю Александру I.

Строился дворец по проекту архитектора Джакомо Кваренги (по его чертежам сооружены в Петербурге здания Смольного и Екатерининского институтов, Ассигнационного банка, Академии наук, Эрмитажного театра).

Сиреневый будуар Александры Фёдоровны просто создан для огромного количества образцов декоративно-прикладного искусства

При Николае II этот дворец постепенно становится главной императорской резиденцией и остаётся в этом качестве вплоть до падения монархии в 1917 году. Уже через несколько дней после свадьбы, скромно прошедшей в петербургском Зимнем дворце (траур по Александру III ещё продолжался), Николай и императрица Александра Фёдоровна приезжают на несколько дней в Царское Село и останавливаются во дворце, где новый царь когда-то родился.

Спустя пару лет, в 1896-м, левый (если смотреть со стороны парадного двора) флигель здания, где располагались апартаменты для свиты и Концертный зал, переоборудуется по проекту архитектора Роберта Мельцера для проживания императорской семьи.

Позднее, после рождения в 1904 году больного гемофилией цесаревича Алексея, Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети живут в достаточно уединённом Александровском дворце Царского Села постоянно.

В то время здесь находилась огромная коллекция изделий из фарфора и художественного стекла, которую начали собирать ещё Александр III и его супруга Мария Фёдоровна. Позже это собрание только пополнялось. Сейчас в экспозиции Александровского дворца представлено около 400 таких предметов из фондов Царского Села и переданные на временное хранение предметы из Павловска.

Игорь Теплов

Использованы материалы официального сайта Царскосельского дворцово-паркового музея заповедника

Поделиться ссылкой: