«Эрнани». Или любовь ещё одного дона Хуана

ernani_rus
Премьера «Эрнани» в прошла в венецианском театре «Ла Фениче» 9 марта 1844 года, имела большой успех

В Мариинском театре – очередная премьера, причём оперы, которую по какой-то причине не ставили целиком на советской и российской сценах, предпочитая брать из неё лишь наиболее выразительные куски для дивертисментов. Речь о пятой опере Джузеппе Верди «Эрнани».

К работе над «Эрнани» Джузеппе Верди приступил в 1843 году, находясь под большим впечатлением от одноимённой пьесы Виктора Гюго. «В наше время драма Виктора Гюго “Эрнани” всё ещё изучается на уроках литературы во французских школах, но в других местах она признаётся до абсурда искусственной и невероятной. В этом смысле либретто оперы даже ещё хуже», – сообщает историк оперы Генри У. Саймон, не уточняя, правда, в каких местах опера «признаётся до абсурда искусственной и невероятной».

Сегодня такая история где-либо в Европе и вправду произойти не может. Но Гюго и Верди отправляют нас в Испанию начала XVI века, точнее, в среду испанской аристократии того времени. Поэтому неслучайно, по подсчётам музыковеда Христины Батюшиной, в «Эрнани» «слово onor – “честь” – звучит со сцены четырнадцать раз, и ещё четыре раза – disonor, “бесчестье”». 

И всё же немного о сюжете оперы. Испанский дворянин Хуан Арагонский, сын герцога Сеговии, убитого по приказу предыдущего короля Кастилии, скрывается в горах, под позывным Эрнани возглавляя отряд партизан. Он расположил свой лагерь недалеко от замка дона Руи Гомеса ди Сильва, опекающего свою племянницу Эльвиру и желающего жениться на ней. Но девушку не прельщает перспектива стать женой старика – она влюблена в Эрнани. Неожиданно в замке ди Сильвы появляется нынешний король Кастилии дон Карлос – и он тоже очаровывается Эльвирой. «Как во всякой романтической опере, в “Эрнани” всё начинается с любви. Классический любовный треугольник – сопрано и тенор против баритона – здесь усложнён четвёртой стороной, басом. В борьбу за прекрасную девушку вступают разбойник, король и старик. Эту разномастную компанию объединяют аристократическое происхождение и горячая кровь», – не без доли иронии рассказывает Христина Батюшина. Горячая кровь всё же держит конкурентов в рамках аристократической морали. Эрнани, он же дон Хуан, берёт на себя, по сути, самоубийственный обет. «Эрнани» – драматическая итальянская опера середины XIX века, а значит, любовь в ней не может быть не сопряжена со смертью.

Естественно, 30-летний итальянец Джузеппе Верди обратился к «Эрнани» не только ради того, чтобы рассказывать романтические любовные сказки. Вхожий в круги, где обсуждали освобождение и объединение Италии, Верди вшивал в свои произведения те или иные смыслы, которые рифмовались с тем, что волновало его современников-итальянцев. Мы это находим в «Набукко», в «Эрнани», в других его операх. «Композитор, либреттист, зрители видели в образах Эльвиры (донна Соль в драме Гюго) и Эрнани олицетворение благородства, мужества, чести молодой Италии; Сильва олицетворял деспотизм австрийского владычества. Темы личной и политической свободы в опере тесно связаны друг с другом», – утверждал советский музыковед Абрам Гозенпуд. Верди сумел достучаться до земляков. В некоторых городах Италии исполнение «Эрнани» приводило к демонстрациям, в ходе которых итальянцы распевали строки из сцены заговора в III акте: «Лишь презренья достойны народы, в чьей груди нет к Отчизне любви»…

Абрам Гозенпуд пишет, что «композитор и либреттист сохранили верность Гюго, усилив лишь возможность применения событий пьесы к итальянской действительности». Либретто под жёстким контролем самого Верди написал поэт Франческо Мария Пьяве (именно в работе над «Эрнани» и сложился их многолетний творческий союз). Однако Виктор Гюго либретто раскритиковал. Сам же Гозенпуд и сообщает: «“Эрнани” быстро завоевал оперные сцены Италии, а затем Европы. В Париже он был переименован, а действие перенесено в другую страну из-за протеста Гюго, возмущённого искажением его пьесы». Так или иначе, благодаря «Эрнани», как выразился Герман У. Саймон, «слава Верди перешагнула через Альпы». А премьера «Эрнани» прошла в венецианском театре «Ла Фениче» 9 марта 1844 года, имела большой успех, хотя исполнение, как отмечал композитор, было не самым лучшим.

А могло бы быть иначе? «Сила арий и концертных номеров (“Ernani involanti”, “Infelice”, “О sommo Carlo” и нескольких других) являются причиной тoгo, что опера вот уже более полутора столетий входит в традиционный репертуар оперных театров мира, а в Италии ставится особенно часто», – отмечал всё тот же американский историк оперы. Христина Батюшина предлагает, идя на «Эрнани», настроиться на то, чтобы прекрасно провести время, несмотря на то, что со сцены будут доноситься заклинания sangue, sangue (кровь), vendetta, vendetta (месть)».

Опера «Эрнани» будет представлена на новой сцене Мариинского театра три дня подряд: 4, 5 и 6 июля. Начало спектакля в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно