Эрмитаж привёз в Выборг уникальную «стеклотару»

Steklo1

В центре «Эрмитаж — Выборг» открылась выставка «Стекло, которым любовались». Экспозиция представляет раритеты за период с XVI века до наших дней из коллекции главного музея России.

Выставочный центр  «Эрмитаж — Выборг» открылся 16 июня 2010 года

Посетители выборгского эрмитажного центра в течение полугода могут полюбоваться лучшими произведениями западноевропейского и русского художественного стекла. Выставка насчитывает 190 экспонатов, среди которых столовая посуда с филигранью, гравированные массивные стопы, бокалы, кубки, вазы, мозаичные и стеклярусные картины, предметы декоративно-прикладного искусства со вставками из стекла (карманные часы, флаконы для духов, обувные пряжки, костюмы, вышитые бисером).

«Стекло — это изумительный материал — игра человека с природой, его изобрели, чтобы подражать драгоценным камням, а потом оказалось, что у него много своих красивых качеств, которыми не обладают драгоценные камни», — сказал на открытии выставки директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Фляга пилигрима (Венеция)

Самые старинные изделия на выставке связаны с деятельностью российского дипломата XIX века Александра Базилевского, всю жизнь собиравшего предметы западноевропейского прикладного искусства эпохи Средневековья и Возрождения. Его уникальная коллекция была приобретена для Эрмитажа по распоряжению императора Александра III.

Кстати

Советские историки изображали царя-миротворца как примитивного, необразованного, лишённого художественного вкуса человека. И только в последние десятилетия отдаётся должное усилиям этого монарха, например, по формированию художественных коллекций крупнейших музеев России и поддержке великих деятелей национальной культуры.

Из собрания Базилевского в Выборге демонстрируются фляга пилигрима (Венеция, прозрачное стекло с росписью эмалями, датируется началом XVI или же XVIII веком) и стопа с изображением императора Священной Римской империи и семи электоров (Богемия, конец XVI века).

Именно Богемия — историческая область на территории современной Чехии — стала в XVIII веке европейским эпицентром стеклоделия. На выставке представлены многочисленные изделия здешних мастеров эпохи барокко, среди которых — небольшие вазы, флаконы, бокалы, в том числе и выполненные из молочного стекла «под фарфор». Кроме того, экспонируются изделия немецких и испанских мастеров, которые старались не уступать богемским.

Чаша-тацца (Венеция, конец XVI — начало XVII века)

Значительный раздел выставки посвящён российскому стеклоделию, развитию которого, как и многому другому поспособствовали реформы Петра I, существенно изменившие быт и стиль жизни в нашей стране, и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова по использованию цветного стекла (в частности, для изготовления мозаичных картин).

На выставке представлены мозаичная картина «Апостол Павел» (1769) и стеклярусное панно «Вид усадьбы» (середина XVIII века), созданные на Усть-Рудицкой фабрике (Копорский уезд Санкт-Петербургской губернии), основанной по инициативе Ломоносова.

Кстати

В конце 30-х годов XVIII века в Санкт-Петербурге был создан Императорский стеклянный завод, продолжателем традиций которого в советское время стал Ленинградский завод художественного стекла, фактически уничтоженный в 90-е годы ХХ века на волне «развития капитализма в России».

Из изделий, произведённых на этом предприятии, в Выборге экспонируется компотница из золотого рубинового стекла, которое очень ценилось при Екатерине II, две парные вазы с бронзовыми ручками из темно-зелёного стекла, чаши с ручками в виде змей из бесцветного хрусталя и в виде птиц из красного стекла 1810-1820-х годов.

Компотница с крышкой (Санкт-Петербург, 1780-е годы)

Кроме того, на выставке в Выборге представлены изделия Филиппа-Жозефа Брокара, Эмиля Галле, чешского скульптора Павла Главы, ныне здравствующих шведа Бертиля Валина и итальянца Алессандро Мандрузато. Можно увидеть в экспозиции и декоративные композиции работы современных российских мастеров — «Золотой папоротник» (1989), «Волна» (конец 1980-х), «Кот» (1989), «Ручей» (2000), панно «Праздник» (2012) и другие.

Кстати

На Императорском стекольном заводе в Петербурге была изготовлена хрустальная кровать, которую император Николай I в 1826 году преподнёс в качестве дара персидскому властителю Фетх-Али шаху. Вес изделия составлял 517 пудов. В 1910 году на предприятии был изготовлен купол из полированного стекла для дворца великого князя Николая Николаевича-младшего на Петровской набережной (теперь в этом здании «базируется» полпредство президента РФ в СЗФО). В 1937-1938 годах здесь создали хрустальный фонтан с диаметром чаши в 2,4 метра для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке.

Вот такую хрустальную кровать с фонтанами создали для персидского шаха в Петербурге

Эти уникальные изделия из стекла на нынешней выставке в Выборге, естественно, не представлены, что не делает её менее интересной для зрителей, которые могут посетить экспозицию до 24 октября текущего года.

Напомним, что выставочный центр  «Эрмитаж — Выборг» открылся 16 июня 2010 года в здании бывшего музея изящных искусств и школы живописи, построенного в начале 30-х годов прошлого века по проекту финского архитектора Уно Вернера Ульберга в стиле конструктивизма.

Игорь Теплов  

Поделиться ссылкой: