Эксперты назвали пять этапов решения мусорной проблемы

musor_nezakonni

Проблема утилизации мусора для Петербурга и Ленинградской области общая. При этом так называя «мусорная реформа» в регионах рассинхронизирована и проводится разными ведомствами по своим схемам: в городе – они одни, в области – другие. Ситуацией неопределённости и несогласованностью действий властей пользуются нарушители и безнаказанно генерируют гектары незаконных свалок. Лидер регионального отделения партии «Родина» в Ленинградской области Валерий Шинкаренко и муниципальный депутат города Мурино Алексей Фёдоров в эфире радио «Комсомольская правда» обсудили, как предотвратить экологическую катастрофу в агломерации, и обозначили конкретные шаги, которые необходимо для этого сделать.

Эксперты настаивают на полной координации действий властей двух регионов в сфере обращения с мусором

Надо признать, что единой адекватной стратегии обращения с отходами так и не выработано. Полигоны переполнены, заводы по переработке малоэффективны, нелегальные свалки появляются повсеместно. Валерий Шинкаренко убеждён, что проблему нужно решать комплексно. Он обозначил пять ключевых направлений, по которым должно идти решение мусорного вопроса. Первое, что нужно сделать, это добиться полноценного взаимодействия властей Петербурга и Ленинградской области в сфере обращения с отходами. Из всего объема перерабатываемого областью мусора семьдесят процентов – петербургский. При этом территориальные схемы обращения с отходами и операторы у каждого региона свои, и даже время запуска мусорной реформы разное.

Второе – необходимо чётко определиться с технологиями утилизации мусора. Есть множество вариантов сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Третье – надо чётко определиться, а кто будет реализовывать реформу? Всё возьмет на себя государство или будет привлечён частный бизнес? Каковы гарантии, что инвестиции не пропадут, и кто будет контролировать бесперебойную работу мусороперерабатывающих заводов? Будет ли обеспечена загрузка предприятий? Что произойдет с тарифами в случае выбора той или иной стратегии реализации реформы?

Самый важный пункт грамотной реализации реформы — поиск общественно-политического консенсуса: необходимо получать поддержку людей, их одобрение действий властей и бизнеса.

Валерий Шинкаренко в ходе эфира также не раз возвращался к необходимости общественного и экспертного контроля над каждым этапом мусорной реформы. По его мнению, крайне важна экологическая экспертиза любых проектов со стороны независимых экспертов: экологов, химиков, медиков, урбанистов и так далее. Наконец, самым важным пунктом грамотной реализации реформы он назвал поиск общественно-политического консенсуса: необходимо получать поддержку людей, их одобрение действий властей и бизнеса. Все планы и мероприятия должны быть публичными.

В самом деле, сейчас проблематично с точностью назвать уровень загруженности действующих полигонов. Что касается будущих объектов, в том числе, мусороперерабатывающих заводов, то с ними ситуация ещё более туманная. «Абсурдная же ситуация: это не разработка новых видов вооружения, про которые мы уже знаем больше, чем про технологические параметры мусорных полигонов и мусоросжигательных заводов», — возмущён Валерий Шинкаренко.

В ходе эфира каждый из перечисленных пунктов обсуждался подробно. Также был представлен уже направленный на рассмотрение в Законодательное собрание Ленинградской области проект регионального закона, получивший поддержку совета депутатов Мурино. Он касается борьбы с незаконными повсеместными свалками строительного мусора. Речь идёт об обязательном оснащении маячками машин, перевозящих мусор, и контроле за маршрутом перевозчика. Все машины с мусором будут, по задумке авторов, видны на специальной интерактивной карте у диспетчера.

За отсутствие разрешений на перевозку строительного мусора, самовольное изменение маршрутов и отсутствие маячков на машинах предлагается серьёзно штрафовать.

За отсутствие разрешений на перевозку строительного мусора, самовольное изменение маршрутов и отсутствие маячков на машинах предлагается серьёзно штрафовать. Подробно о законодательной инициативе можно прочитать в материале «Родины на Неве» «В Ленобласти предлагают внедрить онлайн-отслеживание транспортировки мусора». Депутат Алексей Фёдоров, один из авторов законодательной инициативы, в эфире пояснил, что даже если часть нарушителей изыщет способ обходить закон, это будет не более пяти процентов от перевозчиков – а гигантский массив отходов всё-таки поедет не в лес, а на санкционированные полигоны.

Эксперты затронули и тему, кто и как должен строить заводы, и по какой технологии. В частности, стоит разобраться с использованием уловки, позволяющей мусоросжигательные заводы называть мусороперерабатывающими. Нужна фактическая, а не номинальная переработка мусора после его предварительной сортировки.

«Нам нужно делать ставку на грамотную сортировку и переработку отсортированного мусора», – высказался Валерий Шинкаренко. Претензии, что якобы наш народ не готов сортировать мусор, эксперт считает несостоятельными. Если люди будут видеть, как с площадки увозят рассортированный мусор на переработку, а не сваливают его в одну машину, то идею сортировки поддержат с энтузиазмом.

Нам нужно делать ставку на грамотную сортировку и переработку отсортированного мусора.

«Мы должны превратить мусор не в головную боль, а в товар, чтобы за ним охотились. Сейчас мусор смешанный – гора 40 тысяч тонн в Янино лежит, с ним ничего не сделать – а если всё сделать грамотно, то за отсортированный мусор платили бы переработчики, для которых он стал бы сырьём», – сказал Валерий Шинкаренко. Сейчас захоранивается 93% мусора, а можно сделать, чтобы эта цифра не превышала 30 процентов.

Помимо прочего, было озвучено мнение, что строительством заводов в регионах должна заниматься отечественная промышленность. Ни к чему за бешеные деньги покупать зарубежные проекты, особенно с учётом, что к нам попадают далеко не самые эффективные и современные разработки.

Юлия Медведева  

Вам будет интересно