Перейти к содержимому
Главная страница Едут в Петербург, а приедут в Ленобласть

Едут в Петербург, а приедут в Ленобласть

Спортивный журналист Борис Ходоровский о переносе этапа «Формулы-1» из Сочи в Ленинградскую область

В 1982 году в Москву пожаловал тогдашний босс «Формулы-1» Берни Экклстоун. В столице СССР он озвучил идею проведения этапа Королевских гонок в Москве генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Тогдашний советский лидер был, как известно, большим любителем автомобилей и охотно принимал их в дар от глав зарубежных правительств. От нарисованных перспектив Леонид Ильич пришёл в восторг.

Спортивный журналист Борис Ходоровский

В Москве тогда только что прошла Олимпиада, которая и стала толчком для Экклстоуна. Босс «Формулы-1» прекрасно просчитывал возможные доходы и обратил внимание на ещё не освоенный рынок. Он решил во что бы то ни стало провести этап в социалистической стране. В политических реалиях старина Берни тоже был сведущ и прекрасно понимал, что начинать нужно с СССР.

В Москве даже начали прорабатывать проект трассы. Она должна была пройти вокруг Кремля. Правда, до использования мавзолея В.И. Ленина в качестве трибуны для почетных гостей дело не дошло. Московский этап был включён в предварительный календарь уже на сезон-1983, но в ноябре 1982-го Брежнев умер, а сменившему его на посту генсека Юрию Андропову идея проведения «Формулы-1» в Москве категорически не понравилась.

После этого Экклстоун обратил свои взоры на Венгрию, и в 1986 году прошли первые гонки на «Хунгароринге». Венгерский этап до сих пор в календаре «Формулы-1», хотя и к устаревшей трассе есть множество нареканий, а Будапешт иногда не справляется с наплывом желающих услышать рёв моторов, посмотреть на проносящиеся мимо трибун на огромной скорости болиды и поглазеть на длинноногих красоток на церемонии награждения.

Первые разговоры о том, что СССР не хуже Венгерской Народной Республики может справиться с организацией этапа «Формулы-1», начались в эпоху перестройки и гласности. Даже проект автодрома в Тушино на окраине Москвы представили. Он остался только на бумаге, и сейчас на этом месте стадион футбольного «Спартака». В эпоху рыночных отношений главы многих регионов зазывали Королевские гонки к себе. Даже когда на выплаты бюджетникам денег в бюджете не было, на презентации проектов гоночных трасс они находились.

С помпой презентовались проекты трасс «Балтийская корона» в Калининграде и «Русское кольцо» в Туле. В лихие 90-е заговорили о строительстве трассы на границе России и Украины с размещением участников Королевских гонок в Белгороде. Представляете, сколько проблем создала бы эта трасса сегодня! Впрочем, там даже до конкретики дело не дошло. Подготовить презентацию — и то не сподобились.

Зато, когда о желании принять Королевские гонки заговорил мэр Москвы Юрий Лужков, всё было очень серьёзно. Правда, у московских властей не было чёткого представления, где строить современный автодром. Рассматривались варианты с подмосковным Чеховым, с Крылатским, где к московской Олимпиаде был построен гребной канал, с ближайшим пригородом Подрезково. Самым реальным был вариант строительства в Нагатинской пойме, но даже Лужков не смог продвинуть его реализацию. К тому же, он решительно разошёлся с Экклстоуном в вопросе распределения доходов от проведения этапа. Босс «Формулы-1» грамотно поставил дело: все поступления от спонсоров и продажи телеправ поступали ему, а партнёрам он милостиво предоставлял возможность заработать на продаже билетов и атрибутики.

Уже в XXI веке Экклстоун предпринял очередную попытку прописать своё детище в России. В 2008 году в Санкт-Петербурге проходила церемония вручения премии Laureus World Sports Award. На это мероприятие всегда собирается элита, и не только спортивная. В концертном зале Мариинского театра можно было увидеть звёзд футбола и тенниса, кино и политики. Без Экклстоуна такие церемонии не обходились.

Он использовал визит в северную столицу в своих интересах, задействовав даже ведущего церемонии оскароносного американского киноактера Кубу Гьюдинга-младшего. Тот якобы экспромтом поинтересовался: «Может быть, когда-нибудь “Формула-1” появится и в России?» У босса Королевских гонок сразу же нашёлся ответ: «Готов приезжать сюда до тех пор, пока этого не случится». С улыбкой он добавил, что в зале есть люди, от которых всё и зависит. Естественно, Экклстоун намекал на президента РФ Владимира Путина, который сидел за одним столиком с двукратным чемпионом мира в гонках «Формулы-1» финном Микой Хаккиненом.

После окончания церемонии босс Королевских гонок задержался в Санкт-Петербурге и провёл переговоры с городскими властями. Он рисовал радужные перспективы, хотя было совершенно непонятно, за счёт чего можно окупить расходы на строительство автодрома и организацию этапа «Формулы-1». Даже с учётом того, что трасса «Пулковское кольцо» в районе аэропорта была самой экономичной из всех предложенных российских проектов. Её строительство оценивалось в каких-то 60 миллионов долларов. Ну, и на организацию этапа ежегодно требовалось около тридцати.

Тогдашний губернатор северной столицы Валентина Матвиенко не была таким фанатом автомобилей, как Брежнев. Доходов питерскому бюджету грандиозный проект, требовавший огромных затрат, тоже не сулил. Невозможно же в северной столице даже на три дня задрать цены на отели, как это делается во время «Гран-при Монако».

Эта гонка считается изюминкой «Формулы-1». Она проводится не на специально построенном автодроме, а по городским магистралям. На всем Лазурном берегу владельцы отелей и пансионов с нетерпением ждут уик-энда, который отведён в календаре на «Гран-при Монако». Цены на номера в отелях, которые обычно стоят 40 евро, взлетают до 250-300. В пятизвёздочных гостиницах ценник начинается с десяти тысяч. В Смольном сочли, что передовой опыт Княжества Монако в российских реалиях применить не удастся.

Только босс «Формулы-1» знал, к кому нужно обращаться. Сочи получил право на проведение зимней Олимпиады-2014, а гоночная трасса прекрасно вписывалась в прибрежный кластер. Во время Игр по ней можно было пройти пешком из главного пресс-центра к ледовым аренам. Как и всё, что берёт под личный контроль глава государства, строительство «Сочи Автодрома» прошло без сучка и задоринки. Оно началось летом 2011 года, а уже в сентябре 2013-го трассу опробовали пилоты российской серии кольцевых гонок. Да и обошлось строительство в скромные, по олимпийским меркам, 5,8 миллиарда рублей, которые были выделены из федерального бюджета.

Дебют Королевских гонок в России в 2018 году удался на славу. Почётное место в ложе VIP занял Владимир Путин. Большинство же гостей, и не только из категории VIP, приехали на «Сочи Автодром» не столько гонщиков посмотреть, сколько себя показать. Проведение первого Гран-при России эксперты оценили в два миллиарда рублей, а организаторы сделали всё возможное, чтобы окупить эти расходы. Цены на атрибутику и сувенирную продукцию зашкаливали. Бейсболка стоила 3,5 тысячи рублей, футболка — 4, зонтик — 4,5, куртка — 10 тысяч. Это при том, что за билеты нужно было выложить минимум 25.

Автодром в Олимпийском парке стал популярным местом у сочинцев и гостей города-курорта. Особенно «рады» те, кто приобрёл элитную недвижимость в бывшей Олимпийской деревне. Рёв моторов будит в выходные ранним утром, а попасть в Олимпийский парк можно только через мостики, которые задумывались как временные сооружения. Нельзя сказать, что Гран-при России дал какой-то импульс для привлечения в Сочи новых туристических потоков. В России Королевские гонки — это развлечение для VIP-персон.

С 2023 года Гран-при России переезжает на автодром «Игора Драйв», который в прошлом году повысил свой статус, и теперь может принимать гонки «Формулы-1». Эту информацию подтвердил президент и исполнительный директор Formula One Management Стефано Доменикали. Он заявил, что впечатлён Санкт-Петербургом и надеется, что для города этап Королевских гонок станет впечатляющим событием. Только никто почему-то не объяснил синьору Доменикали, что, вообще-то, престижный курорт Игора, где вовсю развернулись поклонники автоспорта, это не Санкт-Петербург, а Ленинградская область. Почему-то идея объединения 47 и 78 регионов не находит поддержки у руководителей как регионального, так и федерального масштаба. Может быть, «Формула-1» станет катализатором?

Хотя никто не отчитался, покрыла ли эксплуатация трассы в олимпийском парке Сочи и проведённые там с 2018 года этапы Гран-при расходы на её сооружение, и сколько новых потребуется для сооружения трибун на 50 тысяч зрителей в Игоре. А после этого, вполне возможно, Гран-при России снова сменит прописку. Главное, чтобы не на границу с Украиной.

Поделиться ссылкой: