Спортивный журналист Борис Ходоровский – про фильмы о наших спортивных победах
В День России два главных телеканала страны выбрали для показа в прайм-тайм спортивные блокбастеры последних лет. Показ фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» стал телепремьерой, а «Движение вверх», посвящённое победе баскетбольной сборной СССР под руководством легендарного Владимира Петровича Кондрашина на Олимпиаде в Мюнхене, прочно прописался на телевизионных экранах.
Выбор составителей праздничных программ логичен. В новейшей истории нашей страны не так уж много не подлежащих сомнению и ревизии достижений – победа в Великой Отечественной войне, космос, балет и спорт высших достижений, не омрачённый тенью допинговых скандалов.
Праздников же много, и для 12 июня как нельзя лучше подходит спортивный контент. На его создание потрачены немалые средства. Бюджет «Льва Яшина» — 360 миллионов рублей, а «Движение вверх» обошлось в 450 миллионов. Впрочем, баскетбольный блокбастер давно уже окупился. По оценкам на начало нынешнего года, сборы от проката в России превысили 3 миллиарда рублей, да ещё и за рубежом собрали почти 60 тысяч долларов. Нет сомнений, что и знаковая фигура единственного в мире вратаря, удостоенного вручаемого ежегодно лучшему футболисту мира «Золотого мяча», привлечёт внимание зрителей.
«Хотя сам фильм получился довольно пресным, — сказал в беседе с автором этих заметок историк футбола и кино, прежде всего, спортивного, Алексей Дунаевский. – Он напоминает иллюстрацию к общеизвестным сведениям из «Википедии». Да ещё и по совершенно непонятным причинам упущены важные биографические вехи в жизни Льва Яшина – победа на Олимпиаде-1956 в Мельбурне, отборочный матч Евро-1964 против сборной Италии, в котором вратарь сборной СССР намертво взял пенальти, пробитый Сандро Маццолой, и многое другое».
Зато в сценарии фильма про вратаря мечты нет ничего, чего не было и не могло быть в принципе. Буквально каждую страницу авторы согласовывали с вдовой вратаря Валентиной Тимофеевной Яшиной. Возможно, поэтому в фильме ей отведена столь важная роль. Пожалуй, большая, чем всем тренерам, работавшим с Яшиным на протяжении его карьеры.
Авторы «Движения вверх» ради того, чтобы добиться нужного эмоционального накала, без сожалений пошли на откровенное искажение фактов. Сама игра в картине напоминала не баскетбол 70-х, а эффектные трюки в исполнении современных звезд НБА и Алексея Шведа. Даже в финальном кадре, когда Александр Белов приносит решающие два очка сборной СССР, создатели фильма зачем-то решили приукрасить реальность. Ну, не вколачивал центровой мяч в корзину, а мягко уложил его! Эти кадры неоднократно прокручивали в клипе, который всегда демонстрировался перед началом Кубка Владимира Кондрашина и Александра Белова.
Главному герою мюнхенского финала вообще не повезло при написании сценария «Движение вверх». Его зачем-то уложили на больничную койку американской клиники, хотя смертельная болезнь настигла Александра через несколько лет после мюнхенского триумфа. Да и предположить, что советский тренер был в состоянии оплатить лечение даже своего любимого ученика в заокеанской клинике из личных сбережений, мог лишь человек, абсолютно не знакомый с реалиями жизни в СССР.
На несколько лет вперёд перенесли и роман Александра Белова с Александрой Овчинниковой, которую в фильме назвали Свешниковой. Мало того, что парень по воле сценаристов в ЗАГС на регистрацию не пришёл, так он ещё и в олимпийской деревне Мюнхена встретился со своей суженой. Как это ему удалось, учитывая, что женский баскетбол вошёл в олимпийскую программу только в 1976 году, а реальная Шура Овчинникова никогда в олимпийской сборной не играла?
Не повезло и Модестасу Паулаускасу. Капитан сборной СССР представлен в «Движении вверх» как литовский националист, мечтающий вырваться за «железный занавес». Даже главный тренер ему это советует, что вообще себе представить невозможно. Помогают Паулаускасу, по мнению сценаристов, окопавшиеся в Мюнхене враги. Когда их коварный замысел срывается, они почему-то переходят с литовского на русский и говорят капитану сборной: «Теперь тебя в КПСС не примут».
Хотя реальный Паулаускас к тому времени уже имел партбилет. Он до сих пор с теплотой вспоминает команду, где играли баскетболисты из разных республик, а до последнего времени из приграничного литовского городка Шакяй ездил в Калининградскую область тренировать российских ребят. А ведь у зрителей, посмотревших «Движение вверх», он будет ассоциироваться с литовским буржуазным националистом.
Грузинских баскетболистов Зураба Саканделидзе и Михаила Коркию сценаристы фильма отправили в самое страшное место олимпийской деревни. Накануне финала они оказались в здании, где проживала израильская делегация. Туда они пошли передать посылочку тренеру от его знакомого грузинского еврея. Не столь важно даже, что в составе израильской делегации не было выходцев из Грузии. Непонятно, как Зурико и Мишико удалось вырваться на свободу и сыграть против американцев. Сценаристов и продюсеров «Движения вверх» это совершенно не интересовало.
Создатели баскетбольного блокбастера утверждают, что он создан по мотивам автобиографической книги Сергея Белова. Во всяком случае, название позаимствовано. Только прочитать первоисточник сценаристы не удосужились. Ведь Белов специально указал, что свои фирменные усы отрастил в 1975-м, а в Мюнхене, что видно на всех снимках, был чисто выбрит. Как и Саканделидзе. Зато почему-то Иван Едешко в фильме без усов.
Усы, конечно, мелочь, но многочисленные отступления от исторической правды вызвали резкую критику. Не удержались и Евгения Вячеславовна Кондрашина, вдова легендарного тренера, и Александра Овчинникова. Даже подали иск о запрете распространения информации о частной жизни, который был отклонен. Максимум, чего добились, так это изменения фамилии главного героя, которого играл Владимир Машков. В фильме он не Кондрашин, а Гаранжин. Хотя ни одного Белова в Краснова не переименовали, как и Паулаускаса в Жукаускаса.
Достижения советских спортсменов по полной программе используются современными пропагандистами. Вот только найти нужный баланс между исторической правдой и художественным вымыслом, создающим нужный накал, пока не получается. Хотя примеры подобных лент есть: немецкая картина «Чудо в Берне», посвящённая победе сборной ФРГ в финале чемпионата мира 1954 года, или американский блокбастер «Мираж на льду» о победе американской любительской сборной над советской «Красной Машиной» на Олимпиаде-1980 в Лейк-Плэсиде. Да и фильм «Жертвуя пешкой», основанный на биографии Роберта Фишера и его противостоянии советским гроссмейстерам, из той же категории.
Сейчас отечественные кинематографисты замахнулись на Анатолия нашего, Карпова. Того самого, которого лично Леонид Ильич Брежнев напутствовал: «Взялся за корону – держи!» Да и ныне уважаемого депутата Госдумы РФ. Остаётся надеяться, что в сценарии злодей претендент (иначе в советской печати во время матча за шахматную корону в Багио Виктора Корчного не называли) не будет пользоваться подсказками компьютеров, а Карпову не потребуется приезд супруги, способной поддержать его в трудную минуту.
Ведь можно снять фильм, который будет держать в напряжении с первой минуты и до заключительных кадров, не отступая ни на йоту от исторической правды.