Донбасс и ресоветизация: мысли вслух об идеологии на войне

Donbass_resovetizatsia

Несмотря на весь антиидеологический заряд нашего нынешнего официального дискурса, идеологический процесс всё равно идёт. Тем более сейчас. Тем более на Донбассе. Да, на широкую аудиторию это не выплёскивается (было бы странно). Но так было всегда – с самого начала событий 2014 года. И прямо в данный момент на Донбассе* происходит дискуссия, которую лично я не могу кратко не прокомментировать. Тем более, что участвуют в ней люди, которых я лично знаю и глубоко уважаю. Даже с учётом того, что в данной ситуации я с ними, мягко говоря, не во всём согласен.

Автор — Павел Кухмиров

Суть дела в следующем: известный донецкий командир Александр Сергеевич Ходаковский (последний оставшийся в живых крупный полевой командир первого ополчения ДНР), в этой войне принимавший участие в освобождении Мариуполя, выступил у себя в ТГ-канале с критическими высказываниями по поводу стихийной ресоветизации, происходящей в ходе спецоперации: восстановления памятников Ленину, советской риторики, использования красного знамени, ect. Подчеркну: не «против», а «критически». Что вызвало серьёзные встречные возражения.

Аргументы уважаемого Александра Сергеевича, в целом, сводятся к тому, что та идея уже своё отжила и, главное – она противопоставлена Православию. На которое он призывает делать ставку, сворачивая ресоветизацию в принципе. В целом, его высказывания тоже можно было бы назвать мыслями вслух. Как минимум, идут они именно в таком формате. Процитирую два его крайних поста на эту тему:

«…А Ленина мне за что любить? Мы же не настолько наивны, чтобы верить в детские рассказики про печника и прочее? Никаким дедушкой-добрячком Ленин не был. Это была одна из умнейших и эффективнейших машин того времени…

Я против сноса памятников, и говорил об этом в православной среде не раз. Но я ещё раз поднимаю вопрос: зачем беспокоить прах умершего и не похороненного человека? Невский, Донской, Суворов, Ушаков, Жуков, Конев, Толбухин, Рокоссовский… Это всё русские по духу люди, защищавшие свою землю и приумножавшие её. А политики, толкавшие идеи, проигравшие человеческой природе – это другое, на мой взгляд…

Вдогонку… Еду на позиции через село – навстречу пешком комбриг российской воздушно-десантной бригады. Потом объяснил – в церковь ходил свечки поставить. Приезжаю на позиции на общий пункт управления – там замкомбрига той же бригады с чётками в руках и маленькой картонной иконкой, краешек которой торчит из кармана бронежилета… И такое сплошь и рядом…

…Опасность обнажает и обостряет это понимание, а комфорт порождает только тягу к безопасным страданиям, – и можно сколько угодно кричать про Ленина с дивана, но комбриг не гвоздики к его памятнику носил… Кстати, памятников полно, поклонников полно, – но в церкви цветы каждый день, а у памятников…» (с).

Что ж, поделюсь и я собственными мыслями по данному вопросу. Как можно короче, так как в самой дискуссии участвовать не особо хочу. Я не люблю публично спорить с людьми, которых уважаю. Уж извините. Но и не высказаться всё же не могу, пусть и коротко. Для начала же сразу проясню: я не являюсь особым фанатом советского периода нашей великой истории. Равно, как и не являюсь его ненавистником. Я оцениваю его спокойно и, надеюсь, объективно. А всех, кто пытается меня эмоционально/истерично шатать в ту или иную строну, посылаю на известный адрес. Опять же, не вступая в диалог (сыт я такими бессмысленными беседами по горло, ребята). Это в качестве дисклеймера.

Теперь по теме. Я категорически не согласен с Александром Сергеевичем в том, что советская символика и сама ресоветизация, как таковая, на освобождаемых территориях носит негативный характер. Всё совсем наоборот. Это как раз воспринимается как восстановление исторической целостности, которую разрушала Украина. Историческая Россия (в самом чистом смысле слова) существовала с советской символикой почти век. И память о ней исходит напрямую из народа, воспринимающего её как нечто своё, исконное. Более того: и возвращение советской символики воспринимается народом на освобождённых территориях именно как возвращение исторической России. Относиться к этому можно как угодно, но это факт. Равно, как и фактом является то, что народ точно также относится к русскому Православию.

Что касается противопоставления Православия и советского периода. Есть такое. Но только это не данность, а наша историческая трагедия, которую надо преодолеть. Даже крах Светского союза, в многом, был обусловлен тем самым непримиримым противопоставлением Православия и советского уклада. И если бы этой ситуации в своё время не сложилось, то СССР бы не пал и нынешней войны бы просто не было.

А к тому, что происходит сейчас, нашу общую Родину (я говорю сейчас о территориях по обе стороны похабной границы 1991 года) привела именно десоветизация. В первую очередь, Украины, но и России тоже, равно как и других осколков нашей общей Родины. Более того, именно она, в итоге, тотально обернулась и дерусификацией. Два эти процесса шли рука об руку и обратная руссификация, как я полагаю, вполне может сочетаться с некими элементами ресоветизации. Это, как минимум, логично.

Далее, ключевое идейное наполнение нынешней военной операции – война с украинским фашизмом и стоящим за его спиной глобальным злом. А такая война в любом случае даёт отсылки к Великой Отечественной войне – проводит с ней прямые параллели. Именно её архетипы стихийно востребуются: красные звёзды, Знамя Победы, знаки и символы. Зачем же противопоставлять всё это Православию – другой, не менее значимой части нашей самоидентификации? Ведь это всё те же грабли, только подход с другого боку. Точно такие же ошибки советского периода (плохо закончившиеся) и последующие уже вполне сознательные злоумышления наших врагов. А ведь нам, наоборот, надо восстанавливать целостность, разве нет? Тем более, что по всем социологическим исследованиям не только в России и на Украине, но и на всём постсоветском пространстве, пророссийские и просоветские настроения наслаиваются друг на друга и существуют практически неразрывно (за исключением взглядов откровенно социологически маргинальных групп).

То, что уважаемый Александр Сергеевич не любит революции в любом виде, понять можно – тому способствует и род его занятий, и опыт минувших восьми лет. Но вот только запрос на ресоветизацию не носит революционного характера – наоборот, он глубоко консервативен.  И этот консерватизм, по сути своей, мало чем отличается от православного – он ровно в той же мере традиционалистский. И здесь лично я наоборот вижу исторический шанс для российского и русского общества. Потому, что по моему глубокому убеждению, вывести нас из заколдованного круга может только примирения Православия и советского периода. Замечу, что сейчас, говоря о Православии, я ровно в той же мере говорю и о других традиционных религиозных конфессиях нашей страны (и не только её). Это моё мнение. И не только моё.

Повторяю ещё раз для особо одарённых любителей и «святой Руси», и «непорочного коммунизма» – я не фанат советского периода и не его ненавистник. И я не собираюсь спорить ни с кем из вас – идите с миром. Но кое-кому я всё же хочу сказать пару слов в финале. Конечно, этот текст я написал в качестве некоего ответа человеку, уважаемому мной. Но вот граждан, занимающих куда более высокие кабинеты и транслирующих подобные идеи, я бы спросил: вы точно понимаете, что делаете, или как всегда? У вас точно есть, чем заменить ресоветизацию, которую вы так мечтаете демонтировать? В идеологическом плане?

Или вы опять живёте в своём собственном мире, в котором над Москвой парит Небесный Иерусалим, а фашистская Украина побеждается за одни сутки силами «одного парашютно-десантного полка»? Я промолчу. Ответ мне известен. А вопрос пусть повиснет в воздухе.

(с) Павел Кухмиров

Примечание:

И редакция «Родины на Неве», и автор текста знают, что по правилам русского языка надо писать «в Донбассе» (в Донецком угольном бассейне). Но для автора принципиально использования предлога «на», ибо так в разговорной речи говорят жители региона и бойцы народного ополчения Донбасса.   

Вам будет интересно