«Домовой» и славянская сила

Domovoy

На российские экраны вышел фильм режиссёра Андрея Загидуллина по сценарию Ивана Алексеева «Домовой». Он рассказывает историю двух сироток, Олега и Василисы, которых усыновляет состоятельная супружеская пара. Однако вскоре становится очевидно, что в доме усыновителей происходят странные и страшные события, связанные с потусторонней сущностью. Да и сама супружеская пара скрывает какую-то тайну.

В общем «Домовой» – это фэнтезийный фильм ужасов, снятый по стандартам жанра. Однако он выделяется из общего масс-маркета. Создатели фильма, несмотря на использование штампов и банальных приёмов, смогли создать нечто большее – патриотический российский мистический хоррор. Они подняли вопросы, актуальные для современного общества, и повернули традиционные жанровые сюжеты в неожиданном направлении.

Таким образом, фильм «Домовой», погружая зрителя в атмосферу напряжения и ужаса, одновременно заставляет его задуматься о важных вещах, в том числе о смысле существования семьи. Это интересное сочетание элементов жанра и глубоких идей делает его ценным вкладом в отечественное кинематографическое искусство.

Мнения зрителей

Зрители в большинстве своём приняли фильм благосклонно. Они отмечают, что его авторы провели серьёзные исследования материала, создали мистическую атмосферу, которая пугает больше, чем другие хорроры, например, такие как «Астрал» и «Синистер». Достигается это во многом, по мнению зрителей, шикарной операторской работой.

Зрители рассказывают в своих отзывах, что посмотрели фильм в компании друзей, любящих «качественные ужасы», и все вместе нашли его интересным и атмосферным. Это говорит о том, что «Домовой» подходит как для индивидуального, так и для группового просмотра.

Словом, массовый зритель убеждён, что российские мистические хорроры не уступают американским, а фильм «Домовой» выделяется из общего ряда способностью удерживать зрителя в напряжении от начала до конца за счёт использования русского фольклора.

Правда, есть в зрительской среде и те, кого «Домовой» разочаровал. Так, блогер Артём Баусов назвал картину «настоящим комедийным фильмом ужасов». По его мнению, «Домовой» – «это самый настоящий фильм-халтура, где решили сэкономить почти на всём. В итоге ужастик превратился в комедию, в которой ты смеешься не над шутками, а над глупостью происходящего».

Мнения критиков

Что касается критиков, то они невысоко оценили «Домового». Так, обозреватель «Афиши» Евгений Ткачёв, назвал «Домового» «посконно-лаптевым фильмом ужасов», в котором «буржуазный, а стало быть, европейский образ жизни приемных родителей противопоставляется тому самому посконно-лаптевому укладу, в котором были воспитаны ребятишки». «Русский мир – это бабушка, изба, печь и домовой, а все остальное – от лукавого, пришедшего, очевидно, с “загнивающего Запада”, – ёрничает Ткачёв, который в отличие от его однофамильца-священника, по всей видимости, мучается, живя в России, где, по его словам, «жизнь (особенно в последние два года) похожа на хоррор».

«Лубочный “Домовой”, как и полагается всякому реакционному искусству, предлагает прильнуть к русскими корням, надеяться на добрую славянскую силу, которая не даст в обиду, и держать оборону в избе против чёртовых сатанистов, несмотря на то что изба уже давно сгорела, а сатанисты оказались нашими, родными», – пишет Ткачёв. Недостатки фильма «Домовой» символизируют проблемы и ужасы российской кинематографии, которая пока не может создать качественный и запоминающийся хоррор, выносит вердикт критик.

От себя хочется добавить, что жизнь в России даже в последние два года, наверное, всё же окончательно не превратилась для Евгения Ткачёва в хоррор, если его рецензии с такими прогрессивными оценками появляются в ведущих российских СМИ. Кстати, Евгений – ровесник режиссёра Андрея Загидуллина, и высшее образование он получал в там же, где и создатель «Домового» – на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета, что в Челябинске.

По мнению критика Алексея Литовченко, создатели «Домового», «этого вроде бы со всех сторон невзрачного опуса из заезженных штампов, попсовых мотивов и банальных приёмов», «умудрились соорудить не просто очередной российский мистический хоррор, а первый в своём роде патриотический российский мистический хоррор».

Однако, считает Литовченко, исполнение оставляет желать лучшего. Сделан фильм «из рук вон плохо»: «В кадре всё такое блеклое, синюшно-серое и безжизненное, что смотреть противно. Откровенно примитивный сюжет подается сугубо туманно и немногословно – так, чтобы, видимо, ощущалась загадочная недосказанность».

И всё же, по мнению Литовченко, фильм способен удивить зрителя неожиданными поворотами. Особенно выделяется актриса Роза Хайруллина, которая «слишком хороша в роли истинной злодейки» –ведьмы-сатанистки. Однако, несмотря на все усилия актрисы, финальная битва между домовым и сатаной лишена драматизма.

Что в итоге

Идея фильма о противостоянии русских домовых и западной мистики имеет потенциал для создания уникального и захватывающего контента. На этом, кстати, делает акцент Литовченко. «Такую замечательную, кроме шуток, идею да в правильные руки…, –  пишет он. –  И целую франшизу можно было бы нагородить по той же схеме. Чтобы там наши лешие, кикиморы и прочие бабки-ёжки давали отпор американским призракам с того света, ходячим мертвецам и демонам. А то от засилья всяких “Заклятий” и “Астралов” в кинотеатрах деваться уже некуда». Однако в «Домовом» эта затея реализована неудачно. Его подводит недостаточно разработанный сценарий и слабая постановка сцен.

Что ещё можно написать про «Домового»? Его создатели хотя бы попробовали… Правда, это уже не первая попытка Андрея Загидуллина снять что-то мистическое и ужасающее.

Сергей Русанов

Вам будет интересно