Дом казнённого мецената вновь обрёл своё лицо

Burz9

Завершается реставрация фасадов дома, расположенного на углу Бассейной (ныне Некрасова) и Надеждинской (Маяковского) улиц. На нём нет мемориальной доски, посвящённой первому владельцу. Будем считать, что этот ремонт — дань памяти действительно почётному гражданину Петербурга Александру Евгеньевичу Бурцеву.

Бурцевский дом до реставрации фасадов

Комитет петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры сообщил, что реставрация фасадов доходного дома А.Е. Бурцева на улице Маяковского, 30 (улица Некрасова, 18) близятся к завершению. С лицевых стен строительные леса уже сняты, на дворовых фасадах работы ещё ведутся.

Реставрация предпринята согласно перечню 255 жилых домов-памятников, который утверждён постановлением правительства Санкт‑Петербурга в конце декабря 2019 года (программа рассчитана как минимум на 10 лет, она включает «наиболее сложные, насыщенные декором многоквартирные дома, являющиеся объектами культурного наследия» и предполагает восстановление их  исторического облика с воссозданием утраченных архитектурных деталей). Финансирование на три года (2022-2024) — около 4,5 миллиарда рублей, на дом Бурцева (по конкурсу) — 65 миллионов рублей.

Теперь обновлённый дом выглядит так

«Угловое сложной конфигурации пятиэтажное здание формирует угол квартала и организует уличный фронт застройки и панорамы улицы Маяковского и улицы Некрасова. Построено в стилистике эклектики с элементами необарокко, неоренессанса и неогрека», — говорится в информационном сообщении КГИОП. Хотя специалисты усматривают на фасадах дома Бурцева и явные приметы стиля модерн.

Сообщается, что в ходе реставрационных и ремонтных работ приведены в порядок: цоколь, выполненный из гранита и известняка, штукатурный слой, балконные ограждения (якобы не исторические, а установленные в советское время), наружные деревянные заполнения окон и воссоздано таковое на аттике здания. Также восстановлены разрушенные элементы лепного декора (утраченные сделаны заново по сохранившимся аналогам). «Отреставрированы сохранившиеся дубовые дверные заполнения с резным декором и оригинальной фурнитурой».

В ходе реставрационных работ

«После вскрытия металлической выколотки венчающего карниза лицевого фасада были зафиксированы деревянные кронштейны, являющиеся основой конструкции выноса карниза. Они относятся к историческому периоду строительства здания. Проведены работы по отбраковке сгнивших кронштейнов и реставрации элементов, сохранивших прочностные характеристики. Восстановлен исторический выколотной карниз», — витиевато сообщает КГИОП.

В общем, все эти описания мало что говорят петербургскому пешеходу. Лучше «посмотреть и потрогать». Кратко расскажем об истории дома и «причастных к нему лицах».

Первоначально Александр Бурцев (поговорим об этом человеке чуть позже) приобрёл соседний по Бассейной улице сквозной до Баскова переулка (№9) участок земли со всеми постройками (в 1897-1898 годах). Позднее (в 1902-м) им был куплен у купцов Погребовых (торговля шёлковыми материями в Гостином дворе) дом №18 (№30 по Надеждинской улице). А незадолго до революционных событий 1917-го в собственность Бурцева перешёл и участок с постройками №32 по той же нынешней улице Маяковского (от вдовы профессора Военно-медицинской академии, специалиста по ушным болезням Александра Пруссака — ученика Сергея Боткина.

Бурцевский дом в том виде, который сохранился и теперь обновлён реставрацией, сооружён в 1903-1905 годах по проекту архитектора Михаила Кварта и, по достоверному сообщению КГИОП, «является образцом многоквартирного доходного дома, сохранившим исторические объёмно-пространственное, объёмно-планировочное и архитектурно-художественное решения, историческую конструктивную систему».

Добро пожаловать к Бурцеву?

Михаил Борисович (Янкель Мовша Борух Шмулиевич) Кварт (1870-1917) — архитектор, художник, владелец собственной строительной конторы. Выпускник Императорской Академии художеств (1890-1894), за дипломную работу награждён серебряной медалью, в 1895-м получил «квалификацию» классного художника третьей степени, в 1897-м — звание художника-архитектора за проект вокзала. Впоследствии член Санкт-Петербургского общества архитекторов.

Данных о биографии Кварта сравнительно немного, но известно, что родом он из Белостока (Царство Польское в составе Российской империи). По состоянию на 1889 год, из 56 629 человек населения этого города 48 552 составляли иудеи, 3347 — католики, 2366 — протестанты, 2242 — православные, 22 — мусульмане.

Архитектурных работ Кварта сравнительно немного, это сплошь доходные дома, причём большинство — его собственные (к 1917 году в столице империи ему принадлежало шесть или семь многоквартирных зданий). Среди самых известных его построек в Петербурге (помимо бурцевского дома) — «человейники» на проспекте Бакунина (Калашниковском), 4, на Боровой улице, 21 и на Малом проспекте Петроградской стороны, 41 (все — собственные доходные дома Кварта). Также по его проектам создавались памятники на Еврейском (часть Преображенского) кладбище.

В общем, происхождение значительного капитала зодчего (особенно на старте карьеры) неизвестно. Скончался он в ноябре 1917-го в возрасте 47 лет. Обстоятельства его кончины в разгар революционных событий тоже вызывают вопросы.

Теперь самое время рассказать о владельце дома, что расположен на углу Бассейной и Надеждинской (Некрасова и Маяковского) улиц.

Единственное фото
Александра Бурцева,
которое «гуляет»
по просторам Интернета

Александр Евгеньевич Бурцев (1863-1938) происходил из крестьян Вологодской губернии. В 1882-м перебрался в Санкт-Петербург, где служил в меняльной лавке своего дяди, которую вместе с братьями унаследовал и создал на её основе банкирский дом, ставший впоследствии крупным и доходным финансовым учреждением.

Собрал одну из крупнейших в истории российского библиофильства коллекцию рукописей и автографов. Из путешествия по Русскому Северу (1892-1893) привёз богатый фольклорный материал, включил его в «Полное собрание этнографических трудов Александра Евгеньевича Бурцева» (т. 1–11, 1910-1911). Его коллекция русской живописи насчитывала свыше 150 картин (Боровиковского, Брюллова, Маковского, Петрова-Водкина, Рериха, Судейкина и др.) и около 1500 графических произведений, — сообщает Большая Российская энциклопедия.

В своём доме Бурцев устраивал выставки и презентации молодых художников, многие из которых составили славу русского изобразительного искусства первой половины ХХ века.

Этот банкир издал на свои средства 44 выпуска репродукций работ русских художников рубежа XIX-ХХ веков, многотомные тематические описания своей библиотеки, содержавшие полное или частичное воспроизведение редких книг, собственные работы по библиографии, юбилейные альбомы (например, «Галерея портретов царствующего Дома Романовых. 1613-1913»).

Бурцев коллекционировал не только уникальные книги, но и газеты, журналы, публицистические сборники. Сам выпускал малотиражные альманахи «Всякая всячина» (1908-1909), «Для немногих» (1909-1910), «Муравейник» (1910) и др., рассчитанные на узкий круг читателей.

Купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, член-соревнователь Русского библиологического общества.

По этой лестнице в гости к Бурцеву приходили Горький и Луначарский?

После большевистского переворота 1917 года Бурцев, естественно, лишился бизнеса и недвижимости. В 1918-м он совместно с сыном открыл в бывшем своём доме антикварный книжный магазин, проработавший до середины 1920-х. Затем работал в библиотеке Педагогического института имени А.И. Герцена. При этом в гостях у бывшего банкира бывали пролетарский писатель Максим Горький и нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Тогда же, используя цитату из стихотворения Евгения Евтушенко на смерть Владимира Высоцкого, можно сказать, что для Бурцева «жизнь кончилась, и началась распродажа». Значительную часть рукописей и автографов из своей коллекции он продал Пушкинскому Дому и Публичной библиотеке в Ленинграде, многие произведения искусства из бурцевского собрания реализованы на аукционах и через антикварные магазины.

В 1935-м Бурцев с женой, дочерью, зятем и внучкой был выслан в Астрахань. Там чекисты их быстренько объявили финскими шпионами (супруга бывшего банкира Прасковья Демьяновна некоторое время до этого переписывалась с матерью и сёстрами, которые жили в Финляндии).

1 октября 1938 года Бурцев приговорён к высшей мере наказания за «связь с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой», расстрелян 29 октября 1938-го, одновременно казнена и его жена. Реабилитирован в 1963-м. Память этого замечательного человека никак в современном Петербурге не отмечена…

А бурцевский дом на углу Бассейной и Надеждинской улиц в советское время и сейчас «используется по первоначальному назначению», то есть остаётся жилым и многоквартирным. Помещения на первом этаже тоже по-прежнему занимают магазины и офисы.

В 2001-м дом включён в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а в 2021-м — в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Таких повреждений не счесть на фасадах старых петербургских домов. Дождутся ли они хорошего ремонта?

Напомним, что по данным 2019 года на территории Санкт‑Петербурга расположено почти 15 процентов всех многоквартирных домов-памятников в России. В региональную программу капитального ремонта входит 22165 многоквартирных жилых домов. Из них 1900 являются объектами культурного наследия. Для сравнения, в Москве таких зданий всего чуть более 300.

В 2019-м, когда программа реставрации фасадов жилых домов-памятников (в список объектов культурного наследия на тот момент было включено 1851 такое здание) только утверждалась, 1379 таких сооружений приходилось на Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский и Центральный районы (всего в городе около 22 тысяч многоквартирных домов). С тех пор количество объектов, включённых в охранный реестр, увеличилось, а пропорция их распределения по историческим частям Петербурга — практически нет.

В действующую программу реставрации попали 255 исторических многоквартирных домов, которые, по версии Смольного, имеют сложные и особо сложные по оформлению фасады (в Центральном районе — 130, в Адмиралтейском — 13, в Петроградском — 38, в Кронштадте — 1). Планируется реставрировать по 25-30 домов в год. Пока что темпы работ до этого количества не дотягивают.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно