Завершается реставрация фасадов дома, расположенного на углу Бассейной (ныне Некрасова) и Надеждинской (Маяковского) улиц. На нём нет мемориальной доски, посвящённой первому владельцу. Будем считать, что этот ремонт — дань памяти действительно почётному гражданину Петербурга Александру Евгеньевичу Бурцеву.
Комитет петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры сообщил, что реставрация фасадов доходного дома А.Е. Бурцева на улице Маяковского, 30 (улица Некрасова, 18) близятся к завершению. С лицевых стен строительные леса уже сняты, на дворовых фасадах работы ещё ведутся.
Реставрация предпринята согласно перечню 255 жилых домов-памятников, который утверждён постановлением правительства Санкт‑Петербурга в конце декабря 2019 года (программа рассчитана как минимум на 10 лет, она включает «наиболее сложные, насыщенные декором многоквартирные дома, являющиеся объектами культурного наследия» и предполагает восстановление их исторического облика с воссозданием утраченных архитектурных деталей). Финансирование на три года (2022-2024) — около 4,5 миллиарда рублей, на дом Бурцева (по конкурсу) — 65 миллионов рублей.
«Угловое сложной конфигурации пятиэтажное здание формирует угол квартала и организует уличный фронт застройки и панорамы улицы Маяковского и улицы Некрасова. Построено в стилистике эклектики с элементами необарокко, неоренессанса и неогрека», — говорится в информационном сообщении КГИОП. Хотя специалисты усматривают на фасадах дома Бурцева и явные приметы стиля модерн.
Сообщается, что в ходе реставрационных и ремонтных работ приведены в порядок: цоколь, выполненный из гранита и известняка, штукатурный слой, балконные ограждения (якобы не исторические, а установленные в советское время), наружные деревянные заполнения окон и воссоздано таковое на аттике здания. Также восстановлены разрушенные элементы лепного декора (утраченные сделаны заново по сохранившимся аналогам). «Отреставрированы сохранившиеся дубовые дверные заполнения с резным декором и оригинальной фурнитурой».
«После вскрытия металлической выколотки венчающего карниза лицевого фасада были зафиксированы деревянные кронштейны, являющиеся основой конструкции выноса карниза. Они относятся к историческому периоду строительства здания. Проведены работы по отбраковке сгнивших кронштейнов и реставрации элементов, сохранивших прочностные характеристики. Восстановлен исторический выколотной карниз», — витиевато сообщает КГИОП.
В общем, все эти описания мало что говорят петербургскому пешеходу. Лучше «посмотреть и потрогать». Кратко расскажем об истории дома и «причастных к нему лицах».
Первоначально Александр Бурцев (поговорим об этом человеке чуть позже) приобрёл соседний по Бассейной улице сквозной до Баскова переулка (№9) участок земли со всеми постройками (в 1897-1898 годах). Позднее (в 1902-м) им был куплен у купцов Погребовых (торговля шёлковыми материями в Гостином дворе) дом №18 (№30 по Надеждинской улице). А незадолго до революционных событий 1917-го в собственность Бурцева перешёл и участок с постройками №32 по той же нынешней улице Маяковского (от вдовы профессора Военно-медицинской академии, специалиста по ушным болезням Александра Пруссака — ученика Сергея Боткина.
Бурцевский дом в том виде, который сохранился и теперь обновлён реставрацией, сооружён в 1903-1905 годах по проекту архитектора Михаила Кварта и, по достоверному сообщению КГИОП, «является образцом многоквартирного доходного дома, сохранившим исторические объёмно-пространственное, объёмно-планировочное и архитектурно-художественное решения, историческую конструктивную систему».
Михаил Борисович (Янкель Мовша Борух Шмулиевич) Кварт (1870-1917) — архитектор, художник, владелец собственной строительной конторы. Выпускник Императорской Академии художеств (1890-1894), за дипломную работу награждён серебряной медалью, в 1895-м получил «квалификацию» классного художника третьей степени, в 1897-м — звание художника-архитектора за проект вокзала. Впоследствии член Санкт-Петербургского общества архитекторов.
Данных о биографии Кварта сравнительно немного, но известно, что родом он из Белостока (Царство Польское в составе Российской империи). По состоянию на 1889 год, из 56 629 человек населения этого города 48 552 составляли иудеи, 3347 — католики, 2366 — протестанты, 2242 — православные, 22 — мусульмане.
Архитектурных работ Кварта сравнительно немного, это сплошь доходные дома, причём большинство — его собственные (к 1917 году в столице империи ему принадлежало шесть или семь многоквартирных зданий). Среди самых известных его построек в Петербурге (помимо бурцевского дома) — «человейники» на проспекте Бакунина (Калашниковском), 4, на Боровой улице, 21 и на Малом проспекте Петроградской стороны, 41 (все — собственные доходные дома Кварта). Также по его проектам создавались памятники на Еврейском (часть Преображенского) кладбище.
В общем, происхождение значительного капитала зодчего (особенно на старте карьеры) неизвестно. Скончался он в ноябре 1917-го в возрасте 47 лет. Обстоятельства его кончины в разгар революционных событий тоже вызывают вопросы.
Теперь самое время рассказать о владельце дома, что расположен на углу Бассейной и Надеждинской (Некрасова и Маяковского) улиц.
Александр Евгеньевич Бурцев (1863-1938) происходил из крестьян Вологодской губернии. В 1882-м перебрался в Санкт-Петербург, где служил в меняльной лавке своего дяди, которую вместе с братьями унаследовал и создал на её основе банкирский дом, ставший впоследствии крупным и доходным финансовым учреждением.
Собрал одну из крупнейших в истории российского библиофильства коллекцию рукописей и автографов. Из путешествия по Русскому Северу (1892-1893) привёз богатый фольклорный материал, включил его в «Полное собрание этнографических трудов Александра Евгеньевича Бурцева» (т. 1–11, 1910-1911). Его коллекция русской живописи насчитывала свыше 150 картин (Боровиковского, Брюллова, Маковского, Петрова-Водкина, Рериха, Судейкина и др.) и около 1500 графических произведений, — сообщает Большая Российская энциклопедия.
В своём доме Бурцев устраивал выставки и презентации молодых художников, многие из которых составили славу русского изобразительного искусства первой половины ХХ века.
Этот банкир издал на свои средства 44 выпуска репродукций работ русских художников рубежа XIX-ХХ веков, многотомные тематические описания своей библиотеки, содержавшие полное или частичное воспроизведение редких книг, собственные работы по библиографии, юбилейные альбомы (например, «Галерея портретов царствующего Дома Романовых. 1613-1913»).
Бурцев коллекционировал не только уникальные книги, но и газеты, журналы, публицистические сборники. Сам выпускал малотиражные альманахи «Всякая всячина» (1908-1909), «Для немногих» (1909-1910), «Муравейник» (1910) и др., рассчитанные на узкий круг читателей.
Купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, член-соревнователь Русского библиологического общества.
После большевистского переворота 1917 года Бурцев, естественно, лишился бизнеса и недвижимости. В 1918-м он совместно с сыном открыл в бывшем своём доме антикварный книжный магазин, проработавший до середины 1920-х. Затем работал в библиотеке Педагогического института имени А.И. Герцена. При этом в гостях у бывшего банкира бывали пролетарский писатель Максим Горький и нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Тогда же, используя цитату из стихотворения Евгения Евтушенко на смерть Владимира Высоцкого, можно сказать, что для Бурцева «жизнь кончилась, и началась распродажа». Значительную часть рукописей и автографов из своей коллекции он продал Пушкинскому Дому и Публичной библиотеке в Ленинграде, многие произведения искусства из бурцевского собрания реализованы на аукционах и через антикварные магазины.
В 1935-м Бурцев с женой, дочерью, зятем и внучкой был выслан в Астрахань. Там чекисты их быстренько объявили финскими шпионами (супруга бывшего банкира Прасковья Демьяновна некоторое время до этого переписывалась с матерью и сёстрами, которые жили в Финляндии).
1 октября 1938 года Бурцев приговорён к высшей мере наказания за «связь с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой», расстрелян 29 октября 1938-го, одновременно казнена и его жена. Реабилитирован в 1963-м. Память этого замечательного человека никак в современном Петербурге не отмечена…
А бурцевский дом на углу Бассейной и Надеждинской улиц в советское время и сейчас «используется по первоначальному назначению», то есть остаётся жилым и многоквартирным. Помещения на первом этаже тоже по-прежнему занимают магазины и офисы.
В 2001-м дом включён в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а в 2021-м — в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Напомним, что по данным 2019 года на территории Санкт‑Петербурга расположено почти 15 процентов всех многоквартирных домов-памятников в России. В региональную программу капитального ремонта входит 22165 многоквартирных жилых домов. Из них 1900 являются объектами культурного наследия. Для сравнения, в Москве таких зданий всего чуть более 300.
В 2019-м, когда программа реставрации фасадов жилых домов-памятников (в список объектов культурного наследия на тот момент было включено 1851 такое здание) только утверждалась, 1379 таких сооружений приходилось на Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский и Центральный районы (всего в городе около 22 тысяч многоквартирных домов). С тех пор количество объектов, включённых в охранный реестр, увеличилось, а пропорция их распределения по историческим частям Петербурга — практически нет.
В действующую программу реставрации попали 255 исторических многоквартирных домов, которые, по версии Смольного, имеют сложные и особо сложные по оформлению фасады (в Центральном районе — 130, в Адмиралтейском — 13, в Петроградском — 38, в Кронштадте — 1). Планируется реставрировать по 25-30 домов в год. Пока что темпы работ до этого количества не дотягивают.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета