Дом №9 на 18-й линии Васильевского острова внесён в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Вокруг да около этого здания «наследили» книгоиздатель, дачный архитектор, замечательный художник и даже великий князь.
На сайте и в пресс-релизе петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры объект фигурирует под названием «Дом Николая Павловича Карабасникова (акционерного общества “Строитель”)» — известного и успешного в дореволюционном Петербурге книгоиздателя.
Вот прямо тут и начинаются загадки, потому что и продукция этой фирмы, и её рекламные объявления, а также купеческий справочник 1916 года «транслируют» фамилию Карбасников. Возможно, в отличие от КГИОП, мы чего-то не знаем, поскольку метрическую запись о крещении будущего издателя и его паспорт не видели.
Николай Павлович Карбасников (1852-1921) родился в Петербурге, по окончании уездного училища (двухлетний курс повышенной начальной школы, предназначенный для подготовки учащегося «всякого звания» к поступлению в гимназию) был отдан «мальчиком на побегушках» в книжный магазин, затем работал приказчиком в фирме, которая специализировалась на учебной литературе. В 1871 году он основал собственное «Издательство Н. П. Карбасникова».
Поначалу пытался выпускать художественную литературу, но тираж опубликованного им романа Эмиля Золя «Подачка собакам» в 1874-м подвергся конфискации и уничтожению из-за цензурного запрета. Издатель переключился на научно-популярную и справочную литературу по различным отраслям — вплоть до техники фотографирования и печати снимков.
Но постепенно издательство Карбасникова специализируется на хорошо известной ему «с младых ногтей» тематике — учебная литература для детей младшего и школьного возраста, а также их родителей. Эти книги — сравнительно недорогие и при этом полиграфически качественно исполненные — пользовались огромным спросом, что способствовало процветанию карбасниковского бизнеса.
Кстати
Ученики советских времён прекрасно помнят серию «Школьная библиотека», в которой издавались произведения, входившие в программу по литературе. Эти книги — в мягкой обложке и чаще всего «собранные на клей» — были тоже дёшевы, хотя и не очень доступны в магазинах. Так вот — это «привет» от Карбасникова, который в своё время затеял выпуск серии «Классики в школе».
В 1879-1883 годах издательство выпускало журналы «Книжные новости» и «Книжный вестник», в 1886-1909-м — газету «Листок книжных объявлений», в 1913-1917-м — ежемесячный журнал «Среди книг». Свой первый книжный магазин Карбасников открыл в 1878 году в Петербурге, затем его «торговые точки» появились в Москве, Варшаве, Вильно. Помимо прочего, здесь была организована служба комплектования домашних и общественных библиотек.
На 1916 год он значится как петроградский 2-й гильдии купец и потомственный почётный гражданин православного вероисповедания, который состоит выборным столичного купечества и проживает в собственном доме на улице Жуковского, 8.
Издательство было национализировано в 1918-м, оставшийся без дела всей жизни издатель перебрался из Петрограда в Вятку, где и скончался, не дожив до 70 лет. Старший сын Карбасникова-старшего — тоже Николай — в 1924-м в Париже предпринял попытку выпуска книг на русском языке, но из-за убыточности предприятия закрыл его в 1928-м.
Во всей этой интересной истории как-то «потерялся» дом №9 на 18-й линии Васильевского острова. А дело в том, что Карбасников, судя по всему, владел им очень недолго — на стадии строительства.
«В 1905 году участок под номером 9 на 18-й линии Васильевского острова с находившимися на нём деревянным домом и хозяйственными постройками покупает купец 2-й гильдии, известный петербургский издатель и книгопродавец Николай Павлович Карабасников», — сообщает официальный пресс-релиз КГИОП.
Согласно другим источникам, первоначально доходный дом на этом участке проектирует и строит для себя инженер Александр Иванович Тилинский. Информации об этом персонаже на просторах Интернета можно найти не так уж много. Годы жизни неизвестны. Якобы он владел собственной проектно-строительной конторой, располагавшейся в Шувалово. Его фирма специализировалась на проектировании и строительстве усадеб и дач. В том числе Тилинским издавались каталоги типовых проектов таких объектов. Кроме того, инженер является автором нескольких книг (например, «Руководство для проектирования и постройки зданий», «Дачи и загородные дома. Практическое руководство для строителей, даче- и домовладельцев, желающих строить дома без помощи специалистов»).
Но уже в процессе строительства дома №9 на 18-й линии Васильевского острова к его перепроектированию подключается очень известный и опытный петербургский архитектор Александр Хренов. Он увеличивает этажность здания до шести уровней (не считая подвала) и, судя по почерку, изменяет оформление лицевого фасада.
Можно предположить, что Тилинский, уже начав строить свой доходный дом по собственному проекту, продаёт ещё несостоявшуюся недвижимость Карбасникову/Карабасникову, который и привлекает к работе Хренова.
Александр Сергеевич Хренов (1860-1926) — архитектор и интерьерный декоратор, работавший в стиле модерн, выдающийся художник-акварелист. Выпускник Императорской Академии художеств 1884 года (со званием классного художника первой степени, получил за время обучения две золотые и три серебряные медали). С 1888 года работал главным архитектором Исаакиевского собора. Увлекался коннозаводством. Построил в столице Российской империи более трёх десятков зданий, среди которых особо отметим дворец великого князя Николая Николаевича (младшего) на Петровской набережной (теперь в нём «обитает» полпредство президента РФ по Северо-Западному федеральному округу), собственные доходные дома на Таврической улице, 3, 5, 7 и 17, а также здание Общества взаимного кредита уездного земства (перестройка). По заказу Николая II выполнил серию акварелей «Царская охота». После 1917 года — в эмиграции.
При этом уже в 1906 году, когда дом только-только был построен, в качестве его владельца уже фигурирует директор-распорядитель лесопильного и столярного завода акционерного общества «Строитель», член хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской синагоги, инженер Григорий Абрамович Бернштейн. Для него всё тот же Хренов в 1904-1905 годах построил доходный дом на участке между 2-й и 3-й Рождественскими (ныне Советскими) улицами на Песках (№№10б и 9 соответственно). Так, может, и не было во всей этой истории издателя Карбасникова/Карабасникова? Или он выступил лишь в роли посредника? Без него связка «дачный архитектор — распорядитель завода элитарного застройщика — модный зодчий» выглядит очень естественно и логично без всяких школьных книжек…
Согласно данным справочника «Весь Петроград» на 1917 год (изданного в 1916-м), владельцем дома №9 по 18-й линии Васильевского острова являлся на тот момент великий князь Кирилл Владимирович (управлял недвижимостью некто Александр Боярский). Подробно рассказывать биографию этого представителя императорской фамилии мы здесь не будем, ограничимся лишь краткой справкой.
Великий князь Кирилл Владимирович (1876-1938) — внук Александра II, племянник Александра III, двоюродный брат Николая II (второй сын — старший умер в детском возрасте — великого князя Владимира Александровича, третьего сына Царя-Освободителя). Окончил Морской кадетский корпус и Николаевскую морскую академию, служил на кораблях российского императорского военно-морского флота, контр-адмирал.
В 1904 году во время войны с Японией оказался в числе немногих, кто спасся при взрыве флагманского корабля «Петропавловск», на борту которого находился. Награждён золотым оружием с надписью «За храбрость». С 1915 года — командир Гвардейского морского экипажа.
В феврале 1917-го вместе с другими членами императорской фамилии участвовал в подготовке проекта манифеста о введении в России конституционной монархии. Когда стало понятно, что момент для этого практически упущен, попытался сотрудничать с Государственной Думой и Временным правительством, для чего привёл к Таврическому дворцу «в распоряжение новой власти» Гвардейский экипаж. При этом якобы на лацкане его шинели был красный бант.
Но уже через неделю, когда последовал приказ об аресте Николая II и его семьи, Кирилл подал в отставку и вскоре уехал из революционного Петрограда сначала в Финляндию, а позднее (после окончания Первой мировой войны) — в Германию, потом жил с семьёй во Франции.
31 августа 1924 года, когда гибель Николая II и его семьи, а также брата последнего коронованного монарха Михаила Александровича, в пользу которого тот отрёкся от престола, уже не вызывала сомнений Кирилл Владимирович как старший представитель династии провозгласил себя императором всероссийским. Это решение поддержало абсолютное большинство Романовых, спасшихся в эмиграции.
Впрочем, скорее всего, будущий император в изгнании не бывал в доме №9 по 18-й линии Васильевского острова (всего лишь коммерческая недвижимость) — в его распоряжении были собственный особняк и отцовский дворец на набережной Невы.
Среди знаменитых жильцов дома, конечно же, «лидирует» замечательный русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939), который снимал здесь квартиру №22 в период с 1915-го по 1924-й. В эти годы им созданы и знаменитое полотно «На линии огня» (экспонируется в Русском музее, сейчас на выставке «Картины военной жизни» в Корпусе Бенуа), автопортрет (см. коллаж в начале текста), серия натюрмортов, один из самых знаменитых — «Селёдка» (даёт представление о скудном рационе жителей послереволюционного Петрограда) и другие произведения. Мемориальной доски, посвящённой великому живописцу, на фасаде здания нет.
В советское время доходный дом превратился в средоточие коммунальных квартир. Скорее всего, таковые имеются в нём и поныне.
«В здании сохранилась историческая декоративно-художественная отделка интерьеров центральных лестничных клеток лицевого корпуса и среднего флигеля. В отделке интерьера вестибюля сохранилось декоративно-художественное оформление стен и потолков, в том числе: глазурованная плитка, ограждения лестничных маршей, витражи в оконных проёмах, лепные композиции, решённые в мотивах растительного характера. Сохранились исторические деревянные тамбуры», — информирует КГИОП.
Кроме того, отмечается, что «дом имеет отличную от окружающей застройки планировочную структуру — средний и восточный флигели здания соединены общим объёмом». При этом строение сохранило свою историческую конфигурацию и габариты, пространственное решение, архитектурное и декоративное решение фасадов. Характерными особенностями оформления лицевого стало «широкое применение цветного облицовочного кирпича», композиция на три оси, «лепные элементы с растительным орнаментом, акцентирующие оконные проёмы». За это отдельное спасибо архитектору Хренову.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета