Перейти к содержимому
Главная страница Дом Гулиных: памятник «вольным каменщикам»

Дом Гулиных: памятник «вольным каменщикам»

Фасады дома на улице Чайковского (Сергиевской), 61 скоро будут отреставрированы. Здание, построенное бывшими «отходниками» из Ярославля, включено в единый реестр объектов культурного наследия лишь полгода назад. Судьба прежних хозяев этой недвижимости трагична.

Гулинский дом на фото 1985 года

Впрочем, это «скоро» — весьма относительно. Пока что петербургский Центр государственной экспертизы в минувшем феврале проверил достоверность сметной стоимости работ по дому Гулина и выдал положительное заключение их техническому заказчику. Таковым выступает государственное казённое учреждение «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».

Историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению дома проведена ещё в 2020 году, то есть задолго до внесения здания в единый реестр объектов культурного наследия регионального значения, которое состоялось в октябре 2021-го. Теперь ещё предстоит конкурс и только потом — обновление фасадов старого петербургского здания.

Кстати

В охранный перечень строение попало, поскольку «является образцом доходного дома эпохи перехода от поздней эклектики к модерну, в большой степени сохранившим первоначальное объёмно-пространственное и архитектурно-художественное решения». Декор фасадов дошёл до нашего времени тоже почти в первоначальном виде. В интерьерах вестибюля, лестниц и других помещений можно увидеть полы из метлахской плитки начала ХХ века, потолочные розетки, кронштейны и другой лепной декор.

Дом на улице Чайковского, 61 на фото 1960 года

Построен дом в 1901 году, когда в моду уже вовсю входил стиль модерн, поэтому его приметы тут легко просматриваются. Тем более, окна парадной лестницы изначально были украшены витражами, что полностью соответствовало новому направлению в архитектуре. Проект здания разработал очень опытный петербургский зодчий Борис Гиршович, на счету которого к этому времени уже было множество построек в столице Российской империи.

Борис Ионович (Борух Евнович) Гиршович (1858-1911), российский архитектор, выпускник Императорской академии художеств (1886). Он родился в местечке Кореличи на территории нынешней Белоруссии в еврейской семье, с детства хорошо рисовал, учился в Виленской художественной школе. В 1876 году не без содействия выдающегося скульптора Марка Антокольского (1843-1902), тоже местного уроженца, Гиршович поступает вольнослушателем в петербургскую Академию художеств на отделение скульптуры, а позднее переходит на отделение живописи.

«Побыв в Академии художеств в течение шести лет и не оказав при всём своём старании никаких успехов по живописи, я пришёл к тому горестному убеждению, что идти по этому пути мне положительно невозможно, вследствие чего я, окончив научный курс по живописи, решил быть архитектором», — писал в 1882-м Гиршович в прошении о допуске к экзаменам уже на архитектурном отделении.

Единственный портрет Бориса Гиршовича, который удалось обнаружить

Архитектор впоследствии часто работал по заказам петербургской еврейской общины: разрабатывал детальные чертежи и осуществлял наблюдение за строительством Большой хоральной синагоги в столице Российской империи, спроектировал здания для ремесленного училища при ней (Офицерская, ныне улица Декабристов, 42) и благотворительной столовой с ритуальными бассейнами (набережная Екатерининского, ныне канала Грибоедова, 140), руководил работами по благоустройству еврейского кладбища на проспекте Александровской фермы, 66.

За свою сравнительно короткую жизнь (умер в возрасте 52 лет) Гиршович построил в Петербурге множество зданий. Из них в списках объектов культурного наследия и выявленных памятников истории и культуры, помимо дома 61 на улице Чайковского, значатся ещё 17. В частности, зодчий спроектировал два здания, расположенных на Невском проспекте. Это офисы Азовского коммерческого банка (дом №62) и Сибирского торгового банка (дом №44).

В некрологе, посвящённом памяти Бориса Гиршовича, который был опубликован за подписью тоже выдающегося петербургского архитектора Мариана Лялевича, говорилось: «“Двадцать раз нарисовать и двадцать первый ещё переделать” — говаривал он своим сотрудникам, недоумевавшим, к чему он, собственно, стремится и чего ищет. А между тем, если вникнуть глубже в эти искания, если обобщить их, то перед нашими глазами предстанет некоторая цельная психология личности, инстинктивно сознававшей и верившей в художественное соответствие содержания и внешнего его выражения».

Современное состояние лицевого фасада дома Гулиных

Дом на Сергиевской, 61 вплоть до 1917-го оставался средоточием сдававшихся в наём дорогих квартир в одном из самых фешенебельных районов Санкт-Петербурга. С 1903 года на первом этаже здесь размещалось консульство Греции.

В советское время здание превратилось в обычную ленинградскую «воронью слободку» коммуналок. В 1920-е часть помещений дома занимала 4-я школа Социально-трудового воспитания.

В годы Великой Отечественной войны строение практически не пострадало от бомбёжек и обстрелов. В начале 1960-х лицевой фасад был отремонтирован с утратой или заменой ряда деталей. На рубеже 1980-х дом был рекомендован к проведению капитального ремонта, в результате которого все остатки внутреннего оформления были бы утрачены. Но этого по неизвестным причинам не произошло.

Изначально дом был построен и эксплуатировался как доходный, и его хозяева (судя по имеющейся информации) в нём никогда не жили. Так кто же эти владельцы элитной петербургской недвижимости?

Рекламное объявление фирмы Гулиных в начале ХХ века

Династия купцов Гулиных началась в 30-е годы XIX века, когда крепостной крестьянин из Ярославской губернии (Диево-Городищенская волость, село Печёлки) Фёдор с сыновьями Григорием и Иваном в качестве отходников (отпущенных в города на заработки помещиком) работали в Петербурге каменщиками.

Можно предположить, что позднее ими была собрана строительная артель. Выкупили они себя из крепостной зависимости или «развернулись» уже после её отмены в 1861-м — неизвестно. Датой основания семейной фирмы Гулины обозначали 1848-й, но заказчик строительства дома на Сергиевской, 61 Павел Григорьевич указывал принадлежность к купечеству с 1877 года. Возможно, что тогда он унаследовал семейное дело после смерти отца.

Павел Григорьевич Гулин (1848-1906), петербургский купец первой гильдии и потомственный почётный гражданин, строительный подрядчик, владелец нескольких доходных домов в Петербурге. Член правления и казначей Общества пособия рабочим, пострадавшим при постройках, староста Николо-Миловской единоверческой церкви на Захарьевской улице, 18, член Общества благоустройства Куоккалы (там Гулины имели дачу), жил и держал офис фирмы на Гончарной улице, 11, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, могила сохранилась.

Могила Павла Гулина на Никольском кладбище Александро-Невской лавры

У Павла Григорьевича было семеро детей: Сергей, Михаил, Александр, Владимир, Анна, Мария и Варвара. Старший сын Сергей Павлович — выпускник петербургского Института гражданских инженеров, с 1906 по 1918 год — архитектор больницы Св. Ольги. Спроектировал и построил несколько доходных домов, в том числе совместно с троюродным братом Александром Сергеевичем (окончил тот же вуз в 1899-м) тоже гулинскую «пятиэтажку» на Среднем проспекте Васильевского острова, 11.

Судя по имеющейся информации, именно по этому адресу Сергей Гулин и его брат Михаил (офицер) были арестованы и затем расстреляны в период красного террора в 1918 году. Спастись удалось Александру и Владимиру Павловичам. Последнее по времени упоминание о детях купца Павла Григорьевича относится к блокадной зиме 1941-1942 годов, когда от голода погибли его дочь Варвара и её муж — смотритель больницы Св. Ольги Александр Павлович Усачёв.

Гражданский инженер Сергей Павлович Гулин с супругой (фото начала ХХ века)

Так что дом на улице Чайковского, 61 — своеобразный памятник этой семье, которая прошла путь от бригады «шабашников» до крупной и успешной строительной фирмы, а представители фамилии — от крепостных крестьян до высококлассных инженеров, но всё это разметал и уничтожил суровый ХХ век. Правда, остались сооружённые ими в Петербурге добротные и красивые здания, которые надо поддерживать в хорошем состоянии и сохранить для будущих поколений.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: