В репертуаре Мариинского театра есть произведения, которых нет в афише ни одного другого музыкального театра. Поэтому странно, что только сейчас на его сцене появляется «Норма» – культовая опера Винченцо Беллини. И это, без всякого сомнения, одного из главных событий завершающегося театрального сезона.
Происхождение Casta diva

«В поверхностном художественном воображении опера “Норма” выглядит чем-то вроде обитого бархатом ларца, покоящего мировую драгоценность – мелодию из мелодий – каватину Сasta diva», – читаем мы в статье о «Норме» музыковеда Анны Порфирьевой.
«Casta diva – главный бриллиант в сияющем венце арий “Нормы”, она до сих пор считается самой сложной для исполнения» – это мнение покойного петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова, участвовавшего в постановке «Нормы» в Пермском театре оперы и балета (её давали в Мариинском театре в июне 2023 года в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей»).
Может быть, всё дело в «мелодии мелодий»?
Известно, что легендарная оперная певица Джудитта Паста, первая исполнительница партии Нормы, просила Беллини убрать Casta diva из оперы или, по крайней мере, несколько упростить её, заявляя, что ария неоправданно трудна. Композитор сумел настоять на своём. Паста разучила и исполнила Casta diva. Правда, судя по реакции Беллини, на премьере в Милане 26 декабря 1831 года Паста спела Casta diva не идеально. Но потом она блистала в партии Нормы как в Милане, так и на сценах Лондона и Парижа.
Певиц, которые могли бы исполнить Casta diva по всем требованиям этой арии, немного. «За Норму брались лишь сверходаренные сопрано: даже великая Паста справилась не сразу, так что не можешь – не суйся», – предупреждал Аркадий Ипполитов. Но в Мариинском театре есть кому сунуться. Признанная сопрано Альбина Шагимуратова, которая будет в роли Нормы в грядущей премьере, давно находится в его труппе. Тем более что в афише театра время от времени появлялось концертное исполнение нормы. В общем по какой-то причине возвращение «Нормы» на сцену Мариинского театра было долгим и тем интересней её приход.

И ещё немного о Casta diva. Считается, что Беллини написал эту арию специально для певицы Джудитты Пасты. Скорее всего так и было. Однако романтическая версия итальянского кинорежиссёра Кармине Галлоне гораздо более красивая. Якобы юного Беллини, уроженца сицилийского города Катания, что рядом с вулканом Этна, когда он приехал в Неаполь, жизнь свела с местной аристократкой Маддаленой Фумароле, обручённой с местным высокопоставленным чиновником. Композитор влюбился в неё и посвятил ей Casta diva. Он подарил девушке ноты арии и, выходя из её особняка, услышал, как она распевает Casta diva. Маддалена тоже влюбляется в Винченцо. Они собираются уплыть на Сицилию и жить простой провинциальной жизнью на деньги, которые Беллини зарабатывал бы, давая уроки музыки в школе. Но девушка не приходит на причал и Винченцо уезжает в Милан, где знакомится с Джудиттой Пастой. Та, будучи известной певицей, берёт молодого композитора под своё крыло. Он добивается успеха, становится знаменитым. К его славе начинает ревновать Гаэтано Доницетти, с которым Джудитта поддерживала тесные отношения до того, как встретить Беллини. Композиторы договариваются о своеобразной дуэли: чья опера будет воспринята публикой с большим восторгом, тот и победит. Произведение Доницетти (наверное, «Анна Болейн») восхищает и самого Беллини, а вот его «Норма» разочаровывает зрителей/слушателей. И тут синьорина Фумароле дарит Пасте ноты Casta diva. Беллини вшивает арию в оперу. Очередной успех. Композитор уезжает в Неаполь к первой любви, но та умирает от чахотки.

В фильме Кармине Галлоне Беллини в последний период своей жизни представлен светским львом и ловеласом. Однако вот что написал Ипполитов: «Плохой французский не мешал его успехам в обществе и у женщин; успехом в салонах Беллини наслаждался, а к успеху у женщин он, судя по всему, был равнодушен. Во всяком случае, кроме сообщения о романтической юношеской страсти к Маддалене Фумароли, на которой ему не разрешили жениться, других свидетельств романов в его биографии нет». Добавим ещё, что на Венецианском фестивале кинематографического искусства в 1935 году картина Галлоне удостоилась высшей награды – Кубка Муссолини – как лучшая итальянская киноработа.
Ложная Casta diva
«Один из величайших шедевров традиции bel canto, полный восхитительного мелодизма, сочетающего классическую гармонию со страстностью романтизма» – эти утверждения о Casta diva переходят из статьи в статью о «Норме». Однако обычно упускается боль, которой, без всякого сомнения, проникнута эта ария. В чём причина боли? В осознании Нормой того, что она – предательница и лгунья. Casta diva – целомудренная дева. Норма – жрица целомудренной богини Ирминсуль, а потому сама должна быть девственной. А Норма мало того, что потеряла невинность в результате взаимоотношений с римским легионером Поллионом, так ещё и родила от него двоих детей. Почему её беременности не заметили галлы? Может быть, Норма носила свободные одежды. Но всё же оккупированные римлянами соплеменники Нормы были, по всей видимости, не очень внимательными людьми.

Словом, Норма – «коллаборационистка плоти». «Она нарушила сразу два закона: вступила в плотскую связь, будучи верховной жрицей друидов, и полюбила римлянина, хотя принадлежала к галльскому племени», – отмечает музыковед Христина Батюшина. Таких, как Норма, во Франции после освобождения от нацистской оккупации брили наголо и водили по улицам под улюлюканье толпы. В этой связи, как вспоминал Ипполитов, творческий коллектив, который ставил «Норму» в Перми, рассматривал вариант переноса оперы во времена нацистской оккупации Франции – «в интерьеры, напоминающие о “Конформисте” Бернардо Бертолуччи – шик позднего арт-деко, а вместо леса – Jardin du Luxembourg, Люксембургский сад». От такого плана они отказались «из-за излишнего психологизма, что такая постановка предполагает».
Куда поместит «Норму» в Мариинском театре режиссёр Сергей Новиков? Скоро узнаем.
Норма не просто «коллаборационистка плоти». Она сознательно работает на врага, отговаривая единоплеменников от восстания против оккупантов под тем предлогом, что боги ей сообщили о падении Рима под тяжестью его грехов: «Его погубят собственные пороки, как человека – болезни. Ожидайте рокового часа, когда свершится великое предначертание. Я возвещаю вам мир…». На самом деле Нормой движет желание оставить всё, как есть, чтобы рядом был любимый ею Поллион. А тот готов изменить ей со жрицей помоложе – с Адальджизой. И та тоже готова предать Галлию. И предала бы, не узнай, что её возлюбленный – фактический муж Нормы.

Тема женского выбора между долгом перед Родиной или верой и любовью достаточно широко представлена в искусстве, в том числе в опере. Вспомним, например, сюжет «Пуритан» всё того же Беллини или «Гугентов» Джакомо Мейербера. Как правило, в опере женщины выбирают любовь. Да и в кино тоже – вспомним фильм Алене Рене «Хиросима – любовь моя» по сценарию писательницы-феминистки Маргарит Дюрас.
А в жизни? Всякое было. Советский писатель, поэт и журналист вспоминал об одной встрече в освобождённом Курске в феврале 1943 года: «Я познакомился с девушкой, бывшей студенткой пединститута, которая, расплакавшись, мне выложила всё: “Я вам доверяю: я читала ваш роман про любовь, не помню названия, какая-то француженка… Не знаю, было ли это с моей стороны любовью или просто увлеклась с тоски. Но он не приставал, только целовал руку. Он очень хорошо играл на рояле, говорил про чувства. Никогда раньше я не слыхала таких слов. Вот и растрогалась… А теперь – расплата…” Она жадно глядела на меня – искала сочувствия. Я молчал». А что мог сказать ей Эренбург, зная, что творили немцы на нашей земле? «Конечно, немец, в которого влюбилась студентка, мог испытывать угрызения совести, даже терзаться [по поводу преступлений его соотечественников], кто его знает? Но мне тогда было не до “странностей любви”», — написал Илья Григорьевич.

Что касается Нормы, то она, по словам Анны Порфирьевой, искупает ложь, нечистое служение и мстительные порывы «актом высшего благородства и справедливости» – она, по сути, кончает собой, принимая адские муки на костре. Поллион тоже сгорает по своей воле, так как понял, что Норма – единственная любовь его жизни. Хорошо, что в опере остаются живы их дети. В трагедии Александра Суме «Норма, или Детоубийство», по которой написал либретто Феличе Романи, Норма их убивает.
Фаворит Вагнера
Как справедливо замечал Аркадий Ипполитов, сюжет «Нормы» – не главное достоинство этой оперы. Главное достоинство этой оперы – музыка и голоса. «Вслушиваясь теперь в музыкальное течение “Нормы” мы можем наконец почувствовать и понять, что ангельски-медиумическое – лишь одна сторона музыкального гения Беллини, что он был великим выдумщиком и даже новатором, мог прекрасно – одним-двумя штрихами – музыкально сгустить или, напротив, высветлить сценическую атмосферу, зримо увеличить масштаб переживания и героя», – пишет строгая Анна Порфирьева.
«Люди думают, что я ненавижу всю итальянскую школу и Беллини в частности. Нет, тысячу раз нет! Беллини – один из моих фаворитов, потому что его музыка сильно прочувствована и тесно переплетена со словами» – а это уже заявил Рихард Вагнер, который дирижировал «Нормой» в Риге в 1837 году.
В Мариинском театре будет целый бенефис «Нормы». Спектакли пройдут 22, 23, 24 и 25 мая. 22 и 23 мая – начало в 19 часов. 24 и 25 мая – по два показа: в 13 и 19 часов. Спектакли пройдут на новой сцене.
Дмитрий Жвания