Доходной «богадельне» на улице Марата вернут красоту

DomNik9

Завершается конкурс на ремонт и реставрацию фасадов доходного дома Единоверческой церкви святого Николая, что на улице Марата, 22-24. Здание, оформленное в стиле модерн, давно «просится», чтобы его привели в порядок.

Дворовый фасад со стороны Никольской церкви

Конкурс на поиск подрядчика объявлен Санкт-Петербургским государственным казённым учреждением «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» (подведомственно комитету городской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры).

Заявки принимаются до 19 апреля. Начальная (то есть максимальная) цена контракта 282 863 917 рублей. Тендер официально обозначен как «Выполнение работ по реставрации и ремонту лицевых и дворовых фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Дом Единоверческой церкви св. Николая» (Санкт-Петербург, ул. Марата, 22-24, литера А)». Контракт необходимо выполнить к 20 октября 2026 года. Обеспечение заявки — 14 143 195 рублей, обеспечение контракта — 42 429 587 рублей.

Вид со стороны улицы Марата

Техническое задание предусматривает реставрацию и усиление кирпичной кладки и самого облицовочного кирпича, воссоздание гладкой и профилированной штукатурки известковым раствором, приведение в порядок лепного декора методом догипсивки и отливки недостающих деталей, высококачественную окраску дисперсионными смесями гладких и оштукатуренных поверхностей стен и элементов декора, масляную окраску деревянных окон и дверей, а также металлических поверхностей ворот, козырька, линейных окрытий, водосточных труб, ограждений балконов, кровли, крылец и приямков.

Кстати

18 апреля по случаю Международного дня памятников и исторических мест Смольный напомнил, что около 20 процентов всех объектов культурного наследия в Петербурге составляют многоквартирные жилые дома. И сейчас реализуется программа реставрации их фасадов, рассчитанная на 10 лет. «Это 255 памятников с наиболее сложным архитектурным убранством. Ряд зданий требует особого внимания специалистов. Город заложил в бюджет средства на эту программу», — отметил губернатор Северной столицы России Александр Беглов (всего в Санкт-Петербурге более 9000 охраняемых памятников). Реставрация фасадов первых 35 многоквартирных домов-памятников по программе КГИОП началась в 2022 году. В городском бюджете на 2024-й выделено 2,8 миллиарда рублей на реставрацию фасадов 45 и на разработку проектной документации ещё по 33 таким зданиям. Работы уже ведутся на 31-м, планируется начать реставрацию ещё 14 объектов.

Доходный дом Николаевской единоверческой церкви был построен в 1826 году по проекту выдающегося мастера позднего классицизма Авраама Мельникова (как и само здание храма, в котором расположен Музей Арктики и Антарктики). В 1832-м к дому по проекту того же архитектора пристроили флигели, их расширили по чертежам Карла Брандта. А в 1901-1902 годах по проекту Ивана Володихина возведены лицевые корпуса в стилистике переходного периода от эклектики (историзма) к модерну.

Несколько пояснений.

Единоверцы — представители старообрядчества в лоне Русской православной церкви. Такой вариант был учреждён в 1800 году императорским указом по представлению московского митрополита Платона для тех старообрядцев, которые были согласны войти в подчинение Синоду, однако не хотели оставить древние обряды. Единоверие предусматривает, что при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев его представители принимают священство РПЦ и поминают за литургией Синод и патриарха Московского и всея Руси, подчиняясь им организационно.

Заслуженный петербургский архитектор Авраам Мельников

Авраам Иванович Мельников (1784-1854), российский архитектор, академик (1812), профессор (1818) и ректор (1843) Императорской Академии художеств, которую окончил в 1806-м (учился в классе Андреяна Захарова — автора проекта комплекса зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге).  В 1808–1811 годах стажировался в Италии. Возвёл в столице Российской империи и окрестностях ряд доходных домов и административных зданий (например, Училище правоведения на набережной Фонтанки), реализовал много проектов в провинциальных городах (Демидовское училище в Ярославле, гимназия в Уфе, Мытный двор в Ростове Великом, Гостиный двор в Симбирске).

Самая известная работа Мельникова — полукруглая площадь на Приморском бульваре в Одессе, на которой установлен памятник Ришелье. Значительное место в творчестве Мельникова занимало и культовое зодчество. Участвовал в конкурсах проектов храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (входил в комиссию по постройке последнего (вместе с Василием Стасовым, Карлом Росси и другими выдающимися архитекторами того времени).

Один из вариантов проекта дома Никольской церкви работы Мельникова

Карл Иванович Брандт (1810-1882), русский архитектор, выпускник Императорской Академии художеств (1833). По его проектам в Петербурге построено несколько доходных домов, храмовых и служебных церковных зданий. Был штатным архитектором Александро-Невской лавры и епархиальным архитектором. Работал в стилистике позднего ампира и эклектики (историзма).

Иван Петрович Володихин (1872-1927(?)), русский зодчий и историк архитектуры. Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (1899). Звание художника-архитектора получено за дипломный проект климатического курорта при источнике минеральных вод. Построил в Петербурге несколько доходных домов (например, на нынешней улице Некрасова, 10, где располагается Большой театр кукол).

«Творчество Володихина представляет собой оригинальное авторское трактование модерна. Ещё в 1898 году он склонялся к симметричным, рациональным формам, упорядоченности композиции. В его работах внешний облик здания напрямую зависит от его предназначения, от строительных материалов, окружения», — отмечают искусствоведы.

Владел собственной мозаичной мастерской. В 1906 году стал одним из основателей Общественного собрания художников и архитекторов. Целью организации провозглашалось: «Доставить членам своим, проживающим в Санкт-Петербурге, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою, а также возбуждать и поддерживать интерес к задачам и целям искусства художников и архитекторов».

Для этого предполагалось «устраивать для своих членов и их гостей экскурсии, праздники, упражнения и состязания-конкурсы в искусстве художников и архитекторов, выставки искусств, балы, маскарады, танцы, музыкальные и литературные вечера, драматические представления, различные игры, как то: в карты, домино, шашки, на бильярде, бикс, кегли и т.д., выписывать книги, газеты, периодические издания, а также приглашать представителей разных наук и искусств, художников, архитекторов для чтения лекций и практических занятий, которые служили бы к распространению между членами и гостями Собрания полезных сведений». К началу 1910 года общество насчитывало более 340 членов.

Чертёж фасада дома Никольской церкви работы Володихина

Судьба Володихина после 1917-го сложилась трагично. Судя по всему, как и многие выдающиеся петербургские архитекторы начала ХХ века, после строительного бума перед началом Первой мировой войны, а потом в условиях послереволюционной разрухи и Гражданской войны, он оказался «за бортом». О его жизни после 1927 года никаких сведений не обнаружено, хотя в ряде источников говорится, что зодчий ушёл из жизни в блокадном Ленинграде…

До 1917 года в здании (видимо, в одном из флигелей) размещались богадельня для престарелых женщин, а также женская гимназия и реальное училище единоверческого братства (помимо квартир, сдававшихся внаём). Здесь же проживали священники-единоверцы, включая епископа Уфимского и Стерлитамакского отца Симеона Шлеева (причислен Русской православной церковью к лику святых в 2000 году).

Среди квартирантов дома — концертмейстер оркестра Мариинского театра, музыкальный критик, писатель, скрипач Виктор Вальтер, композитор и дирижёр Сергей Ляпунов (автор музыки более сотни романсов). В 1905-1906 годах в здании размещался профсоюз поваров Санкт‑Петербурга, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная на фасаде дома в 1925 году.

После 1917-го дом, естественно, был национализирован, фешенебельные квартиры превратились в коммуналки, на первом этаже со стороны улицы Марата в разное время размещались различные магазины и предприятия общепита. Здание поныне используется по своему первоначальному предназначению, то есть как многоквартирный жилой дом.

Осенью 2021 года «Дом Единоверческой церкви св. Николая» (улица Марата, 22-24, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно