До Московских ворот наконец-то дошли руки и деньги

Mosvorota14

Начинается масштабная реставрация Московских триумфальных ворот, которая несколько раз откладывалась. Теперь уникальное сооружение из чугуна «одевается» в строительные леса. Работы продлятся два года.

Вокруг триумфальных ворот устанавливаю ограждение и строительные леса

В результате проведённых осенью 2022-го конкурсных процедур контракт на приведение в порядок Московских триумфальных работ достался ООО «Реставрационная мастерская «Наследие».

Компания создана в 1985-м не без участия академика Д.С. Лихачёва. «Основанный им к 1000-летию крещения Руси Фонд культуры, предложил провести масштабную работу по реставрации художественных надгробий исторических некрополей» Ленинграда. Для этого и был создан кооператив «Наследие».

«Сейчас «Реставрационная мастерская «Наследие» — это укомплектованная структура, которая включает в себя все этапы реставрационного и строительного процесса, от проектирования до выполнения производственных, ремонтно-реставрационных работ с вводом в эксплуатацию зданий и сооружений. Общее количество сотрудников составляет более 200 человек. Наличие собственных мастерских в Москве и Санкт-Петербурге общей площадью более 3000 квадратных метров, позволяет работать реставраторам в идеальных условиях и выполнять работу любой сложности качественно и в срок», — говорится на официальном сайте компании.

Чугунные конструкции колонн пострадали от коррозии на стыках

На счету фирмы — реставрация легендарного Медного всадника и конного монумента императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге, памятника Минину и Пожарскому в Москве, Чесменской колонны в Царском Селе, Королевских ворот в Калининграде и др. В общем, Московские ворота попали в хорошие руки.

Реставрационные работы проводятся за счёт средств бюджета Санкт‑Петербурга по программе комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Запланированный объём финансирования составляет 332,5 миллиона рублей.

«Городом выделены значительные средства на реставрацию этого архитектурного шедевра. Работы продлятся два года, мы рассчитываем снять леса в 2024 году. Скульптура и отдельные детали сооружения будут реставрироваться в условиях мастерской, остальные — по месту. В процессе этой реставрации предстоит решить, в том числе,  выявленную при обследовании проблему сопряжения разных видов металлов, которое ускоряет электрохимическую коррозию», — цитирует официальное сообщение петербургского КГИОП главу этого ведомства Сергея Макарова.

Перекрытия и своды ворот тоже сильно пострадали от ржавчины

На данный момент получены все необходимые разрешения на производство работ, территория огорожена, производится установка строительных лесов (от основания сооружения до карниза будут смонтированы стандартные металлические леса, а в верхней части — деревянные, которые надо «подгонять по месту»).

В условиях мастерской будут реставрироваться все 30 скульптур гениев, военные арматуры (восемь композиций из меди), бронзовые накладные буквы и знаки посвятительных надписей (273 единицы), отдельные чугунные элементы (36 боковых навесных плит и восемь чугунных плит откосов лестниц стилобата, 29 чугунных элементов архитрава). То есть эти фрагменты будут демонтированы.

Военные арматуры будут демонтированы для реставрации в условиях мастерской

Основная часть ворот (колонны, конструкции кровли, внутренние лестницы, которые предстоит оборудовать страховочными ограждениями) будет ремонтироваться на месте — речь о полной разборке ворот не идёт.

Поскольку колонны собраны из нескольких чугунных частей, стыки между ними особенно подвержены коррозии. Запланировано, во-первых, усиление полых конструкций, а во-вторых, предстоит восстановление системы вентиляции, которая позволит избежать образования внутри ворот водного конденсата.

Важным и вредным обстоятельством является расположение монумента посреди весьма оживлённой магистрали.

«Памятник федерального значения находится в условиях постоянных вибраций в результате интенсивного движения транспорта и подвергается агрессивному воздействию окружающей среды», — констатирует КГИОП.

Вид на Московские ворота и кардегардии “в профиль” на фото начала ХХ века

«Родина на Неве» подробно рассказывала об условиях конкурса на реставрацию Московских ворот в октябре 2022 года. Напомним несколько фактов.

Программа работ предусматривает демонтаж элементов, реставрируемых в мастерских, о чём уже упомянуто выше, полную расчистку поверхностей памятника от загрязнений и красочных слоёв.

Затем — реставрация и ремонт элементов (с изготовлением заново ряда утраченных или полностью пришедших в негодность) по месту (после расчистки поверхностей — заварка трещин на колоннах, герметизация внутренних швов, их зачеканка свинцом и т.п.).

Далее — реставрация и воссоздание элементов стилобата (отливка чугунных элементов лестниц и изготовление их стальных деталей, отливка накрывочных плит и несущей конструкции стилобатов, заделка дефектов и др.).

Также запланированы работы по крыше, монтаж несущих элементов сооружения, повторная расчистка, грунтовка и предварительная окраска всей поверхности памятника и т.п. — всего 14 этапов.

Автомобиль Packard в проезде Московских ворот (фото Карла Буллы, 1890-е)

Технико-экономические показатели: площадь застройки составляет 318,46 м², строительный объём — 6901,15 м³, площадь внутреннего помещения антаблемента — 309,86 м². Высота ворот — 24,7, длина — 8,7, ширина — 36,5 метра. Высота каждой из 12 колонн — 15, диаметр — более двух метров.

Реставрировать Московские ворота предполагалось ещё в 2020-м, а сметная документация была готова осенью 2019-го (на сумму в 184,2 миллиона рублей). Но дело затянулось и существенно подорожало.

Истории Московских триумфальных ворот был посвящён большой материал «Родины на Неве», опубликованный в январе 2022-го. Обозначим здесь лишь основные моменты.

С местом строительства окончательно определились в 1834-м. Так называемая Новая московская застава появилась на пересечении тракта из Первопрестольной столицы с Лиговским каналом. Особенностью стал выбор материала. На тот момент это было крупнейшее в мире сооружение, выполненное целиком из чугуна.

Благодаря этому вес сооружения был сравнительно небольшим (985 тонн), что позволило отказаться от непременной для петербургского грунта забивки свай. Плюс на месте строительства был обнаружен довольно толстый и плотный слой глины, что тоже помогло обойтись без слишком глубокого и мощного фундамента.

При создании основания Московских триумфальных ворот были использованы 1978 гранитных блоков разного размера, оставшихся от недостроенной гигантской колокольни Смольного монастыря, которую проектировал Бартоломео Франческо Растрелли.

Закладка состоялась в сентябре 1834-го, в июле 1835-го установлена первая колонна, весной 1837-го завершена отливка всех деталей, в августе 1838-го — покраска в тёмно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а в октябре того же года Московские триумфальные ворота были торжественно открыты.

Скульптурное оформление Московских ворот после их демонтажа в 1936 году

Монумент посвящён подвигам русских войск в войнах с Персией 1826-1828 годов, с Турцией 1828-1829 годов и при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830-1831 годах. Соответствующая надпись на русском и латинском языках установлена на аттике с обеих сторон ворот. Якобы её собственноручно составил император Николай I («Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах»).

Над скульптурным оформлением ворот работал замечательный русский скульптор Борис Орловский (памятники фельдмаршалам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю де Толли перед Казанским собором на Невском проспекте).

В 1925-м через центральный пролёт Московских ворот были проложены трамвайные пути, то есть все остальные виды транспорта стали объезжать комплекс вокруг по дороге, проложенной, впрочем, ещё при строительстве заставы. В 1927 году для освещения трамвайных путей в среднем кессоне ворот был сделан специальный электрический плафон.

Диаметр чугунных колонн превышает 2 метра
(фото 1936 года)

В 1935 году была проведена капитальная реставрация ворот с воспроизведением ряда утраченных деталей верхних арматур из листовой меди. Но уже через год Ленсовет принял решение о разборке всего комплекса заставы вместе с кордегардиями и оградами в связи с «реконструкцией Международного проспекта» (так назывался тогда прежний Забалканский, а ныне Московский проспект).

В 1938-1941 годах разрабатывался проект использования ворот для оформления входа в парк Культуры и отдыха Московского района, который тогда планировалось создать на обширной территории, часть которой сейчас занимает Парк Победы.

Во время Великой Отечественной войны чугунные блоки Московских триумфальных ворот использовались при сооружении баррикад и иных заграждений на южных подступах к Ленинграду.

Московские ворота в процессе демонтажа

В 1956 году было принято решение о восстановлении ворот на историческом месте «без использования их для проезда какого-либо транспорта». Проект разработали архитекторы Иван Капцюг и Евгения Петрова. Работы были завершены в 1961-м. Сохранилось 65 подлинных чугунных фрагментов колонн и 13 скульптур фриза. Остальное было заново отлито на Кировском заводе.

Предыдущая реставрация Московских триумфальных ворот производилась к 300-летию Санкт-Петербурга в 2001-2002 годах.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно