Если произведение искусства вызывает споры, значит, оно нетривиально. Мы сейчас не о сериале «Слово пацана», а об опере Джакомо Пуччини «Девушка с Запада», с которой можно познакомиться, придя 30 января в Мариинский театр.
Сам композитор, к тому времени уже автор таких шедевров, как «Манон Леско», «Богема», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй», был уверен, что «Девушка с Запада» – его лучшее произведение. «Поверьте, тут есть всё: эта объёмная вещь и трогательна, и зрелищна, и красиво заканчивается», – писал Джакомо Пуччини своему наставнику Джулио Рикорди. И вправду: в отличие от других опер Пуччини в «Девушке с Запада» никого не убивают, никто не кончает собой, лишь один из главных героев получает не смертельное ранение. (Правда, постановка в Мариинском театре начинается с убийства одного из посетителей трактира «Полька», но это – для создания атмосферы Дикого Запада.) «Для этой драмы, – говорил композитор, – я сочинил музыку, которая, я это ясно ощущаю, отражает дух американского народа, и особенно дух сильной, суровой природы Запада».
Однако критики оценивают эту оперу сдержанно.
«Что касается “Девушки”, то несмотря на блестящий успех на премьере, она скучна», – безапелляционно заявляет американец Генри У. Саймон в книге «Сто великих опер». Наверное, американец, увлечённый утончённой европейской культурой, действительно мог заскучать на спектакле с сюжетом о Диком Западе. «В сущности, это, конечно, ординарная итальянская опера, и, когда в неё вторгаются диалоги в стиле “Дикого Запада”, трудно удержаться, чтобы не засмеяться», – иронизирует Саймон. Смех сквозь скуку…
Известный российский критик Евгений Цодоков тоже не относит «Девушку с Запада» к лучшим произведениям Пуччини, признавая при этом, что она «обладает рядом несомненных достоинств и пользуется до сих пор популярностью». С точки зрения музыковеда Михаила Друскина, эта опера «грешит мелодраматизмом и внешними эффектами», но в целом в ней «безусловно, преобладают достоинства».
«С оперой “Девушка с Запада” музыкальный театр Пуччини, мир его образов полностью меняется. Композитор по-новому понимает театр; сентиментальная линия перестаёт быть самодостаточной, она становится следствием или обобщением духовной драмы, разворачивающейся в окружающей действительности. Мир “Девушки” – мир жестокого столкновения коллективных чувств, тёмных страстей, беспокойного существования жаждущей богатства толпы, страдающей, алчной, подозрительной, свирепой, живо прочувствован композитором, который отображает его в опере посредством могучих образов и бурных сцен» – это мнение итальянца Ренато Мариани.
Джакомо Пуччини задумал написать «Девушку с Запада», когда, будучи впервые в США в 1905 году, побывал на спектакле по пьесе Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада». «Он был очарован старыми сценическими клоунскими трюками, восхитительными декорациями и ужасно страшной бурей, мастерски представленной на сцене. Его пленила также довольно простодушная мелодрама, построенная на игре в покер, ставками в которой была жизнь мужчины и тело женщины», – рассказывает Генри У. Саймон. «Как это уже не раз было, у него возникли трудности в работе с либреттистами, пока не получилось такое либретто, какое его удовлетворило», – продолжает он. Либретто написали поэты Гвельфо Чивинини и Карло Дзангарини.
Премьера «Девушки с Запада» прошла 10 декабря 1910 года в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен». Оперой дирижировал знаменитый Артуро Тосканини. «Нью-йоркская Метрополитен-опера, купившая вестерн, готовила премьеру с помпой. Успех был гарантирован: за пультом – Тосканини, главную теноровую партию поёт Карузо, постановкой занимается Беласко, на репетициях – сам автор. На премьере его вызывали несчетное количество раз», – читаем мы на сайте Мариинского театра.
«Однако судьба “Девушки с Запада” сложилась нелегко, хотя крупные певцы охотно пели в ней, тем более что три главных образа отличаются сценической рельефностью и правдивостью», – отмечает музыковед Густаво Маркези. «На театральных подмостках “Девушку с Запада” Пуччини сегодня встретишь не так часто, как его же “Тоску” или “Богему”, – уточняет автор текста, размещённого на сайте Мариинского театра. – В России опера ставилась считаные разы, а в Мариинском и вовсе никогда не звучала. Название предложил Валерию Гергиеву французский режиссер Арно Бернар, уже поставивший в Мариинском оперу Верди “Сицилийская вечерня” и показавший себя специалистом по оперному “Голливуду”».
«После “Сицилийской вечерни” я осознал, насколько огромны ресурсы Мариинского, сколько певцов высокого уровня можно занять в спектакле, каковы фантастические технические возможности. Мы ставим сложный спектакль с огромным количеством бутафории, костюмов, статистов, это важно для моего “кинематографического” стиля», – рассказывал режиссёр перед премьерой, которая состоялась 24 мая 2019 года.
Французский режиссёр считает, что Пуччини изначально создал вестерн, в котором «нет однозначно добрых и милых, злодеев, подлецов, у каждого героя свои тёмные стороны»: «Минни, хозяйка салуна, в постоянном общении с золотоискателями может быть властной, резкой, жёсткой, но в любовных сценах она настоящая дама – кокетничает, смущается, рыдает. Тенор – вор, но, влюбившись, открывает нам неожиданные стороны души. Баритон, с которым тенор играет в карты на жизнь и смерть, – злодей, хотя изображает благородство, и т.д.».
Решение кинематографично подать «Девушку с Запада», вестерн, написанный итальянцем, вполне логично. Ведь Джакомо Пуччини, по сути, предвосхитил появление целого жанра в кинематографе, прозванного «спагетти-вестерн». Кстати, в постановке Бернара, помимо актёров-людей, задействованы четыре лошади.
Спектакль идёт на второй сцене Мариинского театра.
Начало в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания