Детство золотое. Царское. До войны, революции и расстрела…

OTMA18

В Эрмитаже открылась выставка, посвящённая детям Николая II — четырём дочерям (Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии) и единственному сыну (цесаревичу Алексею). Представлено около 300 мемориальных предметов.

Под неоштукатуренными кирпичными сводами — всё в белом

Экспозиция в Манеже Малого Эрмитажа называется «ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора». Аббревиатурой из первых букв своих имён великие княжны нередко подписывали письма и открытки, предназначенные самым близким людям.

Выставка охватывает период с 1895 года, когда появилась на свет первая дочь императорской четы Ольга, по 1914-й, то есть время безмятежного детства и юности царских детей, «не затронутое Первой мировой войной и последовавшей за ней революцией».

«Всем известный трагический конец этой счастливой семьи делает каждую бытовую вещь эмоционально насыщенной, а всю выставку — страшным предзнаменованием», — отметил на открытии экспозиции директор главного музея России Михаил Пиотровский.

«Работает» на эту идею и дизайн экспозиции, развёрнутой под неоштукатуренными кирпичными сводами Манежа Малого Эрмитажа. При этом в оформлении стендов и витрин использованы в основном белые детали, отсылающие к внутренней отделке комнат семьи последнего коронованного российского императора в царскосельском Александровском и крымском Ливадийском дворцах. То есть некая мрачная тень, намекающая на грядущую расправу в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома, на выставке присутствует и ощущается…

Великие княжны и цесаревич шефствовали над элитными воинскими частями Российской империи

Кроме раритетов из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке представлены предметы из Государственного музея-заповедника «Царское Село» (примерно половина экспонатов) и Государственного архива Российской Федерации. Все эти 270 памятников истории мемориальны, и многие из них демонстрируются широкой публике впервые.

Эрмитаж показывает уникальный комплекс личных вещей и костюмов — «от распашонок до парадных придворных платьев». Также демонстрируется военная форма цесаревича Алексея и мундирные платья великих княжон, которые с детства шефствовали над различными элитными частями Российской императорской армии. Для участия в торжествах этих полков и требовался такой специально пошитый гардероб.

При этом не следует забывать, что царские дети подрастали, то есть изготавливали эти мундиры и платья одного и того же образца, но разного размера, неоднократно. Многие из них показаны на этой выставке после скрупулёзной реставрации, «позволившей восстановить значимые по своей исторической ценности предметы».

Форма подпоручика 84-го пехотного Ширванского Его Величества полка,
пошита для цесаревича Алексея (1913)

Но этот «военный» аспект детства дочерей и сына Николая II, конечно, далеко не главное в бытовании и духовной атмосфере этой семьи. Поэтому значительная часть выставки посвящена рассказу о воспитании и образовании царских детей.

«Художественные и документальные памятники — личные вещи, игрушки, книги, любимые игры, формировавшие индивидуальные черты каждого ребёнка, показывают детали повседневной жизни детей. Однако их характеры сложно было бы раскрыть с помощью одного лишь “предметного мира”. Архивные документы и фотографии выступают в качестве сопровождающих иллюстраций, на которых можно увидеть многие из представленных вещей», — говорится в эрмитажной аннотации к выставке.

Батистовая распашонка великой княжны Анастасии Николаевны (1901)

Раннее детство великих княжон иллюстрируют различные распашонки, рубашки, кофточки, в том числе связанные лично императрицей Александрой Фёдоровной. В витринах можно увидеть батистовые платьица с прошивками, которые девочки носили в раннем детстве, белые пикейные пальто с широкими отложными воротничками, широкополые накрахмаленные шляпы, а также веера, зонтики, туфли и другую обувь. Интересно, что царица одевала дочерей более-менее одинаково не только в раннем детстве, но и в подростковом возрасте. Предметы гардероба уже повзрослевших великих княжон имеют специальные метки, по которым можно узнать, кому именно принадлежало то или иное платье.

Впрочем, некоторые варианты одежды великих княжон невозможно найти на страницах модных журналов рубежа XIX-XX веков. Например, представленные на выставке парадные придворные платья — от детских, сшитых в 1904 году к церемонии крещения цесаревича Алексея, до подростковых и девичьих, изготовленных в мастерской Ольги Бульбенковой.

Платья придворные великих княжон Ольги и Татьяны, сшитые к церемонии крещения цесаревича Алексея (1904)

Ольга Николаевна Бульбенкова, урожденная Суворова (1835-1918) — создательница модной мастерской в Петербурге в середине XIX века, известной под названием «Г-жа Ольга́». Родилась в Нижнем Новгороде в семье священника. С девяти лет жила в Петербурге в семье тётки — купчихи Бутаковой, владелицы галантерейного магазина на Невском проспекте. Обучалась у портнихи, державшей мастерскую, выполнявшую в том числе и придворные заказы.

После отъезда последней из Петербурга дело полностью перешло Ольге Николаевне. Особой популярностью пользовались исполнявшиеся здесь парадные придворные платья — так называемые шлейфы. Дело существовало до 1917 года, последний крупный заказ для императорского двора исполнялся в 1913-м, к 300-летию дома Романовых.

Платья работы этой мастерской носили императрицы Мария Александровна — жена Александра II, Мария Фёдоровна — жена Александра III и Александра Фёдоровна — жена Николая II. Здесь же изготавливались парадные костюмы в приданое великих княжон. Ткани для них (бархат, парча, атлас) поставлялись, в основном, российскими предприятиями.

Особая часть экспозиции посвящена цесаревичу Алексею — долгожданному сыну и наследнику престола, горячо любимому родителями и сёстрами. Больного гемофилией мальчика, конечно, максимально оберегали от возможных травм, но в то же время старались, чтобы он по возможности жил обычной для ребёнка жизнью — с играми и забавами, с уроками и чтением книг. На выставке представлены игрушки, письма, рисунки, ученические тетради и расписания учебных занятий цесаревича.

Куклы из комплекта театра «Гиньоль»

Например, Царскосельский дворцово-парковый музей заповедник показывает на этой выставке несколько предметов, мимо которых вряд ли пройдёт любопытный посетитель.

Крестильный гарнитур великого князя Алексея Николаевича включает в себя почти двухметровое платье из серебряной парчи и несколько шёлковых подушек. Именно в этот наряд был облачен маленький наследник престола во время таинства крещения.

Приобретённый в Париже кукольный театр «Гиньоль», скорее всего, был подарен внуку и внучкам вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Этот раритет до 1930-х годов находился на детской половине Александровского царскосельского дворца, куда вернулся лишь несколько лет назад.

Упряжь для ослика, подаренная цесаревичу итальянским королём

Обильно и ярко украшенная упряжь для ослика, которую изготовили народные мастера из Палермо — подарок цесаревичу Алексею от короля Виктора Эммануила III, который он вручил Николаю II во время визита российского императора в Италию в 1909 году…

Поскольку Николай II и его дети увлекались фотографией, нынешняя выставка богато иллюстрирована изобразительными материалами, демонстрирующими жизнь царской семьи в царскосельском Александровском дворце, крымской Ливадии, на императорской яхте «Штандарт».

Судя по всему, предполагается, что экспозиция, посвящённая детям Николая II, — лишь начало цикла подобных выставок в Государственном Эрмитаже.

«Мы — императорский Эрмитаж, у нас императорский дворец и память об императорах и их роли в культуре мы хранили и в советское, и в постсоветское время, будем хранить и дальше. Нам предстоит показать ещё несколько выставок, связанных с ролью личности императоров в мировой и российской культуре. Эта выставка посвящена детям последнего императора, это та часть нашей истории, о которой всем нам нужно помнить, это та семья, которая попала в жернова истории. На выставке нет трагедии, которая всем хорошо известна. Здесь — трогательная история России, быта, русской культуры, история моды. Здесь замечательные вещи, которыми играли дети, они в этом возрасте живут в нашей памяти», — заявил Михаил Пиотровский.

Николай II с семьёй (раскрашенная в наши дни фотография)

Выставка доступна для посетителей по входному билету в главный музейный комплекс. Предполагается, что она будет работать до 10 сентября нынешнего года.

Хотя в официальных сообщениях сообщается, что открытие экспозиции было приурочено к Международному дню музеев, отметим, что 18 мая (как раз по новому стилю) — день рождения Николая II (155 лет исполнилось), а 17 июля — 95 лет расстрела царской семьи в подвале екатеринбургского дома Ипатьева. Даты, конечно, не «круглые», но значимые…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы Государственного Эрмитажа и ГМЗ «Царское Село»

Вам будет интересно