Вечером 21 января можно погрузиться в ранее Средневековье, придя в Мариинский театр на оперу Джузеппе Верди о завоевании Рима ордами диких кочевников – «Аттила».
«Прошла в общем хорошо. Аплодисментов и вызовов было даже слишком много… Друзья мои склонны считать эту оперу лучшей из написанных мною. В публике – споры. Я же говорю, что “Аттила” не слабее моих предыдущих опер: время рассудит», – написал Джузеппе Верди после премьеры «Аттилы», которая прошла 17 марта 1846 года в венецианском театре «Ла Фениче».
В то время итальянцы всё считывали, как намёк их тогдашнее положение. Их родина была раздроблена. Значительные её части принадлежали другим государствам. В преддверии революции 1848 года опера с сюжетом о борьбе римлян с варварами, с призывами взяться за оружие, чтобы прогнать чужеземцев, вызвала в итальянском обществе патриотический подъём (как и «Набукко» до этого). Фраза Аэция в дуэте с Аттилой «Возьми себе Вселенную, оставь Италию мне» сопровождалась возгласами зала: «Нам Италию! Нам!»
«Аттила» – девятая опера Верди. Её герои – реальные исторические лица. Властолюбивый предводитель кочевников гуннов Аттила (убил брата, чтобы править единолично) был одержим идеей завоевания Европы. Он, пройдя всю Германию, двинулся на Галлию и 15 июня 451 года во главе 500-тысячного войска сразился на Каталаунских полях, что в Шампани, с объединенным христианским воинством под началом полководца Аэция. «Битва лютая, переменная, зверская, упорная […] Если верить старикам, то ручей на упомянутом поле, протекавший в низких берегах, сильно разлился от крови из ран убитых… от переполнения кровью превратился в целый поток», – написал через сто лет византийский историк Иордан. По его сведениям, с обеих сторон в тот день погибло около 180 тысяч человек. А хронист V века Идаций утверждает, что в сражении, прозванном «битвой народов», расстались с жизнью 300 тысяч человек.
На Каталаунских полях Аттила не победил, но и разгромлен не был. Обогнув Альпы, он вторгся в северные районы Италии, захватил Милан. Угроза варварского вторжения нависла над Римом. Однако Аттила, не будучи, видимо, уверенным, что возьмёт вечный город штурмом, вступил в переговоры с Папой Львом I, и тот купил мир за огромные деньги. Это событие запечатлено на фресках Рафаэля в Ватикане. В 453 году Аттила умер в брачную ночь с бургундкой Ильдико – то ли от сердечного удара, то ли от яда, то ли молодая жена отомстила ему за убийство отца и брата.
В 1808 году немецкий поэт, создатель жанра «трагедии рока» Фридрих Людвиг Цахариас Вернер сочинил трагедию «Аттила, царь гуннов». «Творчество Вернера пользовалось широкой популярностью у немецкой публики, его поддерживал сам Гёте, благодаря чему “Аттила” был сразу же поставлен в различных театрах Германии. Верди познакомился с пьесой в 1844 году, прочитав о ней в книге французской писательницы начала XIX века мадам де Сталь “О Германии”. Композитор, по его же собственным словам, нашёл в трагедии “вещи великолепные и очень впечатляющие”, замечательные хоры и “три превосходных характера”», – рассказывает музыковед Алла Кенигсберг.
Композитор увлёкся той эпохой. Он даже попросил знакомого скульптора прислать ему зарисовку костюма Аттилы на фреске Рафаэля с указанием цветов одеяния варвара и детальным описанием его головного убора.
Либретто «Аттилы» Верди попросил сочинить Франческо Марию Пиаве, написавшего до этого либретто оперы «Эрнани». 12 апреля 1844 года композитор послал Пиаве экземпляр трагедии Вернера, рекомендуя также внимательно прочесть «О Германии» мадам де Сталь. Но Пиаве, работая над другими либретто, тормозил создание «Аттилы». Тогда Верди решил возобновить сотрудничество с Темистокле Солерой, который написал либретто его первой оперы «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», а также опер «Набукко», «Ломбардцы в первом Крестовом походе» и «Жанна Д’ Арк». Однако на этот раз у Верди сотрудничество с Солерой не сложилось. Верди требовал переделок, с которыми либреттист не соглашался. В итоге Солера внезапно уехал в Испанию с певицей женой, и композитор с трудом получил обратно незавершенное либретто, чтобы вновь передать его Пиаве. «Логика поступков в произведении временами хромает (следствие работы двух либреттистов!), но это с лихвой искупается накалом романтических страстей и широким дыханием», – отмечает критик Анна Булычёва.
Наверное, правы те, кто утверждает, что Джузеппе Верди зашивал в свои произведения политические смыслы, актуальные для Италии его времени. «Ключевое слово либретто – patria, “родина”, и гибель варвара-завоевателя от руки героини имеет целью внушить соотечественникам Верди надежды на скорое освобождение отчизны», – считает Анна Булычёва. Одновременно, как заметил автор монографии «Оперы Верди 40-х годов» Артур Платонов, в «Аттиле» «впервые с такой силой зазвучала тема судьбы, предопределяющей гибель главного героя», которая красной нитью проходит в поздних произведениях Верди: «Риголетто», «Трубадур», «Сила Судьбы», «Дон Карлос».
По мнению Артура Платонова, опера «Аттила» «не стала выдающимся явлением в творчестве композитора». Наверное, с ним бы не согласилась Алла Кенигсберг, которая, признавая отсутствие в этой опере «психологической глубины и тонкости», предлагала обратить внимание на «обширные массовые сцены, развёрнутые финалы (квинтеты с хором), эффектные арии, энергичные, нередко маршевые ритмы, броские мелодии».
А вот мнение Анны Булычёвой:
«Верди написал оперу в масштабных, почти ораториальных формах. В большинстве номеров доминирует яркий, героический стиль, в очертаниях мелодий угадывается изгиб лука, в оркестре слышен звон оружия. Страсть и пафос сделали вокальные партии “Аттилы” столь сложными, что в этом отношении опера не уступает “Набукко”. На первом плане четыре главных героя (сопрано, тенор, баритон и бас), по вокальной доблести – скорее супергерои. Все они сходятся в финальном квартете, помимо этого каждый исполняет большую героическую арию, включающую в себя речитатив, каватину и кабалетту с участием других персонажей и хора. Некоторые из таких арий занимают по целой картине оперы – вот она, нечеловеческая музыка! Сопрано и тенор, сверх того, наделены трогательными романсами».
Интересно, что в России «Аттилу» впервые поставили в 1849 году, но не в Петербурге, а в Одессе. В Петербурге эта опера впервые прозвучала лишь 13 июля 2010 года в постановке мексиканца Артуро Гама.
Начало спектакля в 19-30.
Подготовил Дмитрий Жвания