Цинковый царь справляет юбилей в лесах

Pavel1

В Павловске отметили 150-летие памятника Павлу I. Это выполненная из цинка копия монумента, ранее открытого в Гатчине. Сейчас статуя императора и её постамент — в строительных лесах. Идёт реставрация. История мемориала увлекательна.

Памятник императору Павлу до конца 2022-го скрыт от глаз публики строительными лесами

На плацу перед Гатчинским замком — любимой резиденцией Павла I — был установлен в 1851 году. Статуя размещена у ограждающего площадь парапета («лицом к дворцу и плацу, как если бы император принимал парад») на четырёхгранном фигурном пьедестале из полированного финского гранита.

Модель скульптуры выполнил известный русский ваятель итальянского происхождения Джованни (Иван Петрович) Витали, который взял за основу объёмного изображения портрет императора, написанный в 1796-1797 годах живописцем Степаном Щукиным и одобренный самим Павлом I.

Иван Петрович Витали (1794-1855) родился в Санкт Петербурге в семье итальянского скульптора-формовщика. Учился у отца, а затем был вольноприходящим студентом петербургской Академии художеств (в течение почти 12 лет). Более 20 лет работал в Москве, где создал, в частности, колесницу Славы и рельеф для Триумфальных ворот, оформление фонтанов на Театральной и Лубянской площадях. В 1840-м удостоен звания академика. Возвращается в Петербург, где преподаёт в Академии художеств. Помимо других произведений, в столице империи им выполнены рельефы «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий Далматский» на южном и западном фронтонах Исаакиевского собора, а также алтарное распятие для костёла святой Екатерины на Невском проспекте. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, в советское время прах и надгробный памятник перенесены в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры).

В Гатчине бронзовый император как бы принимает парад на плацу своего замка

Степан Семёнович Щукин (1758/?/-1828) провёл детство в московском Воспитательном доме для сирот, подкидышей, солдатских и беспризорных детей. Мальчик рано проявил свой талант рисовальщика и в 1776 году был принят в петербургскую Академию художеств, где учился у знаменитого Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Впоследствии, уже будучи академиком (звание получено как раз за портрет императора Павла I), он возглавил портретный класс. Среди его учеников — Василий Андреевич Тропинин (1776-1857).  Принимал участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге. Среди его произведений, помимо портретов Павла I и Александра I, императрицы Марии Фёдоровны, великой княжны Екатерины Павловны и вельмож, изображения выдающихся петербургских архитекторов Ивана Старова, Юрия Фельтена и Адриана Захарова. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Изначально портрет Павла I был написан Степаном Щукиным по решению Совета Академии художеств для её конференц-зала. Затем художник выполнил ещё ряд его повторений по заказам различных ведомств. Считается, что первоначальный (эскизный?) вариант сейчас экспонируется в московской Третьяковской галерее, а Русский музей в Большом Тронном зале Михайловского замка (построен по приказу Павла I, здесь же император был убит заговорщиками в марте 1801 года) демонстрирует полотно, выполненное для Правительствующего Сената.

Создавая статую Павла I, скульптор Витали ориентировался на портрет императора кисти Щукина

На сайте Третьяковской галереи размещена столь красноречивая аннотация этого живописного произведения, что грех не процитировать её полностью:

«Портрет написан вопреки традициям, сложившимся в парадных императорских изображениях. Он полностью лишён атрибутов, говорящих о высоком положении героя: в картине нет короны, скипетра, горностаевой мантии, непременно присутствующих в других подобного рода произведениях. В отличие от своих династических предшественников, изображённых в пышных дворцовых интерьерах, Павел предстаёт на портрете так, словно окружён пустотой. Нарушив сложившуюся схему императорского портрета, Щукин сумел передать дух павловского времени — сложный и противоречивый период в истории России. Изолируя героя от мира вещей и предметов, художник тем самым ставит его в исключительное положение. Павел предстаёт как явление на пустой сцене, как будто именно с него начинается история. Столь лаконичное решение возводит героя на недосягаемую высоту, ибо он должен быть узнан без многочисленных объясняющих деталей».

Из этого описания понятно, почему Витали выбрал (или ему подсказали?) именно такой образец для создания статуи Павла I, открытой в Гатчине с участием сына императора — Николая I, внука — будущего Александра II и шестилетнего правнука, которому волею судеб предстояло стать Александром III.

Цинковые ботфорты со шпорами явно нуждаются в реставрации

В отличие от Гатчины, где бронзовый Павел как бы принимает парад на плацу возле своего сурового по архитектуре замка, в Павловске такая же статуя расположена перед дворцом, к которому император обращён спиной, и ориентирован в сторону Тройной липовой аллеи, то есть «навстречу прибывающим гостям». Это, конечно, очень в духе романтичного пейзажного Павловска, где строевые упражнения и любая военная «шагистика» (хотя всё это при первом хозяине тут было) смотрятся совершенно инородно.

Памятник перед дворцом в Павловске был поставлен по инициативе и на средства другого правнука убитого заговорщиками императора — великого князя Николая Константиновича. Уникальной биографии этого представителя династии Романовых стоит посвятить отдельный и подробный рассказ, а пока — краткая справка.

Великий князь Николай Константинович (1850-1918), старший сын генерал-адмирала Российского флота, младшего брата Александра II и его сподвижника в реформаторской деятельности великого князя Константина Николаевича (второй сын Николая I). Окончил Академию Генерального штаба, став первым в роду Романовых выпускником высшего учебного заведения. Всю жизнь коллекционировал произведения западноевропейской живописи, его собрание стало основой нынешнего Музея искусств Узбекистана. Участник Хивинского похода и ряда научных экспедиций на территории Средней Азии (например, изучение судоходства по Амударье и возможности искусственного поворота её течения по Узбою в Каспий), почётный член Русского географического общества. В 1874 году был обвинён в краже бриллиантов с оклада иконы, которой император Николай I благословил на брак его родителей. Вырученные от этого «предприятия» средства якобы предназначались на подарки любовнице — американской танцовщице, выступавшей в Петербурге под псевдонимом Фанни Лир. Есть несколько версий этой истории, и виновность Николая Константиновича не является однозначно доказанной, но в результате он был лишён права старшинства в наследовании собственности отца и удалён со службы и из Санкт-Петербурга. С 1881 года жил в Ташкенте, успешно занимался предпринимательской деятельностью, способствовал экономическому развитию российских территорий в Средней Азии.  Скончался уже при советской власти в январе 1918 года от воспаления лёгких, был похоронен у ограды Иосифо-Георгиевского собора (храм и могила великого князя до наших дней не сохранились).

Великий князь Николай Константинович до опалы и ссылки

Но все эти перипетии в жизни Николая Константиновича ещё впереди, когда в 1872 году — ещё очевидный будущий хозяин Павловска, принадлежащего его отцу, — он получает одобрение своей идеи поставить здесь памятник прадеду, к памяти которого относился с большим уважением.

Образцом была выбрана статуя, установленная за 20 лет до этого в Гатчине. По заказу и на средства великого князя статую Павла I из цинка выполнила по специально изготовленным слепкам мастерская по производству бронзовых, золотых и серебряных изделий Александра Николаевича Соколова. Предприятие работало с 1856 по 1890 год в Петербурге на Лиговском проспекте, 73 в доме Синебрюхова, в свои лучшие времена его годовой оборот составлял 75 тысяч рублей.

По представленной Соколовым смете, стоимость изготовления статуи, её пьедестала плюс фундамента и установки монумента составила 5000 рублей. На всё про всё отводилось четыре месяца.

Фотография, сделанная на открытии монумента в 1872 году

Торжественное открытие памятника с участием императора Александра II состоялось 12 июля (по новому стилю) 1872 года, то есть в день святых апостолов Петра и Павла. Событие запечатлел на двух акварельных рисунках академик живописи Адольф Шарлемань, за что великий князь Николай Константинович заплатил ему 600 рублей, и даже на фотографиях.

Монумент Павлу I сейчас реставрируется, работы предполагается завершить к концу текущего года. Памятник, выполненный из цинка — не самого стойкого к петербургскому климату металла, постоянно нуждается в уходе и поддержании в нормальном состоянии. Должное внимание музейщиков и позволило ему сохраниться в течение 150 лет.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Павловск»

Вам будет интересно