Перейти к содержимому
Главная страница «Цифра» для мигрантов и работодателей

«Цифра» для мигрантов и работодателей

На международной конференции «Миграционные процессы: особенности миграционной политики на современном этапе», которая в рамках петербургского Форума труда прошла в Таврическом дворце, вновь обсуждали больной вопрос – организованный набор трудовых мигрантов.

Выступление председателя Комитета по поддержке занятости и производительности труда Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Валерия Шинкаренко на международной конференции «Миграционные процессы: особенности миграционной политики на современном этапе»:

Почему больной? Правительство России, понимая, что неконтролируемая трудовая миграция создаёт хаос на российском рынке труда, заключило соглашения об организованном наборе трудовых мигрантов вначале с Узбекистаном, а потом с Таджикистаном, чтобы в Россию приезжали работать только те, кто действительно нужен её экономике, а не все желающие. Всё хорошо было на бумаге, но реализация этого соглашения натолкнулась на овраги.

Один из «оврагов» – нелегальные посредники, которые поставляют в Россию мигрантов. Служа своеобразным мостом между мигрантов и работодателем, они извлекают огромные барыши. Им отчисляют «процент от сделки» как мигранты, так и работодатели.  Естественно, этим нелегальным посредникам никакой оргнабор не нужен, и они приложили немалые силы к тому, чтобы соглашение об организованном наборе не заработало.

Председатель Комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, выступая в Таврическом дворце, обратил внимание собравшихся на неповоротливость патентной системы

Доходило до того, что они внедряли провокаторов в бригады мигрантов, которые приезжали по системе организованного набора, и те подбивали их или убегать от работодателя-заказчика, или конфликтовать с ним якобы из-за того, что он их обманул, что условия труда и оплаты не те, что он им обещал до их отъезда в России. Справедливости ради надо отметить, что некоторые работодатели действительно обещали мигрантам одно, а когда те приехали в Россию, предоставили им совсем другие условия работы и размеры зарплаты. В общем, попытка запустить оргнабор «с лёта» лишь усугубила хаос в миграционной сфере, и, как следствие, на рынке труда в целом.

Однако сама идея организованного набора – единственно верная. Соглашение об оргнаборе с Узбекистаном правительство РФ подписало пять лет назад. Достаточный срок для того, чтобы понять, почему оно не заработало и что нужно сделать для его эффективной реализации.

Председатель Комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, выступая в Таврическом дворце, обратил внимание собравшихся на неповоротливость патентной системы. Известно, что ведущие работодатели, в том числе застройщики, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, работают, как минимум, в двух регионах – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако перебрасывать мигранта с объекта, который находится в Петербурге, на объект в Ленобласти, и наоборот, работодатель не может, во всяком случае – легально: для каждого субъекта нужен отдельный трудовой патент.

Идею введения профессиональных стандартов как для специалистов, которые занимаются миграцией, так и для самих мигрантов предлагает председатель Совета Ассоциации «Трудовая миграция» Николай Курдюмов

Председатель Совета Ассоциации «Трудовая миграция» Николай Курдюмов давно выступает с идеей введения профессиональных стандартов как для специалистов, которые занимаются миграцией, так и для самих мигрантов, чтобы в Россию должны приезжали профессионалы, а не чернорабочие. На конференции Николай Викторович вновь подробно обосновал свою концепцию.

Заслуживает внимания доклад председателя Комитета по поддержке занятости и производительности труда Торгово-промышленной палаты Ленобласти Валерия Шинкаренко. Докладчик связал вопрос об организованном наборе с новой геополитической ситуацией. «Жизнь политическая и геополитическая меняется, – заявил он. – Система оргнабора была не конкурентноспособной в парадигме либерального развития экономики, свободного движения труда и капитала. Однако мы сейчас неминуемо двигается к мобилизационной экономике в условиях санкций, введённых Западом. Поэтому оргнабор стал ещё более востребован в этих достаточно тяжёлых условиях, в которых нам придётся жить в ближайшее время».

По мнению Шинкаренко, за время, которое прошло после подписания первого соглашения об оргнаборе, удалось теоретически доказать его необходимость, а также «ответить на вопросы, зачем оргнабор нужен государству и зачем оргнабор нужен обществу». «Однако без ответа остаются вопросы, зачем оргнабор нужен работодателю и зачем оргнабор нужен непосредственно трудовому мигранту», – считает глава Комитета по поддержке занятости и производительности труда Ленинградской областной ТПП.

Председатель Комитета по поддержке занятости и производительности труда Торгово-промышленной палаты Ленобласти Валерий Шинкаренко связал вопрос об организованном наборе с новой геополитической ситуацией

Одним из механизмов привлечения как работодателя, так и мигранта к системе организованного набора, по мнению Шинкаренко, может стать разработанная IT-группой Ленинградской областной ТПП цифровая платформа и приложение “Isalamport”. Оно, объяснил эксперт, «устанавливается либо в стране исхода в Центре предвыездной подготовки, либо при пересечении границы у работодателя на смартфон трудового мигранта, благодаря чему иностранец значительно упрощает и удешевляет свое пребывание на территории РФ». В свою очередь работодатель «получает дополнительную опцию контроля за миграционными потоками». Кроме того, это приложение интересно работодателю тем, что его с помощью можно «значительно упростить миграционный учёт на своём предприятии». Кроме того, в “Isalamport” «предоставлена автоматическая оплата авансового платежа НДФЛ и множество других интересных опций».

«Во многом нашей приложение дублирует приложения других разработчиков. Цели у нас одни. Но наше приложение связано с цифровой платформой работодателя, что позволяет работодателю получать дополнительные опции контроля над трудовыми потоками», – пояснил Шинкаренко. Одновременно он подчеркнул: «Ни в коем случае наше решение нельзя оценивать как конкурентное тому, что разрабатывается Минцифрой. Наоборот, мы хотим поставить вопрос об интеграции всех цифровых систем, включая ту, что разрабатывает государство. Все цифровые платформы решают одну проблему, как сохранить и как закрепить квалифицированного за конкретным работодателем в долгосрочной перспективе».

Дмитрий Ульяницкий

Поделиться ссылкой: