Царскую «хижину» отсканировали для всеобщего обозрения

ErmitagZS14

В Царском Селе завершено лазерное сканирование интерьеров павильона «Эрмитаж». Создаётся трёхмерная модель этого «уединённого уголка» российских императоров, которая вроде бы будет доступна всем желающим.

Этот аппарат сканирует миллион точек в секунду

Сообщается, что с помощью портативного лазерного сканера съёмка осуществлена силами некоей московской Автономной некоммерческой организации «Национальный центр поддержки исторического и культурного наследия» с уставным капиталом ноль рублей и непонятными источниками финансирования деятельности. Её директор Сергей Закройщиков утверждает:

«Максимальная скорость сканирования этого аппарата — около миллиона точек в секунду. Сканер позволяет быстро, просто и точно измерять сложные объекты и здания. Сегодня такого полного представления об объекте не может дать ни один другой метод. При этом мы работаем не просто с изображением, а именно с точечной моделью, сохраняющей полное геометрическое соответствие форм и размеров реального объекта».

Таким образом, как сообщает официальный пресс-релиз, создана трёхмерная модель павильона «Эрмитаж» и «пакет панорамных фотографий с высокой степенью детализации». Результат сканирования представляет собой облако точек, которые «можно быстро передвигать, масштабировать и вращать, при этом обеспечивается возможность измерений реальных расстояний, определение геометрических размеров, объёмов и вычисления углов, в том числе между объектами или точками, даже теми, которые находятся не в прямой видимости».

Технология даёт возможность «автоматического или полуавтоматического получения информации и документов в привычном виде — чертежи, сечения, планы, схемы», — сообщает ГМЗ «Царское Село».

Это можно будет увидеть и «пощупать» виртуально?

«Лазерное сканирование широко используется для реконструкции, восстановления, реставрации памятников архитектуры, потому что даёт высокоточные результаты, которые значительно облегчают работу с любым объектом. При этом метод лазерного сканирования чрезвычайно точный и деликатный, что особенно важно, поскольку мы имеем дело с историческими интерьерами», — говорит главный архитектор музея-заповедника Мария Рядова.

Аккуратно сообщается, что по результатам сканирования (проведённого неизвестно на какие средства) рассматривается возможность создания виртуального путешествия по павильону «Эрмитаж».

Зимой павильон не принимает экскурсантов

Напомним, что это не первое обращение Царскосельского музея-заповедника к созданию виртуальных копий дворцовых интерьеров. Весной 2022-го была представлена VR-версия Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

Разработчиком выступила московская компания Stereoforma, которая занималась этим делом в течение года. Отмечалось, что «уникальность проекта заключается в сложности сохранения рисунка янтаря с учётом отражающих свойств камня». Оплатило работу ПАО «Газпром», то есть с источником финансирования всё понятно.

Есть и технические нюансы. VR-копию Янтарной комнаты можно рассмотреть в мельчайших подробностях, максимально приблизив/увеличив изображение любого фрагмента отделки и представленных в зале предметов мебели и декоративно-прикладного искусства только с помощью специального оборудования (шлем и манипуляторы).

Этот вариант позволяет «потрогать руками» и рассмотреть чуть ли не «под микроскопом» детали интерьера, плюс получить информацию по истории Янтарной комнаты, подходах к исполнению и материалах, из которых изготовлены различные её фрагменты. С виртуальным «Эрмитажем» технологически всё проще.

Кстати

Летом и осенью этого года при поддержке Министерства культуры РФ в составе передвижного проекта «Пётр I. Начало янтарного пути» шлемы виртуальной реальности, оснащённые контентом виртуальной Янтарной комнаты, побывали во многих городах России. Заявлено, что в перспективе планируется сделать VR-версию уникального интерьера Екатерининского дворца в Царском Селе доступной по всему миру, подключать к ней пользователей, находящихся в разных точках планеты, ввести её в единое виртуальное пространство и проводить онлайн-экскурсии.

Царское уединение здесь теперь невозможно

Для справки:

«Эрмитаж» в Царском Селе первоначально был спроектирован Михаилом Григорьевичем Земцовым (1688-1743) — выдающимся мастером петровского барокко. Но в 1749-м фасады готового здания были переделаны по чертежам Франческо Бартоломео Растрелли (1697-1771). Павильон не перестраивался с тех времён, поэтому более-менее сохранил внешний вид, планировку и частично внутреннюю отделку интерьеров.

Такие парковые строения, название которых с французского переводится как «уединённый уголок» или «хижина отшельника», были очень распространены в регулярных садах XVIII века. В них устраивались рауты в узком кругу и без прислуги (кухни располагались на первом этаже, а обеденный зал — на втором, столы были оборудованы специальными подъёмными механизмами, предназначенными для перемены блюд «по заказу»). Аналогичный павильон (только существенно меньшего размера) имеется в Нижнем парке Петергофа, он сооружён ещё при Петре I.

Так выглядел «Эрмитаж» в середине XVIII века

Павильон в Царском Селе представляет собой сооружение, состоящее из центрального объёма с пристройками, центральный прямоугольный зал связан расходящимися от него галереями с четырьмя квадратными в плане «кабинетами». Здание окружено каналом, который восстановлен в начале 2000-х, и не заполнен водой (как и когда-то, поскольку с этим всегда были проблемы).

Первоначально купол павильона венчала скульптурная группа «Похищение Прозерпины», ещё восемь статуй были установлены на балюстраде, четыре — на кровле «кабинетных» пристроек и 16 между группами колонн на фасадах. Увы, но ни одна из них не сохранилась.

После комплексной реставрации павильон стал доступен для посетителей в летнее время года с 2010-го (впервые после 1941-го). В современной экспозиции использованы и подлинные предметы сервировки стола, и копии (например, Императорский Фарфоровый завод изготовил чашку с блюдцем, сахарницу и чайник по образцу предметов «Собственного чайного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны, а стулья изготовлены по образцам середины XVIII века спонсорами музея).

Игорь Теплов

Использованы материалы официального сайта ГМЗ «Царское Село»

Вам будет интересно