Царскому архитектору поставили памятник. Надгробный

Chaken9

В Троице-Сергиевой пу́стыни близ Стрельны открыт памятник на месте погребения замечательного петербургского архитектора Андрея Штакеншнейдера и членов его семьи. Создание монумента затянулось на долгие годы.

На месте погребения архитектора воздвигли вот такой памятник

В церемонии не приняли участие представители администрации Санкт-Петербурга (здание Смольного института построено по проекту Джакомо Кваренги, а не Штакеншнейдера), присутствовал окружной депутат городского Законодательного собрания (ЗакС «квартирует» в Мариинском дворце, который построен как раз по чертежам Штакеншнейдера для дочери Николая I Марии), глава петербургского парламента Александр Бельский лишь прокомментировал событие, а в качестве «звезды» на бывшем монастырском кладбище фигурировал почётный гражданин Петергофа и по совместительству председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф.

«Памятник Штакеншнейдеру — символ нашей гордости и уважения к наследию великого зодчего. Автора множества архитектурных комплексов: Мариинского, Николаевского, Ново-Михайловского дворцов, а также дворца Белосельских-Белозерских и других. Работа над созданием мемориала была непростой и заняла не один год, но общими усилиями удалось достичь результата», — цитирует комментарий спикера петербургского ЗакСа Александра Бельского пресс-служба городского парламента.

Памятник, выполненный из габбро-диабаза, представляет собой фигурный обелиск чёрного цвета, выполненный в стилистике второй половины XIX века (эклектика, неорусский или псевдовизантийский стиль). Он установлен на невысоком постаменте и увенчан золочёным четырёхконечным крестом. На лицевой стороне — рельефный металлический портрет Штакеншнейдера. Перед монументом — мемориальная плита и подиум, выполненные из того же камня. Вокруг места погребения архитектора и членов его семьи установлено металлическое ограждение, тоже выполненное в духе историзма.

Нынешний общий вид семейного места Штакеншнейдеров

В качестве автора проекта памятника обозначен руководитель реставрационно-художественных мастерских Троице-Сергиевой пустыни Сергей Султановский. На его странице во «ВКонтакте» сообщается:

«В 2021 году совместно с архитектором Давидом Манукяном нами был разработан проект, который был представлен в КГИОП, а также в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, где получил одобрение и огласку в СМИ. В работе приняли участие скульпторы Александр Брадарь и Сергей Дмитриев, выполнение работ осуществлялось за счёт внебюджетных средств, исключительно на частные пожертвования».

Кроме того, Султановский отмечает:

«Благодаря финансовой поддержке руководителя Сбербанка Германа Грефа и Фонда поддержки и развития культуры и спорта «Кузница Героев» стало возможным воплощение авторского замысла по увековечиванию памяти великого зодчего России Андрея Ивановича Штакеншнейдера».

Упомянуты в качестве «помощников» предприниматели Олег Еськин и Роман Икизли, а также монахи и трудники Сергиевой пустыни. Вскользь говорится, что «в 2015 году были первые попытки создания более достойного памятника и разработан ряд проектов, однако они не отражали стилистику некрополя XIX века».

Так отметили место погребения архитектора в 1996-м

Тут не обойтись без истории вопроса, которая тянется аж с 1985 года. Тогда археологи, работавшие на территории Троице-Сергиевой пустыни, обнаружили кирпичные склепы. Судя по немногочисленным сохранившимся планам уничтоженного в советское время кладбища, здесь прежде находилось семейное место Штакеншнейдеров.

В результате раскопа было выявлено два ряда погребений. Извлечённые оттуда костные останки по инициативе тогдашнего директора Петергофского дворцово-паркового музея-заповедника Вадима Валентиновича Знаменова (1936-2020) были отправлены на антропологическую и судебно-медицинскую экспертизу. Составив подробную таблицу известных биометрических данных архитектора и его близких, специалисты подтвердили, что обнаружена могила Штакеншнейдера и членов его семьи.

Через четверть века после установки памятной плиты могила Штакеншнейдера выглядела так

Кстати

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пу́стынь — мужской монастырь близ Стрельны, основанный в 1735 году на землях, которые императрица Анна Иоанновна передала своему духовнику — настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому).

Многочисленные храмы и кладбище монастыря уже к концу XVIII века стали престижным местом погребения представителей российской аристократии. Некрополь насчитывал свыше 3000 захоронений.

В советское время обитель значительно пострадала — было уничтожено большинство храмов, кладбище снесено, его территория заасфальтирована и превращена в плац, располагавшейся здесь школы милиции.

Фотофиксация некрополя до революции не была проведена, не сохранился и полный его план, поэтому информацию, где и какие располагались захоронения, приходится собирать буквально по крупицам на основе тщательных архивных изысканий.

Восстановление исторического кладбища началось после возвращения обители Санкт‑Петербургской епархии Русской Православной церкви в 1993 году.

После археологических, архивных и судебно-медицинских исследований минуло ещё 10 лет, когда в 1996-м на месте семейного захоронения Штакеншнейдеров «согласно распоряжению губернатора Санкт‑Петербурга» за счёт внебюджетных средств была установлена мемориальная плита (использована при создании нынешнего монумента). Естественно, что за почти 30 лет, несмотря на усилия общественности и труд волонтёров, памятник, изначально установленный как временный, потерял достойный вид.

В 2014 году комитетом петербургской администрации по градостроительству и архитектуре был проведён конкурс на проект надгробного памятника Штакеншнейдеру. Победителем был признан председатель «Фонда поддержки и реализации культурных проектов в сфере развития живописи, зодчества и ваяния “Традиции и Новаторство”» скульптор Нельсон Афиан. В октябре того же года проект был согласован городским комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Проект включал ремонт участка, высадку живой изгороди из кустарника, который предполагалось регулярно подстригать, реставрацию имеющейся мемориальной плиты, изготовление и установку бронзового бюста Штакеншнейдера (увеличенная копия с гипсовой модели, хранящейся в Русском музее, или со скульптуры, установленной на Ольгином острове в Петергофе).

Весной 2018 года вопрос обсуждался на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга. При этом могила архитектора «является памятником федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения “Троице-Сергиева пустынь (монастырь)”».

В официальной информации об этом заседании отмечается, что скульптором Афианом позднее было предложено вместо живой изгороди установить вокруг памятника металлическое ограждение «художественного металла» и бюст Штакеншнейдера оригинальной работы самого победителя конкурса.

в 2014-м предполагалось, что могила Штакеншнейдера будет выглядеть так

«Данные проектные предложения стилистически не соответствуют историческому облику объекта культурного наследия», — говорится в пресс-релизе Смольного. Хотя только что открытый памятник окружён этой самой оградой «художественного металла», а на лицевой стороне несколько вычурного монумента размещён бронзовый рельефный портрет архитектора. Видимо, «собака порылась» не в эстетике, а в финансах.

«Согласно положениям Закона № 73-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ в настоящее время отсутствуют правовые основания для финансирования установки нового памятника на месте захоронения архитектора А.И. Штакеншнейдера за счёт средств бюджета Санкт‑Петербурга. Выполнение государственной историко-культурной экспертизы и производство работ по установке нового памятника на могиле архитектора А.И. Штакеншнейдера должно выполняться за счёт средств, выделенных заказчиком работ. В настоящее время заказчик работ не определён», — гласит всё то же информационное сообщение 2018 года о заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга.

Но в конце концов деньги нашлись (большой привет Герману Оскаровичу Грефу), вполне достойное памяти замечательного архитектора надгробие создано. И всё хорошо. Правда, понадобилось на это торжество исторической справедливости почти 30 лет…

Подробно рассказывать биографию Штакеншнейдера на фоне множества книг и статей, ему посвящённых, мы не будем. Ограничимся краткой исторической справкой.

Творческий и жизненный путь архитектора
не был так уж прост и успешен

Андрей Иванович (Генрих Иоганн) Штакеншнейдер (1802-1865), внук вызванного императором Павлом I в Россию «для заведения кожевенных заводов» мастера из немецкого герцогства Брауншвейг и сын владельца мельницы и мызы Ивановка (ныне посёлок Пудостьского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области), где будущий зодчий и родился.

В 1815 году поступил в качестве воспитанника в Императорскую Академию художеств, в 1821-м по окончании учёбы принят чертёжником в петербургский Комитет строений и гидравлических работ, в 1825-м — архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Под руководством архитектора этого великого храма Огюста Монферрана выполнял по его заданию чертежи, участвовал в разработке траурного убранства Петропавловского собора к погребению Александра I и в переделке комнат императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце.

С 1831-го занимался собственной архитектурной практикой. Первой его самостоятельной работой стала перестройка в стиле неоготики главного дома усадьбы Фалль шефа жандармов Александра Христофоровича Бенкендорфа (находится на территории нынешней Эстонии). Постройка понравилась посетившему имение императору Николаю I.

В 1833-м Штакеншнейдер определён ко двору великого князя Михаила Павловича, в 1834-м получил звание академика архитектуры (в дальнейшем — почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1843), её профессор (1844), преподавал в ИАХ с 1854-го). Для «совершенствования архитектурных знаний» путешествовал за казённый счёт (Италия, Франция, Англия, 1837-1838). Архитектор императорского двора (1856), действительный статский советник (1858), кавалер ордена Святой Анны 3-й степени (1840), ордена Святого Станислава 2-й степени (1846), ордена Святой Анны 2-й степени (1850), ордена Святого Владимира 3-й степени (1860).

Портрет Штакеншнейдера на новодельном надгробном памятнике

Среди основных работ: Мариинский дворец (1839-1844), дворец князей Белосельских-Белозерских (Сергиевский, 1847-1848), павильонный зал Малого Эрмитажа (оформление, 1850-1858), Николаевский (1853-1861) и Ново-Михайловский (1857-1861) дворцы в Санкт-Петербурге, дворец в Сергиевке (1840-1842) и Фермерский дворец непосредственно в Петергофе (1840-1850-е) и др.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (очевидно, православного вероисповедания) был похоронен в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни близ построенной им церкви Святителя Григория Богослова.

Напомним, что в июле этого года на территории снесённого в советское время кладбища Троице-Сергиевой пустыни был открыт памятник на месте погребения министра иностранных дел Российской империи Николая Гирса и его родственников.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно