Царские «альбомы» для Царского Села

Karisal14

В Царское Село вернулись ещё четыре раритета, считавшиеся утраченными. Две картины, собрание фотографий и тарелку из Рафаэлевского сервиза объединяет, так сказать, их «альбомный» характер.

Одна из страниц альбома, подаренного цесаревичу Алексею. В центре — фото великого князя Михаила Александровича, дяди наследника престола

Собственно альбом среди очередных подарков музею-заповеднику один. Это собрание фотографий, которые наклеены на страницы, собранные в одном переплёте, The Russian Campaign. March to August 1915 («Русская кампания. Март-август 1915 года»).

Фотоальбом содержит 168 снимков, сделанных на русских фронтах Первой мировой войны в этот период британским репортёром Джорджем Мьюзом для ряда газет и журналов (на верхней крышке переплёта имеется тиснёная надпись, представляющая автора как специального корреспондента Daily Mirror).

Старая музейная метка на альбоме

Изготовленный в Лондоне фирмой Jonson & Sons альбом, в котором фотографии разного размера наклеены на большие листы серого картона с подписями на английском языке (21 лист размером 40,1×28 сантиметров), был подарен сыну Николая II цесаревичу Алексею и находился когда-то в его классной комнате в Александровском дворце Царского Села.

На форзаце альбома имеется надпись на английском языке, которая в переводе на русский звучит так: «Цель корреспондента была в том, чтобы показать британской аудитории героизм союзников из Российской империи во время Великой войны».

«Подлинность этого уникального альбома, также как и принадлежность его наследнику цесаревичу Алексею, подтверждает музейная этикетка, расположенная на форзаце альбома с надписью чернилами: „Александр./ дворец / пол. насл.-ка / классная / № 683“, которая свидетельствует о том, что он находился в Александровском дворце, в Классной комнате наследника с №683. Этикетка на альбоме идентична музейным этикеткам на других вещах из дворца последнего российского императора, в частности на молитвеннике Алексея Николаевича, который был приобретён ГМЗ „Царское Село“ на аукционе в США», — говорится в аннотации специалистов музея, которая сопровождала этот раритет на торгах аукционного дома «Литфонд» 23 февраля этого года. При стартовой цене 1,2 миллиона рублей (€12 010, $13 240) лот был продан за 1,5 миллиона рублей (€15 020, $16 550).

Классная комната цесаревича Алексея
в Александровском дворце Царского Села

Эксперты ГМЗ «Царское Село» предполагают, что этот альбом в числе многих других предметов был изъят из Александровского дворца в период массовых распродаж личных вещей императорской семьи, которые производились в 1920-1930 годы.

Кроме того, в Царское Село вернулись две картины кисти немецкого художника Карла Фридриха Шульца из коллекции Александра II, считавшиеся утраченными во время Великой Отечественной войны. Эти полотна — «Сапёры Лейб-Гвардии сапёрного батальона, роющие земляные укрепления» и «Разъезд Кавалергардского Её Величества полка, остановившийся близ лагеря» — тоже можно назвать «альбомными».

Вернувшиеся в Царское Село картины Шульца

На сохранившихся изображениях личных комнат Николая I и Александра II (например, в Зимнем дворце) видно, что их стены почти сплошь завешены картинами/гравюрами, посвящёнными военной форме и служебным будням различных полков российской императорской армии. Так что разница лишь в том, что эти иллюстрации не собраны в альбом, а обрамлены и размещены «выставкой» в интерьерах рабочих комнат самодержцев. Правда, писанные маслом на холсте картины Шульца иначе и не представишь.

Карл Фридрих Шульц (1796-1866) — немецкий живописец, выпускник Берлинской академии художеств, дополнивший своё образование в зарубежных поездках (в Голландию, Францию и Англию). В 1822-м стал на некоторое время преподавателем в своей «альма матер», в 1840-м стал её профессором. В 1847 году прибыл в Санкт-Петербург по приглашению Николая I, где и занимался писанием картин, изображающих сцены армейской жизни. Продолжил эту работу и удалившись на покой в немецкий городок Нойруппин в Бранденбурге. Наиболее удачными его работами специалисты считают картины «Браконьер», «Буря у Кале», «Немецкое море у Куксгафена» (все 1831, Берлинская национальная галерея).

Портрет императора Александра II на параде в Берлине
в 1856 году кисти Шульца (Государственный Исторический музей)

Вернувшиеся в Царское Село полотна Шульца созданы им во время его работы в России, то есть в 1847 году. До Великой Отечественной войны они находились в Екатерининском дворце, после — вошли в «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». На обороте холстов красной краской по трафарету обозначены номера 588 и 590, а это значит, что картины входили в коллекцию Александра II.

«Эксперты провели необходимый научно-исследовательский комплекс работ, который включал искусствоведческие и технологически (рентгенфлуоресцентный анализ, изучение в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, под микроскопом; сравнение с эталонной базой данных). Исследования подтвердили авторство Карла Фридриха Шульца: техника живописи, состав грунта и пигменты аналогичны эталонным произведениям этого художника. Использованные художественные материалы и признаки старения позволяют датировать картины серединой XIX века», — говорится в информационном сообщении ГМЗ «Царское Село».

В коллекции военной живописи Николая I насчитывалось более 40 картин Шульца. В декабре 2012-го музей-заповедник «Царское Село» получил в дар от московских коллекционеров Сергея и Татьяны Подстаницких картину «Чины Крымско-татарского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка» (1850, холст, масло. 76х95 сантиметров). Полотно было приобретено на аукционе в Германии. Тогда сообщалось, что эта картина — 18-е полотно Шульца в собрании музея. То есть с прибавкой ныне ещё двух получается 20 — пока лишь половина первоначального собрания…

Коллекция Царского Села пополнилась ещё одной тарелкой
из Рафаэлевского сервиза

Четвёртое из нынешних пополнение царскосельской коллекции — тарелка из Рафаэлевского сервиза, о котором «Родина Неве» уже подробно рассказывала. Поэтому напомним лишь несколько фактов.

Рафаэлевский сервиз специалисты считают самым значительным парадным комплектом посуды конца XIX — начала ХХ века, выполненным в России. Предметы из него очень ценятся коллекционерами, редко фигурируют на антикварных аукционах, а если уж выставляются на продажу, то стОят очень дорого. В Царском Селе пока удалось собрать вместе с вновь поступившей тарелкой 11 изделий (всего сервиз на 50 персон насчитывал, судя по всему, более 500 предметов).

Сервиз был заказан Александром III на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села. Работа началась в 1883-м, а завершилась в начале ХХ века уже в царствование Николая II. Новые предметы сервиза по мере изготовления представлялись императорам среди подарков к Рождеству (поступившая ныне тарелка — 1903 года).

Кстати

Этот комплект посуды задуман во времена увлечения историзмом, его предметы украшены орнаментами (лиственные гирлянды, арабески) и аллегорическими изображениями по мотивам росписей лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце (воспроизведены русскими художниками в петербургском Эрмитаже по заказу Екатерины II). Так что сервиз тоже сродни некоему художественному альбому.

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Эскизы разрабатывались под руководством заведующего живописной мастерской Императорского фарфорового завода Леонарда Шауфельбергера. Так сложилось, что заказанный для Царского Села сервиз сюда «не доехал». В 1903 году его отправили на хранение в кладовые Дворцового управления, а затем передали в Аничков дворец, где жила мать Николая II вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Отсюда сервиз, как и многие другие предметы обстановки, после 1917 года отправился на распродажу.

«Каждый предмет уникален. Варьируются лишь цветные фоны, орнаментальные композиции и сюжетные мотивы. Индивидуальность отдельной вещи отмечена особой маркой, разработанной специально для Рафаэлевского сервиза. Это золоченый вензель императора, украшенный прорисованным геометрическим узором», — говорится в информационном сообщении ГМЗ «Царское Село».

Современные производители фарфора охотно копируют Рафаэлевский сервиз

Нынешнее пополнение коллекции Царскосельского дворцово-паркового заповедника — очередной дар благотворителя Михаила Карисалова. Благодаря его усилиям и средствам в фонды музея за последние годы поступило 226 раритетов.

Михаил Карисалов (родился в Ленинграде в 1973 году) — генеральный директор и председатель правления ООО «Сибур» (управляющая компания ПАО «Сибур Холдинг»). Группа производит олефины и полиолефины (полипропилен, полиэтилен), а также пластики, эластомеры и промежуточные продукты (синтетические каучуки, пенополистирол), используемые в производстве потребительских товаров, автомобилей, строительстве, энергетике, а также в химической промышленности и других отраслях в 100 странах мира. В 2021 году чистая прибыль холдинга составила 243,5 миллиарда рублей.

Напомним, что в октябре 2022-го Царскосельский заповедник представил 10 раритетов, полученных им в дар от Карисалова. Среди уникальных предметов — полотно работы Карла фон Штейбена «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной», напоминающее о трагической судьбе 19-летней дочери Николая I.

Кроме этой картины, в Царское Село тогда же были переданы часы в стиле второго рококо (корпус выполнен из гипсовой мастики с матовым и глянцевым золочением — редкая техника), два зеркала (конец XVIII века, изготовлены в русских мастерских по английским прототипам), два табурета (изготовлены во Франции в 1870-х в стиле шинуазри), банкетка работы мастерской краснодеревца второй половины XIX века Габриэля Виардо (тоже в японско-китайском стиле), стол и полушкаф русской работы 1820-1830-х годов (декорированы золочёной резьбой и фанерованы амбоином и орехом, тонированным под красное дерево, ножки выполнены в виде звериных лап, дверца шкафа украшена по центру ажурными накладными пальметтами с розеткой).

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Царское Село» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно