Перейти к содержимому
Главная страница Царь-фонтан Самсон III: 75 лет на петергофском престоле

Царь-фонтан Самсон III: 75 лет на петергофском престоле

Три четверти века главный фонтан Петергофа «Самсон, разрывающий пасть льва» украшает скульптура, созданная взамен украденной на основе старых фотографий. Почему так получилось?

Этот памятник потрясает всех, кому посчастливилось им любоваться

Нынешний облик Большого каскада в Петергофе постепенно складывался на протяжении столетий, но задуман был Петром Великим и при нём же в основном осуществлён. Строительство началось весной 1716-го, а пробный пуск состоялся летом 1721-го в присутствии первого российского императора.

При этом в центральном ковше перед каскадом, откуда проложен 12-метровый по ширине прямой канал до Финского залива, первоначально никакого фонтана не было и, судя по всему, не планировалось, поскольку сюда со стороны моря на судах должны были прибывать гости императорской резиденции. Эта идея Петра I (передвижение по водным путям) внедрялась им в Петербурге и его окрестностях настойчиво, несмотря на длительные и холодные российские зимы. Правда, в холодное время года эта «логистика» была вполне действенна на образующихся «ледовых трассах».

Кстати

После смерти великого реформатора его наследники от всех этих голландско-венецианских водных увлечений быстро отказались, предпочитая перемещаться из одного дворца в другой «на колёсах», то есть в карете.

А так выглядит сооружённый гильдией мясников фонтан “Самсон” в Берне (Швейцария). Почувствуйте разницу

Впечатляющий XVIII век масштабами фонтан в ковше Большого каскада в Петергофе было решено соорудить при императрице Анне Иоанновне (племяннице Петра I) в 1735 году, посвятив его 25-летию победы в Полтавском сражении.

Темой этого своеобразного монумента стал сюжет «Самсон, разрывающий пасть льва», олицетворяющий «викторию» России в Северной войне со Швецией, в результате которой новая империя утвердилась на берегах Балтийского моря, стала морской державой и активной участницей «европейского дипломатического концерта».

Победное для России сражение под Полтавой состоялось 27 июня (по старому стилю)1709 года, в день Святого Сампсония Странноприимца, который к ветхозаветному библейскому герою Самсону не имеет никакого отношения. В «Книге Судей» повествуется о его подвигах, в том числе и о том, что однажды на дороге он встретил молодого льва, намеревавшегося броситься на него, но безоружный богатырь схватил хищника и «растерзал, как козлёнка».

Кстати

Во всей этой истории исследователи отмечают явный отсыл к одному из подвигов мифологического древнегреческого героя Геракла — битву с немейским львом, которого сын Зевса задушил голыми руками.

В общем, все эти персонажи и сюжеты ещё при жизни Петра I были сплетены и использованы для прославления деяний первого российского императора. Так что ничего идеологически нового при создании главного фонтана Петергофа придумывать не пришлось. Тем более, геральдический лев присутствует на гербе Швеции аж в четырёх «экземплярах».

Изображений крупным планом Самсона работы Растрелли не найдено

Первого Самсона для грандиозного фонтана выполнил Бартоломео Растрелли — талантливый рисовальщик, архитектор, ювелир и лепщик, а также отец затмившего его славой Бартоломео Франческо Растрелли, перестроившего и расширившего Большой дворец в Петергофе и Екатерининский в Царском Селе, спроектировавший для Петербурга Зимний императорский, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также комплекс зданий Смольного монастыря.

Бартоломео Растрелли (1666-1744) родился во Флоренции и был представителем обедневшего дворянского рода (позднее удостоился графского титула). Где и у кого он учился «художествам» неизвестно, но работал сначала в Риме, затем 16 лет во Франции. Правда, особых успехов там не достиг. В 1715 году он получает приглашение работать в России, заключает трёхлетний контракт и вместе с сыном приезжает в Санкт-Петербург, где ему предстоит оставаться пожизненно. Реализовался в нашем Отечестве, в основном, как скульптор. Среди его работ — прижизненная и посмертная маски, а также знаменитая «восковая персона» Петра Великого, бронзовые бюсты императора и светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, конная статуя царя-реформатора, композиция «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» и др.

Растреллиевский Самсон сильно отличался от того, который мы можем видеть сегодня, и от его предшественника. Изображений статуи крупным планом не сохранилось (или не найдено?), есть лишь относящиеся ко второй половине XVIII века виды петергофского Большого каскада, на фоне которого силуэтом и в струях воды просматривается эта скульптура. Но известно, что Растрелли изобразил Самсона в плаще, развевающемся за его спиной, с бородой и довольно длинными волосами. Дело в том, что согласно ветхозаветной легенде сила богатыря напрямую зависела от его «косматости».

«Произведение Растрелли должно было органично вписаться в уже существующую архитектурно-пространственную среду. К чести скульптора, он блестяще справился с этой сложной задачей. Найденные им масштаб и формы монумента стали своеобразным ориентиром, которого придерживались и позже, когда в силу сложившихся обстоятельств возникла необходимость создать нового «Самсона». Постамент для изваяния, спроектированный Михаилом Земцовым, одним из ведущих архитекторов аннинского времени, был сложен из кирпича и облицован тесаным камнем. Квадратный в плане, он состоял из двух массивных блоков, разделенных карнизом дорического ордера. Верхняя плита постамента покоилась на восьми контрфорсах, на которых возлежали фигуры дельфинов, в центре на горе туфа возвышалась свинцовая позолоченная группа», — говорится в монографии хранителя петергофской скульптуры Виля Юмангулова, посвящённой истории «Самсона».

То обстоятельство, что статуя, как и большинство первоначальных скульптур Петергофа, была отлита из свинца, по мнению специалистов, обусловило сравнительно недолгую её жизнь под воздействием воды и переменчивого петербургского климата.

Из-за разницы процессов сжатия и расширения железных каркасов статуй и их основного материала — свинца — на поверхности скульптур образовывались трещины и разрывы, которые нужно было постоянно латать. Кроме того, выполненные из мягкого, но тяжёлого металла фигуры оплывали и деформировались ещё и из-за собственного веса. Достаточно сказать, что фигуру льва, чью пасть разрывает Самсон, пришлось заново отливать уже в 1744-м, то есть спустя девять лет после установки.

К концу XVIII века на постаменте посреди ковша Большого каскада в Петергофе находилось, судя по всему, нечто бесформенное и неузнаваемое. Большинство свинцовых скульптур, выполненных Растрелли для Верхнего парка вообще было демонтировано ещё в 1770-х.

Кстати

Непонятно, почему статуи изначально или позднее, но при жизни автора, не отлили в бронзе. Выполненные из этого металла произведения скульптора, о которых упомянуто выше, прекрасно сохранились и экспонируются ныне в Эрмитаже и Русском музее. Из соображений экономии?

При Павле I в 1799 году специальная комиссия, состоящая из ведущих российских скульпторов того времени Ивана Мартоса, Михаила Козловского и Фёдора Гордеева рекомендовала заменить все свинцовые статуи, включая Самсона, ещё остававшиеся на Большом каскаде Петергофа, бронзовыми.

В результате 42 статуи и 94 декоративных элементов общим весом около 16 тонн (1050 пудов) в 1806 году ушли с торгов как свинцовый лом заводчику Андрею Баташову по пять рублей за пуд. Так канул в Лету Самсон I — растреллиевский.

Фонтан “Самсон” в Петергофе в начале XIX века

Заказ на изготовление новой статуи достался скульптору Михаилу Козловскому, который создал совершенно самостоятельное произведение, сохранив, естественно, общую композицию, поскольку фонтан уже существовал и Самсон просто обязан был по-прежнему разрывать льву пасть таким образом, чтобы из неё взлетала в небо высоченная струя воды.

Михаил Иванович Козловский (1753-1802) — выдающийся скульптор, мастер русского классицизма, академик Императорской Академии художеств, автор памятника генералиссимусу Александру Суворову в Санкт-Петербурге. Его работы представлены в крупнейших музеях России (в основном в Русском музее и Эрмитаже). Отлитый в 1801 году мастером Василием Якимовым новый Самсон стал последней крупной работой художника. Первоначально был похоронен на Смоленском кладбище, в 1931-м прах и надгробный памятник перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

Козловский изобразил ветхозаветного богатыря без плаща, практически полностью обнажённым, без бороды и с коротко подстриженными волосами на голове. То есть вопреки легенде о зависимости силы Самсона от длины и густоты его причёски.

По этому поводу высказываются две версии. Первая (искусствоведческая) состоит в том, то работавшему в эстетике классицизма Козловскому «ближе и роднее» был образ древнегреческого Геракла, побеждающего немейского льва. Вторая (идеологическая) сводится к следующему: скульптор хотел показать, что, будучи и не в полной силе, Самсон (созданная Петром Великим Российская империя) способен порвать любого встретившегося на пути врага.

Самсон работы Козловского на дореволюционной открытке

Для новой скульптуры, занявшей своё место в 1802 году, по проекту Андрея Воронихина был сооружён из гранитных блоков и облицован туфом новый постамент. Затем созданный Козловским Самсон II исправно прослужил почти полтора столетия, вплоть до Великой Отечественной войны.

Петергоф был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками в ночь с 22 на 23 сентября 1941 года. К этому моменту значительная часть фонтанных скульптур удалось укрыть в тайниках и таким образом сохранить. Но несколько крупных статуй («Нева», «Волхов» и др.), в том числе и Самсон (весом около пяти тонн) остались на своих местах и были похищены.

Кстати

На немецких фотографиях 1942 года Самсон Козловского всё ещё возвышается над высохшим ковшом Большого каскада, а на снимках 1943-го запечатлён уже пустой постамент. Судьба скульптуры неизвестна. По некоторым данным, она была вывезена в Гатчину и уже оттуда по железной дороге отправлена в Германию. Скорее всего, её демонтировали не целиком, а разобрали на пять частей, из которых она и состояла в варианте Козловского.

Самсон на немецкой фотографии, сделанной летом 1942 года

Считается, что статуя была отправлена на переплавку и, таким образом, утрачена навсегда. Правда, данных о каких-то серьёзных поисках подлинного Самсона в послевоенные годы не имеется — только словесные утверждения. Решение о воссоздании фонтанов Петергофа было принято уже 5 мая 1945 года. То есть на какие-то поиски утраченного уже не было времени, когда идеологически вопрос был по сути дела снят с повестки дня.

Статую Самсона поручили выполнить Василию Симонову, на стадии перевода модели в натуральную величину вместе с ним работал коллега Николай Михайлов и инженеры-гидротехники. И вновь получилась не копия прежней скульптуры, а вполне самостоятельное произведение.

Василий Львович Симонов (1879-1960) — российский и советский скульптор, профессор, педагог, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат трёх Сталинских премий. Родился в Майкопе в семье уездного воинского начальника. В Воронеже закончил кадетский корпус, в 1899-м поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств на скульптурное отделение, в 1909-1912 годах изучал памятники искусства Германии, Франции и Италии в ходе заграничной поездки как один из лучших выпускников. В 1913-м получил первую премию на конкурсе эскизов памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде (не осуществлён из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны и событий 1917 года). В советское время активно занимается общественной, административной и преподавательской деятельностью в Академии художеств и в Высшем художественно-промышленном училище, являлся ректором вуза, на некоторое время объединившего два этих учебных заведения. После советско-финляндской «зимней» войны 1939- 1940 годов создал эскизы памятников, которые предполагалось установить на местах боев, но эти планы не осуществились из-за начавшейся Великой Отечественной. После эвакуации в Ташкент Симонов возвращается в Ленинград в 1945-м и до конца своих дней занимается в основном преподавательской работой в ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Воссоздание петергофского Самсона стало главным из реализованных художественных достижений скульптора.

Василий Симонов придал Самсону уверенность в своих силах

Работа над скульптурой Самсона была начата в конце 1946-го, а в сентябре 1947-года готовая статуя уже была доставлена в Петергоф. Никаких фиксационных материалов и даже полноценных обмеров статуи не нашлось. После соответствующего обращения через прессу ленинградцы завалили Симонова всевозможными фотографиями и открытками с изображением фонтана. Из них, а также архивных материалов, удалось выбрать несколько снимков, снятых с разных точек и позволявших сделать масштабирование с привязкой к другим объектам, попавшим в кадр. Затем была выполнена модель высотой в один метр, которая несколько раз дорабатывалась.

«Стараясь как можно ближе подойти к оригиналу, я позволил себе одну вольность, только одну вольность — постарался вложить в образ “Самсона” большую уверенность в своей силе, чем в силе покровительства “свыше”, которое чувствовалось в группе Козловского», — признавался Симонов.

В отличие от статуи работы Козловского, новый Самсон, отлитый из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура», состоит не из пяти, а из 14 частей.

1947 год. Новый Самсон доставлен в Петергоф

31 августа 1947 года статуя «Самсон, раздирающий пасть льва» вопреки естественной логистике от предприятия, расположенного на территории Волковского кладбища, отправилась на открытой платформе (стоя, а не лёжа, как планировалось изначально) в Петергоф «петлёй» через центр города (по Лиговскому и Невскому проспектам, Большой Морской улице, Исаакиевской площади и далее).

«Широкого оповещения ленинградцев о предстоящем событии почему-то не было. Для многих появление из-за какого-нибудь поворота сверкающего золотом гигантского богатыря было настоящим чудом. Люди кричали «ура», аплодировали. Военные и постовые милиционеры, нарушая все уставы, отдавали честь ветхозаветному герою. У ног Самсона на платформе сидел старенький, растроганный до слез Василий Львович Симонов», — вспоминал скульптор Николай Михайлов.

Торжественный пуск фонтана после монтажа статуи состоялся 14 сентября 1947 года. В Петергофе в этот день собрались 50 тысяч зрителей. По воспоминаниям очевидцев, в первый момент, когда началась подача воды, вначале из пасти льва ударила мощная струя мокрого песка. Статуя задрожала, возникла опасность расхождения сварочных швов скульптуры, но всё обошлось благополучно.

Блестящая история русского Самсона продолжается

Для справки:

Высота фонтанной струи «Самсона» в XVIII-XIX веках составляла 21,3 метра (70 футов). Примерно такова она и сейчас. Толщина струи после выхода из форсунки составляла прежде 76,2 миллиметра (три дюйма), диаметр современных фонтанных форсунок меньше — 50 миллиметров. Фонтан потребляет в секунду 70 литров воды, которая сама очищает его бассейн.

Высота статуи, по разным данным, составляла 3,2-3,3 метра, сегодня — 3,51 метра. Вес Самсона работы Растрелли неизвестен, скульптуры Козловского — около пяти тонн (300 пудов и 39 фунтов), нынешней — 3,5 тонны.

Чтобы получить столб воды максимальной высоты, от Бабигонского пруда был проложен специальный трубопровод длиной более четырёх километров. Изначально — в 1736 году — он был выполнен из дерева.

Статуя Самсона размещена на трёхметровом гранитном постаменте, облицованном туфом. Вот несколько отрывочных описаний фонтана из различных источников:

«Могучим и спокойным движением богатырь останавливает прыжок зверя, осевшего на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть, из которой в бессильной ярости вырывается, как последний рык, мощный водяной столб».

«Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся вокруг Самсона, торжествуя вместе с героем и взметая вверх водяные струи, образующие сверкающий венок. А львы, олицетворяющие стороны света, изумлённо выглядывают из скальных ниш».

«Они с любопытством прислушиваются к шуму борьбы над их головами».

«Как представляется, роль данных фигур более значительна и полностью соответствует основной идее монумента. Они как будто напоминают, что прочие львы должны смирно пребывать в отведённых им нишах».

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы с сайтов ГМЗ «Петергоф» и www.citywalls.ru

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2