
Дом Кино совместно с Союзом кинематографистов Санкт-Петербурга продолжает февральский цикл показов советского антифашистского кино «No Pasaran!». В минувшую среду, 19 февраля, в Большом зале был показан фильм Григория Колтунова «Чёрная чайка» (1962 г.). Музыкальным эпиграфом к показу стала известная песня «Hasta siempre, Comandante Che Guevara» в исполнении венесуэльской певицы Соледад Браво.
Затем организаторы показа Михаил Трофименков и Марина Кронидова увлекательно и увлечённо рассказывали об историческом контексте фильма и о команде, работавшей над ним: режиссёре-постановщике и сценаристе в одном лице Григории Колтунове, художнике Исааке Каплане, операторе Дмитрии Месхиеве, композиторе Антонио Спадавеккиа, актёрах юных, молодых, в возрасте и об их судьбах, часть которых по стечению обстоятельств была так или иначе связана с Одессой…
«Чёрная чайка» – первая советская кинокартина о кубинской революции, и снята она на «Ленфильме». Григорий Яковлевич Колтунов больше известен как сценарист. «Чёрная чайка» его первая режиссёрская работа. Михаил Трофименков также рассказал о двух примечательных случаях из биографии Колтунова. В 1950-м году он написал сценарий для фильма со «страшно несчастной судьбой» – для картины Иосифа Хейфица «Огни Баку», рассказывающей об истории нефтяных промыслов в Азербайджане. Фильм восемь лет лежал на полке, и появился на экране в сокращённом виде, так как из него удалили все сцены с Лаврентием Берией, казнённым вскоре после смерти Сталина. Через десять лет фильм стал ещё короче, так как из него изъяли сцены со Сталиным.
В 1956-м Колтунов написал сценарий для картины Григория Чухрая «Сорок первый». По воспоминаниям Чухрая, когда сценаристу показали смонтированный фильм, он возмутился, назвав итоговое произведение «грязной белогвардейской стряпнёй», и потребовал снять его фамилию.
Главный оператор «Чёрной чайки» – Дмитрий Месхиев. Это, по словам Трофименкова, «удивительный поэт кинокамеры», снявший множество фильмов самых разных жанров: «Даму с собачкой», «Долгую счастливую жизнь», «Монолог», «Звезду пленительного счастья», «Полосатый рейс». Композитор итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа, отец которого был настоящим капитаном, поставил за свою жизнь несколько балетов, опер и оперетт, а также подарил «Чёрной чайке» зажигательную и колоритную кубинскую музыку. Так совпало, что художник фильма Исаак Каплан, великий персонаж истории «Ленфильма», как и Дмитрий Месхиев, тоже довольно много работали с режиссёром Хейфицем.
Бандитов и негодяев, притворяющихся бродячими циркачами, в «Чёрной чайке» сыграли актёры Сергей Юрский и Игорь Дмитриев. Примечательно, что Сергей Юрский, будучи сыном директора управления цирков, вырос практически за кулисами цирка. Игорю Дмитриеву, о котором широкая публика после того, как он сыграл Евгения Листницкого в экранизированном Сергеем Герасимовым «Тихом Доне», на этот раз досталась роль почти без слов. За весь фильм он произносит только короткий истерический монолог на английском языке. Юрский и Дмитриев вместе представляют собой весьма запоминающийся дуэт.
Роль дедушки главного героя, мальчика Маноло, кубинского рыбака Мануэля, прозванного Чёрной чайкой, сыграл Николай Волков (старший). Ему на момент съёмок было 60 лет, но выглядел он уже вполне себе старцем. Мануэль верит в то, что души рыбаков после смерти переселяются в чаек. Образ дедушки Мануэля, вероятно, навеян героем повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Снявшись в «Чёрной чайке», Волков, забросив театр, он стал играть самых разных персонажей широкого диапазона: не только турков, греков, но и профессоров, директоров. Дважды он был директором детского дома.
Ещё один пожилой актёр «Чёрной чайки» – Эммануил Геллер – воплотил на экране эпизодическую, но довольно значимую роль директора бродячего цирка.
Алексей Локтев и Анатолий Адоскин предстали на экране в виде обаятельных офицеров береговой охраны Рамона и Антонио. Прототипом второго, возможно, выступил сам Эрнесто Че Гевара. А красавица, сыгравшая мать главного героя Марию, – Юлия Гендельштейн. Она же Юлия Севела, падчерица дочери Леонида Утёсова. В кино она сыграла всего четыре роли.
Но особое и самое главное место в фильме отведено детям. Юные актёры Джейхун Джамаль Мирзоев (Маноло), Саида Дадашева (Панчита), Виктория Вика (Сильвия), Анатолий Подшивалов (Сардинка) и Валентин Ефимов (Франсиско) были лишь немногим старше своих 11-13-летних персонажей. Для Джейхуна Мирзоева, уроженца Баку, это был далеко не первый опыт съёмок, но главную роль он играл впервые. Прожив недолгую жизнь длиной в 46 лет, 35 из них он посвятил актёрской деятельности и даже стал режиссёром. Главная же актриса, Саида Дадашева, предстала в образе той самой девочки с афиши фильма, танцующей на берегу моря во время того, как над ним кружит самолёт.
Действие фильма происходит в небольшом рыбацком поселении. Американцы всё ещё пытаются вернуть прежний режим, существовавший до революции, и с этой целью засылают в прибрежные воды диверсионные группы. Над берегами Кубы всё ниже и ниже кружат самолёты, пугая жителей и сбрасывая в море бомбы. В разных частях острова то и дело возникают банды наёмников, терроризируя местное население.
«На Кубе, в горах Эскамбрая, были сконцентрированы, как сказали бы в Советском Союзе, белогвардейские банды. Побережье Кубы обстреливали катера, бомбили самолёты без опознавательных знаков. Был взорван французский пароход с оружием <…> То есть, была такая бесконечная террористическая война, о которой речь в этом фильме», – поясняет Михаил Трофименков.
«Чёрная чайка» это ещё и картина о непростой судьбе, о мыслях, порой совсем не детских, стремлениях, мечтах и надеждах на светлое будущее мальчика Маноло. Зритель видит и проживает историю от лица мальчика, рано оставшегося без родителей и волей судьбы едва не ставшего, как и его дедушка, сообщником засланных на Кубу наёмников ЦРУ.
Заканчивается фильм мыслями главного героя, звонким смехом купающихся в море детей и гулом кружащего над ними самолёта: «Ну, вот и всё. Некогда мне больше вам рассказывать. Но если не будет заварухи, мы все останемся живы, и я вырасту, я непременно расскажу вам, как я женился на Сильвии».
Заключительный кинопоказ программы состоится в Большом зале Дома кино 26 февраля в 19:00. К просмотру будет представлен фильм старейшего в мире, ныне 103-летнего, режиссёра Маноса Захариаса «Каратель» (1968 г.).
Полина Григорьева