Чёрная «Аида» с душой русского итальянца Джанкарло дель Монако

Aida

В Мариинском театре – очередная премьера. На новой сцене театра будет представлена опера Джузеппе Верди «Аида» в постановке Джанкарло дель Монако.

На новой сцене Мариинского театра будет представлена опера Джузеппе Верди «Аида» в постановке Джанкарло дель Монако / © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2025 г.

Суровые критики в последнее время порицают Мариинский театр за то, что новые спектакли на его сцене ставят либо режиссёры без имени, либо режиссёры из киноиндустрии, либо режиссёр старой школы, якобы приверженный помпезным решениям, рассчитанным на вкусы невзыскательной публики. Под этим режиссёром суровые критики подразумевают мэтра российской оперной режиссуры Алексея Степанюка. Много ядовитых стрел было пущено в его прочтение «Орлеанской девы» (опера Петра Ильича Чайковского), немало ёрнических строк появилось после возобновления его постановки «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (опера Николая Римского-Корсакова).

Режиссёр Алексей Степанюк — действительно мастер большого стиля. Это художник, верный принципам классического оперного искусства. В его постановках мы ни за что не обнаружим обращений к буффонаде, нелепых перемещений сюжета во времени и прочие приёмы, модные в 90-е. Он очень трепетно относится к тому, с чем он работает, понимая прекрасно, что ни Джузеппе Верди, ни другие мастера классической оперы не давали потомкам карт-бланш на издевательства над их творениями.

Но мы сейчас не будем спорить с суровыми криками, которые никак не смирятся с тем, что из репертуара Мариинского театра исчезают постановки их любимца Дмитрия Чернякова, любящего наряжать артистов в длиннополые пальто и свитера с изображением оленя. Отметим лишь, что до недавнего времени на старой сцене Мариинского театра шла «Аида» в постановке Алексея Степанюка. И это действительно помпезная постановка. А как иначе, если речь идёт об «Аиде»?

«Опера “Аида” была заказана Верди Исмаил-пашой, хедивом Египта. Её исполнением должен был открыться каирский оперный театр, а открытие театра, в свою очередь, знаменовало завершение строительства Суэцкого канала, — рассказывает музыковед Денис Великжанин. — Новый торговый путь из Аравийского моря в Средиземное, по задумке, должен был привести Египет к новому расцвету, а первая национальная египетская опера, написанная великим итальянцем, — сделать страну частью европейской культуры. Завершить работу к открытию Верди не успел — премьера “Аиды” состоялась на следующий год, и опера с успехом шла в каирском театре до самого его краха. С мировых сцен она со времени премьеры не сходила. Египет (как и Восток в целом) в европейской культуре ассоциировался с роскошью, и устройство “Аиды” этой роскоши благоприятствует».

Сюжет оперы не так прост, как кажется на первый взгляд. Вроде бы всё тот же любовный треугольник: дочь Фараона влюблена в начальника дворцовой стражи Радамеса, ставшего верховным главнокомандующим египетской армии, а тот испытывает нежные чувства к рабыне, пленнице фараона Аиде, дочери царя эфиопов Амонасро. Однако в ставке любви Радамеса к Аиде ни много, ни мало, а родина. Предать отечество ради любви к девушке или нет? Вот вопрос, на который должен ответить Радамес.

По сути, Радамес стоит перед той же дилеммой, что и Андрий, младший сын Тараса Бульбы. Принимая предложение Аиды бежать из Египта, Радамес понимает, что превращается не просто в «невозвращенца», а в перебежчика, ибо бежать-то он собирается в Эфиопию, которая воюет с его страной: «Чтоб счастливой быть могла ты, в край чужой уйду с тобой!.. Мы увидим другое небо, страны твоей очарованье». Страна Аиды — Эфиопия.

Иногда встречается утверждение, что Радамес совершает невольное предательство. Что значит — невольное? Он по своей воле бежит в Эфиопию, лишь бы быть с любимой рядом, осознавая, что для него это означает отнюдь не только «навек отчизну бросить, забыть своих богов». Его, бывшего главнокомандующего египетской армии, живущего в стране, которая воюет с его родиной, наверняка бы заставили сражаться против родной страны, своего народа. Как и Андрия, младшего сына Тараса Бульбы, бросившего отца и товарищей ради польской паночки. Если всего этого Радамес не понимает, значит, он — идиот. Но Радамес не идиот, он — влюблённый, который потерял способность мыслить рационально. Им движет чувство. Лишь в конце он осознаёт, что натворил: «Себя я опозорил, отчизне изменил я, любя тебя, несчастный, я предал отчизну свою».

Нельзя не заметить, что имя его возлюбленной — Аида — женская форма имени Аид — так в древнегреческой мифологии бога и повелителя подземного мира, царства мёртвых. Аид — это ад. Любовь к Аиде довела Радамеса до аида.

«Действующие лица в “Аиде” не стилизованы, не архаизированы. Это типично для Верди. В какие бы далёкие времена ни уводил сюжет, в героях вердиевских опер всегда ощущаются живые люди, которые чувствуют и действуют так, как могли бы чувствовать и действовать современники Верди. Подлинный реалист, Верди, создавая образы своих героев, стремился придать им жизненную конкретность», — объясняла известный советский музыковед Любовь Андреевна Соловцова.

Считается, что «Аида» была любимой оперой фашистского диктатора Италии Бенито Муссолини, несмотря на то, что он был против «треугольных осложнений» на сцене. Так или иначе, начиная с 9 мая 1936 года, в День Империи (9 мая 1936 года король Италии Виктор Эммануил III был провозглашён императором Эфиопии), в итальянских оперных театрах обязательно шла «Аида». И действительно, массовые сцены этого спектакля, когда жрецы вскидывают руки вперёд и вверх, славя Солнце, а воины поднимают стяги с орлами, похожими на символ римских легионеров (aquila), заставляют трепетать сердца поклонников имперского стиля, насаждаемого в Италии, когда ею правил Бенито Муссолини. В постановке Степанюка все классические атрибуты «Аиды» в наличии. А что покажет Джанкарло дель Монако?

Джанкарло дель Монако — ветеран оперного искусства. Его отец — знаменитый тенор Марио дель Монако. Родился он в 1943 году на севере Италии в провинции Венето. Джанкарло поставил множество оперных спектаклей, в том числе почти все оперы Джузеппе Верди из его «золотой коллекции». В Мариинском театре в 1996-м был представлен вердиевский «Отелло» в его постановке. В ноябре 2024 года состоялась премьера его постановки «Риголетто» в Большом театре.

Работая над «Аидой», Джанкарло дель Монако дал очень интересное интервью сотруднице Мариинского театра Наталье Кожевниковой. Вот что он сказал как о самой опере Верди, так и о собственном её прочтении: «Хочу поразить зрителя, сделав что‑то новое, не теряя при этом прекрасное произведение и всё, что в нём заложено композитором. “Аида” — грандиозная большая опера. Но она и очень интимная. Как во многих операх Верди, например, в «Дон Карлосе», психологические взаимоотношения героев разворачиваются на фоне больших серьёзных политических событий. В “Аиде” это любовный треугольник главных героев и большая война, которая захватывает территории Египта. Утомительно и неинтересно видеть постановки “Аиды” с обилием песка, разноцветными иероглифами, верблюдами, слонами. Но не считаю уместными и постановки “Аиды”, как делают в Германии или Лондоне, где действие переносят в современные военные конфликты. Новое должно оставаться в рамках того, что заложено композитором, с уважением к нему».

Джанкарло дель Монако сообщил, что в его спектакле будет «масса очень красивого чёрного цвета» в связи с тем, что действие его «Аиды» разворачивается в тот период в египетской истории, «когда Судан завоевывает Египет и там появились чёрные фараоны». «В нашем спектакле мы празднуем чёрную “Аиду” — у нас фараон чёрный, вся сценография чёрная», — объяснил мастер. То есть «Аида» будет на сто процентов антифашистской. Интрига задана! Тем более, что Джанкарло дель Монако уверяет: «Я вложил в эту постановку “Аиды” всю свою душу».

Кстати, режиссёр недавно стал гражданином России. Указ о присвоении Джанкарло дель Монако гражданства Российской Федерации подписал сам глава нашего государства.

Спектакли пройдут:

7 февраля 2025, 19:00

8 февраля 2025, 13:00

8 февраля 2025, 19:00

9 февраля 2025, 13:00

9 февраля 2025, 19:00

10 февраля 2025, 19:00

11 февраля 2025, 19:00

Дмитрий Жвания

Вам будет интересно