«Написать рецензию на советский фильм» — такое задание я получила от преподавателя. Я сразу подумала про картину Ильи Авербаха «Чужие письма». «Там же играет Олег Янковский – первый из знаменитого ныне трио талантливых артистов (его сын – Филипп Янковский, а внук – Иван). Однозначно нужно посмотреть». В этот же день я открыла Интернет, ввела в поиске название и включила фильм. Спустя полтора часа драма кончилась, даже будто резко оборвалась. А впечатления остались интересные, но противоречивые.
Психологическая драма Ильи Авербаха «Чужие письма» вышла в 1976 году. Вскоре фильм получил специальный приз жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе. Режиссёр вложил в историю о непростых судьбах девочки Зины и её учительницы Веры Ивановны большой смысл. Что же хотел сказать Илья Авербах?
В центре сюжета – молодая учительница и её ученица. Обе они одиноки: Зина Бегункова (Светлана Смирнова) растёт в проблемной семье, Вера Ивановна (Ирина Купченко) живёт одна, скрашивая свои дни встречами с художником Игорем. Зинка – очень прямолинейная девочка с горячей натурой – пытается диктовать всем свои правила. Она влюблена в Женю Пряхина (Олег Янковский) и в начале картины признаётся ему в своих чувствах. Возмущённый поведением школьницы Евгений отталкивает Зину. Абсурдность признания девочки проявляется с самого начала эпизода. Видно, что ей хочется любви, внимания. Отказ Пряхина потрясает её: Бегункова заливается слезами и не возвращается домой.
Промокшая и убитая горем Зина появляется под окнами Веры Ивановны, и учительница принимает девочку. И вскоре школьница почувствует власть над жизнью Веры. Произойдёт это после знаменательного эпизода с письмами, которые без разрешения читает Зина. Эти послания – переписка Веры Ивановны с Игорем, её возлюбленным. Бегункова пребывает в таком восторге от прочитанного, что даже «копирует» одно из писем, изменив имена. Теперь послание будто адресовано Зине Пряхиным. Девочка хочет «похвастаться» этим подруге, но в школе аккуратно передать послания не получается, и они «разлетаются» по всему классу. Над Зиной смеются.
Неужели девочке так не терпелось доказать Светке свою правоту по поводу чувств Пряхина к Зине (разумеется, несуществующих), что она не могла дождаться перемены или встретиться с подругой после школы?
Когда весть об этом доходит до Веры Ивановны, Бегункова собирается уходить из дома учительницы. Но героиня Купченко останавливает девочку. После, казалось бы, из ряда вон выходящего случая Вера должна понять, что вмешательство Бегунковой в ее личную жизнь перешло все границы. Однако она не только отпускает ситуацию, но и прощает ученицу, продолжая её опекать. В этот момент Бегункова окончательно понимает –теперь она имеет власть над жизнью Веры.
Режиссёр чётко показывает противоречивые образы героинь. Каждая совершает ошибки, выбирает неправильный путь. Их мотивы не совсем оправданы и понятны, но в этом и смысл работы Авербаха. Он изобразил людей реальных, а не выдуманных, идеальных во всём.
Последний эпизод опять же вызывает много вопросов. Почему Зина, окончательно «разойдясь» с учительницей, спустя время показана в кругу одноклассников улыбающейся и радостной, находящейся в отличных отношениях с классной руководительницей? Фильм нам этого не объясняет.
Хочется отметить особую атмосферу, царящую вокруг героев. В одно и то же время она и угнетающая, напряжённая, и сентиментальная, чувственная. Многие моменты с Верой вызывают сострадание и жалость. Музыка Олега Каравайчука во многих эпизодах кажется лишней, неуместной, иногда слишком громкой и неподходящей. Например, в самом начале картины, когда зритель наблюдает освещённый солнцем город, хочется слышать спокойное и умиротворенное сопровождение. Однако музыка здесь, наоборот, резкая и неприятная. Когда Зина читает письма, тоже ожидаешь другой фон. Не торжественный и восторженный, а более приземлённый, возможно, напряжённый, так как речь идёт о чувствах. И всё же это не мешает понять мысль Авербаха.
Безупречна игра Светланы Смирновой (Зинка). Она так ярко и чётко передала характер, нрав своей героини, что трудно поверить, что это всё игра, роль в фильме, а не настоящая жизнь. Так, уютным вечером, когда Зина рассуждает о дорисованном портрете, актриса проявляет такую нежность к учительнице, будто героиня Ирины Купченко действительно самый близкий её человеком на Земле. Это не может не вызывать восторг.
Поражает и талант молодого, но к тому времени опытного актёра Олега Янковского (Пряхин) (до «Чужих писем» он снялся в 20 фильмах и запомнился зрителям по работам в таких шедеврах, как «Щит и меч», «Служили два товарища», «Звезда пленительного счастья»). Смена настроения его героя в эпизоде с признанием Бегунковой поразительно схожа с реальными эмоциями. Отраженные в выражении лица возмущение, непонимание полностью отображают состояние души Пряхина даже в момент, когда он молчит.
Нельзя не отметить работу оператора Дмитрия Долинина. На протяжении всего фильма довольно часто он показывает крупным планом именно лица, отображая в выражении их глаз эмоции и переживания. Зритель почти постоянно наблюдает портрет Зины: в момент признания, в эпизодах разлада с Верой, в конфликтах между классом и девочкой. Взгляд героини всегда меняется: он может быть сияющим и радостным, а может отображать внутреннюю злость и обиду.
Однако, если рассматривать характеры героев подробно, в образах Зинки и Веры Ивановны много недостатков. Почему девочка позволяет себе проявлять такое отношение к приютившей её учительнице? Почему та в принципе принимает Бегункову и не хочет отпускать? Возможно, Вера просто нуждается в таком человеке, которого можно воспитывать, любить и которым можно восхищаться. Она не замечает пагубное влияние Зины на её жизнь, хотя все вокруг ей твердят об этом. Она закрывает глаза на всё, в связи с чем поведение девочки с каждым днём становится хуже. Бегункова чувствует безоговорочную власть над судьбой своей классной руководительницы – и, если честно, в это трудно поверить.
Наверное, показанный в «Чужих письмах» конфликт Веры и Зинки – вовсе не отдельный эпизод из жизни конкретных героев. Это скорее противостояние социальное и более масштабное. Каждая героиня фильма олицетворяет какие-то силы, представляет собой образ, таящий в себе определённый смысл. Вера Ивановна, которая даже не представляет возможным чтение чужих писем, да ещё и на публику – это русская интеллигенция с её идеализмом. А образ Зинки, в свою очередь, – олицетворение тех сил и движений, которые скоро заявят о себе в позднем Советском Союзе. Они, как и Бегункова, рвутся напролом, идут по головам, не думают о последствиях, выражая протест. Поэтому картина Авербаха особенно актуальна для той эпохи. И актуальна не только своей темой, идеей, но и скрытыми социальными образами, которые выводят размышления о фильме уже на другой, более глобальный уровень.
После просмотра «Чужих писем» остаётся много вопросов и противоречий. Картина Авербаха заставляет задуматься и вызывает смешанные эмоции. История Зины и Веры Ивановны трогает до глубины души, так как обе героини выбрали совершенно неверный путь жизни. А ярко выраженные черты их образов намекают на умело спрятанный режиссёром социальный конфликт того времени. Актуальность темы взросления, противоречивость героев и вызывающая восторг игра актеров – всё это удалось Илье Авербаху воплотить в фильме «Чужие письма».
Валерия Крестова