Буллинг в российских школах остаётся частым явлением, и хотя сейчас принимается закон, который, по логике вещей, должен оградить жертв травли от агрессоров, по-прежнему огромная ответственность за нераспространение лежит на окружающих детей взрослых: педагогах, школьных психологах, родителях. Для того, чтобы эффективно бороться с буллингом и свести его статус с «терпимого» явления до «неприемлемого», важно уметь его распознать.
Член Комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «СЕМЬЯ И РОДИНА» Наталья Локтева расскажет, что должно насторожить родителей.
— Буллинг или травля, независимо от того, с чьей стороны он проявляется — учителей или школьников — имеет под собой одну подоплёку: эмоциональную нестабильность буллера, желание прожить тревогу или дискомфорт путём их замещения агрессией, привлечения к себе внимания (поэтому буллинг без свидетелей бессмыслен), повышения своей самооценки и самоидентификации в обществе. При этом чаще всего жертвами травли становятся дети, чем-то отличающиеся от других: в материальном, образовательном, физическом, национальном плане.
Причин возникновения буллинга в классе может быть несколько и часто они кроются в организации нашего общества. Нужно помнить, что дети впитывают получаемые извне знания, и пытаются перенести наблюдаемый опыт в школьную среду. Итак, одной из главных причин того, почему в школах возникает травля — это современные социально-экономические реалии, когда при повышенной мобильности, перенасыщении информацией и при этом отсутствии крепких моральных устоев, популярно решать проблемы агрессивными методами.
Вторая причина — подростковый возраст, сопровождающийся гормональными изменениями, которые способствуют импульсивности, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями в этот период становятся тревога, раздражение, которые подросткам свойственно обращать в агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер неформальной группы, то его непременно начнут копировать последователи.
Ещё одна важная, но редко упоминаемая причина превращения подростка в буллера—жестокое обращение в семье. Как правило, агрессоры — сами жертвы насилия, причём нередко со стороны родителей или ближайших родственников, из-за чего в их сознании закрепился образ дисбаланса власти, когда более сильные старшие, обладающие какими-либо преимуществами — материальными или физическими — злоупотребляют своим статусом, угрожают безопасности младших и тех, кто слабее.
Но самой главной причиной проявлений буллинга конкретно в учебном заведении является педагогическое влияние. Реальность такова, что учитель может сформировать в классе нездоровую в эмоциональном плане атмосферу: повышенной и жестокой конкуренции, публичного порицания, практики оскорблений и унижений. Помимо того, что дети-изгои, как правило, становятся «жертвами» педагога, модель поведения последнего копируется одноклассниками. Однако ошибочно думать, что от такого поведения агрессоров, как в лице хулиганов, так и в лице педагогов, страдают только дети, напрямую подверженные травле. К группе «страдающих» относятся и свидетели буллинга, которые переживают вторичные эффекты насилия, в результате чего живут в напряжении, опасаясь того, что травля будет обращена в том числе на них.
Как распознать жертву буллинга?
Если ребёнок стал жертвой буллинга, особенно со стороны группы подростков, справиться с ним самостоятельно, без помощи взрослых, практически невозможно. По ряду причин.
Прежде всего потому, что ребёнок становится уязвимым в эмоциональном плане, также его опыт разрешения социальных конфликтов ограничен объёмом нужных для этого знаний и навыков. Именно поэтому ключевая роль в разрешении школьных конфликтов должна отводиться родителям, учителям и психологам в учебных заведениях. Только при совместных усилиях и ответственном подходе взрослых, осознании коллективной ответственности буллинг можно свести к минимуму. Профилактика заключается в своевременном выявлении попыток травли, а также в создании комфортных условий обучения. Нужно помнить, что жестокость порождают негативные эмоции, соответственно, нужно добиваться того, чтобы учёба не вызывала этих эмоций. А если они всё же возникли, то создавать условия для их безопасного проживания в виде внеклассных и досуговых активностей. Причём школьники, склонные к агрессии, также не должны становиться изгоями, а, напротив, должны интегрироваться и примерять на себя разные социальные роли, в том числе покровителей и защитников. Важно поощрять дружеские отношения в классе. К сожалению, часто на пути реализации этих идей стоят «технические» проблемы нашего образования: перегруженность классов, наличие педагогов, далёких от понимания детской и подростковой психологии, при этом не желающих пополнять багаж знаний в этой сфере.
Какова же роль непосредственно родителей?
Родным важно вовремя заметить, что ребёнок стал жертвой буллинга. Для этого нужно обратить внимание на такие особенности в поведении, как негативное отношение к школе и нежелание посещать занятия. При этом последнее может проявляться в виде психосоматических расстройств, из-за чего школьник будет склонен к частым заболеваниям. Также должны насторожить подавленное настроение, раздражительность, эмоциональная лабильность (перепады настроения – прим. ред.), из-за чего он может часто плакать, постоянно хотеть спать или закрываться один в комнате, а также плохой аппетит.
При этом не ждите, что ребёнок расскажет вам о проблеме. Жертвы буллинга, наоборот, всячески купируют эту тему. Последние опросы школьников показали, что больше половины из них подвергались буллингу, и только 39 процентов решились рассказать об этом родителям. Однако именно по тому, что ребёнок отказывается говорить об одноклассниках или о школьной жизни уже можно заподозрить неладное. Ответы на ваши вопросы будут односложными и неинформативными, а при попытках узнать больше, последуют агрессия и закрытость.
Как помочь?
К сожалению, сегодня практика сложилась таким образом, что, как правило, родители ребёнка, подвергающегося травле, оказываются один на один с проблемой. И самый популярный выход, выбираемый ими в такой ситуации, — это перевод ребёнка в другое образовательное учреждение в надежде, что там будет лучше. К такому итогу обычно приходят после бесед с учителем, который «ничего не замечал, но теперь обратит внимание». Также школьнику часто советуют самостоятельно наладить контакт со сверстниками и постараться завоевать авторитет. Если родители не довольствуются подобным ответом и доходят до администрации школы, им также демонстрируют отсутствие желания оглашать проблему, опасаясь подпорченной репутации, и советуют разобраться в проблеме с родителями обидчика. «Не выходит? Тогда меняйте школу», — резюмируют администрации. Стоит ли удивляться, что родители буллера вряд ли признают вину своего ребёнка. В итоге родителям пострадавшего ребёнка ничего не остаётся, как перевести его в другое образовательное учреждение или на дистанционное обучение. А если нет такой возможности? Решать вопрос не правовыми методами?
Новый закон об ограничении буллинга как раз призван перевернуть представление об этом явлении с «терпимого» до «неприемлемого» и внедрить понятие коллективной ответственности за него.
Помните, что школьный буллинг вызывает тяжёлые психологические травмы, которые переносятся во взрослую жизнь и становятся причинами затяжной депрессии, панических атак, социофобии, психосоматических заболеваний и даже самоубийств.