Приезд российского президента Владимира Путина в Мариуполь (ДНР) стал неожиданностью для всех: и для врагов, сточивших зубы в злом скрипе, и для местного партхозактива, встреч с которым не было, судя по программе визита.
В приморском городе, который скоро отметит годовщину освобождения от украинской оккупации, президент был недолго: проехал по улицам без помпезности и кортежа, осмотрел новые, возведённые российскими строителями с нуля многоэтажки и реконструированную филармонию, навестил в квартире мариупольскую семью.
Реакция украинского режима была предсказуема и традиционно неадекватна. В офисе Зеленского заявили, что «принято решение снести все здания, построенные в Мариуполе во время российской оккупации». «От так называемого русского мира не должно остаться и следа» – киевские кровавые клоуны намерены «освободить Мариуполь в ходе скорого украинского наступления», а потом всё зачистить бульдозерами. Но от врага ничего иного ждать и не приходится. Гораздо страшнее и опаснее враг внутренний – бюрократия, поверхностность, безответственность. И в этой связи важнее то, чего Путин не увидел, не услышал и не узнал в ходе поездки.
Мариупольцы успели рассказать президенту лишь о двух проблемах, с которыми они столкнулись: очередями за получением российского паспорта и задержке зарплаты в коммунальной сфере.
По первому вопросу Путин поручил разобраться главе МВД Владимиру Колокольцеву. И ситуация начала меняться без проволочек – например, в Донецке мои знакомые, семья врачей, смогли сдать пакет документов на паспорт в считанные часы – и это после двух месяцев мытарств и разговоров с ними «через губу» в паспортном столе. Волшебный пинок, ручное управление – и шестерёнки завертелись.
Задержка зарплат
А вот проблема с массовой задержкой зарплат госслужащим и бюджетникам в ЛДНР осталась. После жалоб мариупольцев лично Путину врио главы ДНР Денис Пушилин был вынужден признать это и объясниться: «Случаи с задержками зарплат есть и в других городах ДНР, в основном на ресурсоснабжающих предприятиях, и связаны они с переходным периодом. У нас часто в силу обстоятельств действовали нестандартные механизмы, которых нет в России, и сейчас все проблемные вопросы, а они разные в различных отраслях, находятся в стадии урегулирования». То есть, если бы проблема не всплыла так резко, то людей и не ставили бы в известность?
По некоторым данным, задержки связаны с перерегистрацией государственных муниципальных учреждений и государственных структур, перерасчётами, переходом на стандарты Российской Федерации. В целом задержки зарплат по разным причинам происходили все девять лет и без переходного периода. Менялись только причины, но проблема решалась. В отличие от массы других проблем, которые приобрели хронический характер.
Когда все ушли на фронт
Например, острейший кадровый голод во всех отраслях. В ДНР кадровый голод выше, чем в других регионах России. Телефоны жителей буквально раскалены от многочисленных СМС – от МЧС до государственных и частных структур и учреждений, которым требуются специалисты и работники всех профессий. Сказывается тотальная мобилизация, эвакуация и волны добровольно покидающих родной край людей из-за постоянных обстрелов, небольших зарплат, отсутствия безопасности и перспектив.
По факту республики стремительно лишаются своего последнего самого ценного ресурса – человеческого: интеллектуального, трудового, творческого и военного – из-за невосполнимых потерь. Его нехватку в гражданской сфере пытаются восполнить добровольцами из других российских регионов, стимулируя их двойными окладами и карьерными перспективами. Но приезжих по-прежнему немного, и они не компенсируют кадровый дефицит. При этом оставшиеся местные специалисты, так сказать, аборигенные, не получают ничего: ни повышенных окладов за работу в экстремальных условиях, ни компенсаций, ни социальных лифтов. Работают не за страх, а за совесть – и именно на них пока ещё всё держится. Но ещё пара-тройка лет подобных перекосов, и, например, в медицине уже будет некому работать.
В отдалённых районах республики дефицит врачей уже начал превышать 50 процентов от общего процента штатных единиц. Костяк медперсонала там составляют люди предпенсионного или пенсионного возраста. Из-за дефицита кадров у всех врачей большие переработки, при этом сверхурочные часы не оплачиваются. Нагрузка выросла минимум в три раза. Часто врачи выполняют и функции медсестёр, ассистируя вместо операционной сестры, делая перевязки и ряд других процедур. Так происходит потому, что младшего медицинского персонала тоже остро не хватает.
Из-за кадрового голода регулярно появляются проблемы в работе электротранспорта. Перебои в работе тоже связаны с укомплектованностью штата водителей троллейбусных и трамвайных депо. В частности, штат водителей городского пассажирского транспорта Донецка укомплектован лишь на 30 процентов. Автотранспортные предприятия не имеют возможности увеличить выпуск подвижного состава на маршруты из-за острой нехватки квалифицированных водителей. «Самыми проблемными вопросами являются неукомплектованность предприятий специализированой техникой и кадрами, а также низкая заработная плата работников», – сообщил в своем Telegram-канале мэр Донецка Алексей Кулемзин.
Тот же Мариуполь имеет новые автобусы для городских маршрутов, но не хватает водителей для их обслуживания, поэтому часть машин не используется. Задержки зарплат тоже остаются бичом отрасли. 10 марта Оксана Шевченко, чей муж работает в коммунальной сфере, гневно отреагировала на происходящее: «Платить зарплату людям надо! Электротранспорт видел деньги в декабре последний раз, и при этом люди работают под постоянными обстрелами!».
Катастрофическая ситуация с кадрами касается всех сфер жизнедеятельности – мобилизация забрала всех: поваров и электриков, сварщиков и техников, грузчиков и инженеров, преподавателей, студентов и учёных, музыкантов и тренеров. Полной статистики, естественно, нет, она либо отсутствует, либо скрывается. Но вот лишь небольшой факт – в Донецкой республике после начала Специальной военной операции на фронт отправились около 3,5 тысячи горняков. Многие из них уже не вернутся…
Пройти через ад
Ещё одной проблемой продолжают оставаться дикие очереди на переходах ДНР с Ростовской областью. В этих пунктах пропуска отменён таможенный контроль, остались только проверка документов и контроль запрещённых к обороту предметов. Но в остальном за полгода после признания ДНР субъектом Российской Федерации ситуация с пересечением админграниц не улучшилась никак. Этим возмущены не только обычные люди, но и политики. Вот мнение Олега Царёва, бывшего главой парламента Новороссии: «Я уже писал о чудовищных очередях на переходах между ДНР и Ростовской областью, пропускных пунктах Успенка и Весело-Вознесенка. Грузовые машины стоят по несколько дней: очередь на Успенку, бывает, растягивается на 40 километров, на Весело-Вознесенку по факту начинается за Новоазовском и длится около 20 километров. Огромные очереди и для легковых машин. Знакомые пересекали границу и стояли в очереди на прохождение досмотра 13 часов! При этом на всём протяжении этих очередей отсутствуют стоянки для отстоя и отдыха, нет ни туалетов, ни кафе, ни даже мусорок. Обочины сегодня превращаются в свалку. А представьте, если едут с детьми, стариками? Нечеловеческие условия. Своё мнение я уже высказывал – очередь для грузовых машин можно уменьшить, введя пломбирование грузовых машин, которые едут транзитом через новые территории в Крым и из Крыма. Досмотр легковых и грузовых машин можно ускорить, если ввести дополнительные полосы для досмотра на КПП, увеличить количество персонала на пунктах досмотра. Ещё один важный момент – контроль за выполнением сотрудниками пограничного пункта нормы по времени досмотра одной машины. Хорошо ускоряют досмотр рентгеновские рамки для легковых и грузовых машин, проверка проходит быстрее, потому что не надо выносить вещи из машины, автомобиль досматривается весь целиком.
Когда присоединили Херсонскую и Запорожскую область, на этих новых территориях началась бы гуманитарная катастрофа, если бы не личное кураторство над границей новых регионов с Крымом главы Крыма Аксёнова: количество пунктов досмотра увеличили, поставили рентгеновские рамки, на каждом пункте каждый день находился представитель главы с секундомером в руках, который контролировал скорость работы сотрудников пограничных пунктов. На КПП стояли камеры и транслировали изображение ему в кабинет, чтобы он мог лично контролировать длину очередей, отсутствие коррупции. За несколько месяцев проблема очередей была снята, работа налажена.
На границе с ДНР и ЛНР девять лет очереди! Девять лет! И никаких изменений в лучшую сторону. Но если раньше это были проблемы жителей республик, то теперь это вопрос выживания Крыма и всех новых регионов. Сейчас начинают строительство четырёхполосной дороги Ростов – Симферополь. Но зачем она будет нужна, если на КПП придётся больше 12 часов в очереди стоять?».
Олег Царев сделал точный вывод: «Проехать из Ростова-на-Дону в Донецк или в Крым по сухопутному коридору – это пройти через ад. Меняются кураторы и ответственные. Меняется статус республик. Но ад на границе не меняется».
Экс-глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин тоже в шоке от очередей на границе с ДНР. Он проехал пропускной пункт Весело-Вознесенка, где сотни машин растянулись в очереди на десятки километров – фактически от Таганрога до Мариуполя. Точно такая же картина и на других пунктах пропуска.
«Машины везут грузы и людей из России в Россию, из Ростовской области в Донецкую народную республику и обратно. Логистические сбои срывают планы снабжения войск и восстановления наших исторических территорий, приводят к прямым и немалым материальным потерям, не говоря об окончательно испорченном настроении людей и их негодовании в отношении тех, кто больше года не может убрать это «узкое горлышко» на важнейших трассах, расширить погранпереходы и их пропускную способность, создать дополнительные нормальные рабочие места для наших пограничников, дав им возможность увеличить пропускаемый поток людей и транспорта.
Я знаю, о чём говорю. В 2014 году после присоединения Крыма Федеральному агентству по обустройству государственной границы, которое тогда возглавлял нынешний глава администрации Байконура Константин Бусыгин, потребовалось всего несколько недель, чтоб решить аналогичную проблему. И это при том, что тогда нужно было создать погранпереход с участием персонала не только пограничной службы, но и таможни и Роспотребнадзора. Справились быстро и эффективно. Так что ж теперь не могут справиться? Руки отсохли?
Между тем, ещё в мае 2022 года президент Путин достаточно резко говорил о том, что на пропускных пунктах тратится очень много времени, не хватает современного оборудования и профильных специалистов, что важно ускорить их строительство и модернизацию. Прошёл почти год. Ничего не изменилось».
Власти ДНР признают проблему. Врио главы республики Денис Пушилин отметил её серьезность и влияние на качество жизни в республике. К концу лета ожидается решение проблемы с очередями на границе с Ростовской областью, когда пропускная способность переходов увеличится в шесть раз. А первые результаты якобы появятся в апреле, когда пропускная способность вырастет в два раза. К 2024 году власти ДНР обещают полностью решить проблему с очередями на контрольно-пропускных пунктах за счёт модернизации и реконструкции. Кроме того, откроется ещё один КПП Ульяновское – Шрамко.
Упомянутые проблемы – лишь верхушка того массива нерешенных вопросов, который накапливался в республиках долгие девять лет. Сколько визитов Путина необходимо, чтобы воз бюрократии двигался, а не тормозил – неизвестно. Но одного явно недостаточно…
Марина Харькова, Донецк, собственный корреспондент «Родины на Неве» в ДНР