Чем закончится шторм на российском автомобильном рынке?

mashini1

Автомобильный рынок штормит. За последние дни целый ряд зарубежных компаний по производству машин сообщил о прекращении поставок в Россию. Некоторые заводы на территории страны остановили конвейеры и ждут дальнейшего развития событий. Оставшуюся технику автодилеры продают по бешеным ценам. При этом эксперты склоняются к мнению, что даже с возможным уходом привычных брендов Россия без машин не останется: освободившиеся ниши займут конкуренты.

Автомобильный рынок в России находится в состоянии неопределённости

О приостановке поставок автомобилей в РФ заявили Бренды ВMW, General Motors, Volvo и Volkswagen. Компания Nissan начала сокращать объемы производства на своих предприятиях на территории страны. Завод Hyundai в Петербурге временно приостановил работу из-за нехватки комплектующих. То же самое касается завода Toyota. На авторынке повсеместно царит неопределённость. Стоит отметить при этом, что ни одна из автомобильных компаний, заморозивших свой бизнес на российском рынке, пока не объявляла о полном уходе — дверь оставили приоткрытой.  

Автоэксперты считают, что сохраниться в стране могут в первую очередь те компании, которые имеют в России свои заводы. Крайне важен российский рынок корейским производителям. Альянс Renault-Nissan вложил в бизнес на территории РФ огромные средства, и вряд ли без непреодолимого давления откажется от него. Немецкие производители тоже делали большие вложения, и даже в случае вынужденного ухода могут попробовать провернуть хитрый ход и, например, в партнёрстве с китайцами начать продавать свои машины под новым брендом.

Китай, вероятно, широко развернётся в России, тем более, что китайские производители не связаны санкционной политикой. Машины из Поднебесной и так уже неплохо продвинулись в России, в перспективе — приход новых брендов. Скорее всего, заинтересованность в российском рынке есть у индийских автопроизводителей — компаний TATA и Mahindra. Отечественному автопрому будет непросто, но машины с конвейеров сходить продолжат. А ещё есть узбекский автопром, который выпускает на рынок бюджетные автомобили, что в нынешней ситуации крайне актуальная тема.

Самые популярные узбекские машины — Daewoo Nexia и Daewoo Matiz. Но в последние годы компания экспериментировала с брендированием и выпускала автомобили под менее известными названиями. На российском рынке может развернуться узбекский Chevrolet, неброский по дизайну, но ориентированный на обычного покупателя, а в свете текущих событий покупатель очевидно умерит аппетиты. В случае давления не исключено изменение наименования, под которым машины будут поставляться в Россию.

Узбекский производитель готов поставлять в Россию и компактные малолитражки, и неприхотливые седаны, а также запчасти к ним. Преимущества моделей — доступная стоимость машин и запчастей для ремонта, надёжность простой конструкции и в целом приличная приспособленность к нашим условиям эксплуатации. У автоэкспертов, правда,  есть пожелания по большей устойчивости кузова к российским погодным условиям, но этот вопрос, вероятнее всего, решаемый.

В общении с «Родиной на Неве» руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев высказал своё мнение по поводу потенциального изменения российского автомобильного рынка:

«Узбекский автопром собирает, в основном, автомобили Daewoo. Одни из лучших массовых автомобилей, которые у них были в продаже, это Daewoo Nexia и Daewoo Matiz. Daewoo Matiz — это маленький, малолитражный автомобиль. Что касается качества автомобилей, они примерно на уровне российской сборки. То же самое касается «долгожительства» на уровне потребления».

По мнению автоэксперта, в нынешних реалиях узбекские машины могли бы компенсировать определённую долю рынка, но небольшую. Захватят рынок, скорее всего, китайские производители.

«В отсутствие основных конкурентов рынок займут китайские автопроизводители. Я думаю, что минимум 70-80 процентов людей в нашей стране будут пересаживаться на китайские автомобили. Они поднимают качество, но самое основное — могут обеспечить запасными частями. Всё остальное в мире нестабильно», — говорит Сергей Канаев.

С его точки зрения, хорошие перспективы у китайских среднеразмерных кроссоверов, семейных машин, а вот бизнес-класс «вряд ли пойдёт на ура»: ему надо хотя бы лет пять, чтобы дойти до уровня южнокорейских машин.

Собеседник издания считает, что и заявившие об «уходе» автопроизводители постараются по возможности сохранить присутствие. Южнокорейские производители, похоже, пробили свои интересы у США и, вероятно, продолжат сборку. В противном случае, это повлечёт серьёзные убытки и будет сильным ударом по ним. Volkswagen может попытаться найти новые каналы поставки. «Надеюсь, что южнокорейский концерн останется, и сохранится какая-то конкуренция, если Volkswagen останется, и Renault, который присутствует на АвтоВАЗе. Я думаю, вряд ли Renault уйдет. Если они уйдут, то думаю, что остановится и наш конвейер. И останутся южнокорейские автомобили с китайскими», — рассуждает эксперт. Как бы ни развивалась ситуация, цены поднимутся неизбежно, добавляет он.

Отечественный автопром сохранится, но по уровню его продукция — не конкурент японским, южнокорейским, американским, западным автомобилям, и, наверное, китайским тоже. Хотя есть у нас уникальная машина — автомобиль «Нива».

«Единственный автомобиль, конкурентоспособный на российском рынке, и он доказал это тем, что его спустя двадцать лет поставили на главный конвейер на АвтоВАЗе обратно, это автомобиль «Нива». Я считаю, что это лучший российский автомобиль. Сейчас он к тому же получил новые модификации. Это очень конкурентоспособный автомобиль, но имеется в виду качество эксплуатации, его технические характеристики, но не салон и тому подобное. Хотя, по сути, в «Ниве» комфорт и не нужен — это такой автомобиль, почти багги», — делится мнением Сергей Канаев, с сожалением добавляя, что развития успешной модели долгие годы практически не было, и это причина, почему нам сложно конкурировать с иностранными машинами.

Перестроение рынка возможно, но это дело совсем не быстрое, снизил градус оптимизма в общении с «Родиной на Неве» экономист Дмитрий Прокофьев. Давление на Россию огромное, и участники рынка стараются тщательно взвесить все «за» и «против», обеспечив себе максимально выгодные условия:

«Надо понимать, что в подобных ситуациях быстрое замещение невозможно, хотя бы потому что потенциальные поставщики будут требовать для себя максимально выгодных условий. Они не будут замещать сейчас, потому что это будет противоречить их бизнес-интересам. Они дождутся того, чтобы ситуация стала совсем необратимой, и уже после этого придут на рынок, диктуя свои условия.

Нынешняя ситуация может быть разрешена быстро только политическими средствами. В этом случае всё можно будет отыграть назад. Но не надо думать, что узбекские или китайские партнёры будут сейчас нам как-то помогать. Они воспользуются ситуацией в интересах своего бизнеса, как это делается всегда. Особенно это касается Китая, который придёт на своих условиях и может стать фактически монополистом».

На вопрос, интересен ли российский авторынок Узбекистану, собеседник издания ответил положительно, но с большой оговоркой, что в рискованную зону узбекские автопроизводители входить скорее всего не станут: «У Узбекистана достаточно своих задач. Для него гораздо важнее сейчас международные инвестиции. Для Узбекистана Россия — важный, но не критичный партнёр».

Юлия Медведева

Вам будет интересно