Быть или не быть отмене прямых выборов губернаторов

vibori2

На этой неделе в СМИ активно обсуждается перспектива потенциальной отмены прямых губернаторских выборов. Тема возникла с подачи «Ведомостей», которые со ссылкой на федеральных чиновников анонсировали обсуждение этого вопроса на Совете законодателей при участии президента России Владимира Путина. Совет законодателей миновал, но ни подтверждения, ни однозначного опровержения этой информации не появилось. «Родина на Неве» попросила экспертов оценить возможность отмены прямых губернаторских выборов и её целесообразность.

«В целом то, что мы видим и одни сигналы, и другие, говорит о том, что вопрос не решён и есть дискуссия»

В начале недели газета «Ведомости» сообщила, что в ближайшее время могут поднять вопрос об отмене прямых губернаторских выборов. Возможно, об отмене временной. Как вариант, с переходом на избрание глав регионов через заксобрание. Ясности не было и с тем, каких именно регионов может коснуться изменение системы. Ожидалось, что вопрос прозвучит на Совете законодателей 27 апреля, но он там не прозвучал. Зато в общении со СМИ одни представители власти опровергли дискуссию об отмене прямых выборов, а другие сообщили, что «решения о процедуре выборов губернаторов пока нет».

К сведению: прямые выборы губернаторов в единый день голосования в сентябре 2022 года запланированы в 14 регионах: во Владимирской, Тамбовской, Ярославской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской областях, а также в Республике Бурятия, Карелия, Марий Эл и Удмуртской республике. Процедура непрямых выборов существовала в РФ в 2005-2011 годах. В настоящее время она применяется в пяти республиках Северного Кавказа, трех автономных округах и в Крыму.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас в эфире радио Sputnik сообщил следующее:

«Решения, связанные с переносом выборов, со сменой модели выборов губернаторов — такие законодательные, конституционные, подчеркну, решения возможны. Есть ли сейчас такие законопроекты? Таких законопроектов сейчас в парламенте нет. Могут ли они теоретически появиться? Теоретически, может всё что угодно появиться. Важно, чтобы это чётко соответствовало Конституции и основным гарантиям избирательных прав. Давайте перестанем заниматься спекуляциями. Если такой закон появится, мы его обсудим. Уверен, что он будет понятным с точки зрения конституционных положений. Если такой законопроект кто-то внесёт. Сегодня у нас нет на столе, и в Петербурге, на совете законодателей, не было такой повестки».  

В то же время заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике Владимир Мазур давал такой комментарий: «Пока ещё в консультациях, вчера президент сказал, что мы должны давать населению право участвовать в этом. Хотя и тот, и другой вариант подразумевают участие: либо напрямую, либо через представителей. Когда будет окончательное решение, сказать не могу. Думаю, что в ближайшие дни».

«Родина на Неве» обратилась к политологам с просьбой дать оценку целесообразности отказа от прямых выборов.

Политолог и публицист Юрий Светов:

«У нас есть аналитики, которые всё время смотрят назад. Возникает какая-нибудь проблема в государстве, и они тут же оборачиваются назад, ищут аналогии. Тогда, когда отменяли губернаторские выборы, была совершенно иная ситуация. А сейчас для чего их отменять? Ритм устоялся, логика понятна. Если, допустим, меняют губернатора до выборов, то ему даётся возможность полгода-год показать себя в роли временно исполняющего обязанности, и граждане его потом избирают или не избирают. Идут разговоры о том, что на фоне специальной военной операции будет сложно проводить выборы. Я так не думаю. Есть разговоры о том, что упадёт поддержка исполнительной власти, правящей партии «Единая Россия». Опросы пока этого не показывают. Если власть будет справляться с вызовами, которые сейчас есть, победят её кандидаты. Не будет справляться — выберут других. Что здесь смертельного? У нас в Государственной Думе представлены четыре партии — не нравятся единороссы, выбирайте представителей от других партий или вообще беспартийного губернатора. Нет проблем.

Политолог Юрий Светов

Сейчас, тридцать лет спустя после того как образовалась новая Россия, условия совсем другие. Выросли другие люди, другие избиратели. Сейчас избирателей, на которых делалась опора ещё десять лет назад, на людей, которым 60-70 лет, у которых всё сформировано на основе советских представлений, этих людей всё меньше. Голосует-то другое поколение уже».

Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников оценил возможность отмены прямых губернаторских выборов как в Петербурге, так и в других регионах:

«В Петербурге мы до этого ещё не дожили, выборы здесь должны состояться в 2024 году, а до этого ещё далеко. На Северо-Западе пока что три избирательных кампании: Карелия, Новгород и Калининград. Калининградский губернатор сказал, что не нужно отменять прямые выборы, он за избрание народом. Если и есть какие-то проблемы, то только в Карелии, но в Карелии всё время есть проблемы. <…> С другой стороны, Карелия как национальная республика могла бы сама для себя принять решение о непрямых выборах главы региона, и как в целом ряде других национальных объединений проводить выборы через парламент. Это и нынешнее законодательство позволяет.

В целом то, что мы видим и одни сигналы, и другие, говорит о том, что вопрос не решён и есть дискуссия, хотя президент, выступая в среду на Совете законодателей, говорил о том, что прямые выборы нужно сохранять. Правда, при этом он не акцентировал внимание на том, что имел в виду конкретно — выборы представителей законодательных органов власти, депутатского корпуса, или прямые выборы глав исполнительной власти.

Политолог Дмитрий Солонников

Когда речь заводят об отмене прямых выборов сейчас, почему-то в основном акцентируют внимание на экономической составляющей — что выборы связаны с большими затратами. На мой взгляд, это полная ерунда. Другой аргумент — сейчас очень сложная политическая обстановка, и проведение в ней выборов связано с определёнными рисками. Здесь я больше согласен. Действительно, в сложные для государства моменты выборы могут быть отменены, но тогда давайте об этом честно говорить. И тогда надо начинать не с выборов, а с экономики. если ситуация переходит в модель мобилизационного управления, тогда не надо заниматься ерундой типа либерального экономического курса, тогда ­ жёсткое государственное регулирование, тогда — прежде всего — жёсткое управление экономикой на мобилизационных рельсах, если нам это сейчас важно. А потом уже и мобилизационная ситуация в управлении государством. Отмена всех выборов, конкретные назначения.

Но опять же мобилизационное состояние общества требует соответствующей ответственности. Если мы переходим на мобилизационные рельсы управления, тогда отмена выборов компенсируется жёсткой ответственностью за выполнение или не выполнение руководящих указаний, спущенных сверху. Не выполнил — смертной казни у нас нет — значит, отправился в места не столь отдалённые с полной конфискацией имущества и поражением в правах на длительное время. Хотите в этой системе работать — пожалуйста. Не берётесь — значит не надо идти в систему управления. Это если установлена мобилизационная система.

А заниматься какими-то смешными подстраиваниями, имитацией мобилизационных действий — экономика пусть развивается как хочет, а мы будем оставлять свободу вывоза средств из страны (к слову, в первом квартале они превысили показатели прошлого года), но выборы давайте отменим — нет резона. Хотя, конечно, проще договариваться в коридорах власти, с ограниченным кругом людей, принимающих решения, чем убеждать в этом население.

Поэтому, если есть политическое решение, и речь идёт о мобилизационной системе управления и хозяйствования, тогда да, это может быть — ситуация и правда сложная. Но это тогда должно быть комплексное решение — в политике, в экономике, с соответствующими решениями, с соответствующей ответственностью для всех.

На мой взгляд, попытка отказа от выборов опасна для страны. В этой ситуации теряется связь между населением и органами управления. Это имитация возможности диалога между федеральным центром и субъектами федерации, когда федеральный центр назначает губернаторов в субъекты федерации, а потом пытается с ними же вести диалог, как с представителями этих субъектов федерации. Назначенные губернаторы не представляют в данной ситуации регионы, они представляют федеральный центр в этом регионе. Они не представляют региональные элиты, они не представляют население. Исчезает диалог федерального центра с представителями регионов, а это крайне опасно. Центр получает неадекватную информацию о том, что происходит в регионах, и он не может опереться на данных руководителей в случае, если ему нужен диалог с местными структурами.

Мы всё это прекрасно видели в ситуации Януковича, у которого также были по всей Украине расставлены его губернаторы областей. В ситуации, когда Янукович пошатнулся. ни одна из этих областей слушать губернаторов не пожелала, они их за своих не принимали, и вся власть рассыпалась в одночасье.

В нашей стране руководители субъектов в этих субъектах должны восприниматься как свои лидеры. Отмена выборов эту функцию отменяет. Поэтому временно, на сложный период, такой шаг возможен, но как система — это, конечно, не работающая модель, и эффективно управляться страна при назначенных руководителях не может и не будет».

Юлия Медведева

Вам будет интересно